Гоголевская мистика на орской сцене
- Общество
- 31-05-2007
Об орском спектакле по гоголевской «Женитьбе» до сих пор мнения неоднозначны, и зритель буквально растерялся от обилия рецензий. Что думает об этой постановке и о работе театра им. А. С. Пушкина Т. Текутьева, профессионал-театровед, член областной комиссии по присуждению премий за лучшую актерскую работу сезона?
Вырастим зрителя
– У входа меня встретили две афиши со спектаклями для детей и репертуаром для взрослых, – рассказывает она, – и названий было поровну, что случается не в каждом драматическом театре. Детские постановки – большая редкость. Плюс Орску за продуманную политику растить своего зрителя. От театра нас отвадили, но дети должны бывать в нем. Интересно, что орские спектакли для маленьких на таком же высоком уровне, что и взрослые, актеры играют без поблажек. Хотя в театральной среде бытует мнение, что для ребятишек можно ставить простенькое, элементарное, дежурное к Новому году, праздникам, каникулам. Но только не в Орске. Детский репертуар – вполне самостоятельные театральные произведения. Я увидела за два дня сказку «Царевна-лягушка» для младшего возраста и пьесу Ксении Драгунской «Все мальчишки дураки». Эта пьеса по жанру – игра, дети видят, что театр – особое искусство, где важно не слово, но действие. Театральный язык – когда без слов можно понять, что происходит. Спектакль о царевне-лягушке выдержан в традиционной классической манере. И необыкновенно хорош. Нарядный, декоративный, несущий смысловую нагрузку. Художник Зограбян, между прочим, лауреат Национальной премии «Золотая маска», выступает как соавтор. Лесное берендеевское царство, Иван-царевич в цветочном венке, как Лель. Царь держит в руках цветущую ветку, в цветах царевна. Кащеева страна – мертвая, безжизненная. Кащей закован в металлический костюм типа бэтмановского. Холодное синее свечение наглядно показывает, где живое, где мертвое. Спектакль наполнен актерским смыслом. Там не просто абстрактный царь (его играет артист Валерий Медведев), а с характером, немножечко вздорный, чуточку домашний деспот. Будущие снохи несут в себе признаки сословия. Генеральская дочь, статная, высокая, вышагивает, как на плацу. Купеческая – округлая, маленькая.
Почему я начала с детских работ? Потому что сначала надо вырастить такого зрителя, который сможет понять и захочет принять серьезные спектакли. Такой, как «Женитьба». Спектакль непростой, его надо смотреть и самому трудиться. Его поставил Андрей Санатин, московский режиссер трагического мироощущения.
Есть в сватовстве нечто бесовское>
– Пьеса не блещет особой сценической историей. Житейский простенький рассказ о закоренелом холостяке, который никак не хочет жениться, а, вроде бы, надо. Ему подыскивают невесту, но в последний момент он передумывает. Вот и все.
– Но ведь эту историю написал Николай Васильевич Гоголь, фантастический реалист. Первым это осознал Эфрос, поставивший удивительный спектакль, а до этого у пьесы и русского театра отношения не складывались. Вот и Санатин эту пьесу прочитал как мистическую. Спектакль начинается с мрачной картинки: на сцене – барак, запущенное жилье людей, которые живут низко – низменно. Играющий Подколесина Михаил Козлов показывает почти клиническую картину начинающегося безумия. Слуга опекает его, как нянька, оборачивает платочком. К Подколесину приходит друг Кочкарев.
Этот образ традиционно театром трактовался с некоей чертовщинкой, искусителем чувств не от мира сего. Именно он начинал историю женитьбы. В орском спектакле Кочкарев как раз нормальный, душевно здоровый человек, главный герой. Он видит, как погибает Подколесин. И хочет помочь ему выбраться, чтобы у человека сложились нормальная жизнь, семья. Ведь одиночество приводит к деградации. А черт в этом спектакле тоже есть – сваха. Она тоже имеет намерение женить Подколесина, выдать замуж купеческую дочь Агафью Тихоновну. Но при этом подбирает ей совершенно не подходящих женихов, моральных уродов, неудачников. Она хочет составить пару нежизнеспособную, а это и есть бесовщина. Кочкарев же подбирает ту невесту, которая подходит другу, со свахой они антагонисты. Идет борьба. Но в этой борьбе сам Подколесин должен постоять за себя.
Есть момент, когда он уже выражает согласие жениться. А потом, когда трусит, возвращается в запущенное жилье, на сцену опять выходит сваха. Полный трагизм – человек потерялся, душевно погиб.
Театр ругать не за что
– Вы думаете, Гоголю понравилась бы подобная трактовка?
– Пьеса полностью ложится в спектакль, там нет никаких противоречий, текст не переписан. Актерский ансамбль несет замысел режиссера, понимает, что он хочет, и умеет это сделать.
От спектакля очень сильное эмоциональное впечатление, как от ушата холодной воды.
– Насколько он современен?
– Настолько, насколько мы разрушаем свою жизнь, не желая перемен, не участвуя в них. Это спектакль высокого уровня, он достоин театрального фестиваля и в выгодном свете представит Орск. Настоящая, хорошая режиссерская работа.
– Понял ли это зритель? Не каждый же из нас театровед.
– Зритель был внимательным. Не допускал мимолетных реакций, смешка. Думаю, что он не все понимал, но чувствовал.
Когда на сцене происходила воображаемая «репетиция» венчания и над Агафьей Тихоновной и Подколесиным держали колпаки, зрители зааплодировали. Был эмоциональный посыл – и зритель душевно откликнулся.
– В последнее время театроведы часто посещают орский драматический. Помнится, и вы не раз поругивали спектакли. Произошло чудо?
– Сюда стали приглашать серьезных режиссеров, которые приезжают не сорвать куш, а работать с актерами, выполнять честно свою работу. Повысился критерий отбора произведений. Настоящий уровень, и впечатления яркие.
Татьяна Белозерова
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024