КТО СТРОИТ – ТОТ И УПРАВЛЯЕТ
- Экономика
- 23-01-2001
Во время недавней предвыборной кампании мало кто из претендентов на депутатский мандат, а то и, берите выше, кресло мэра обходил стороной строительный комплекс, который – чего там скрывать! – давно находится в глубокой коме. Но одно дело - предлагать популистские рецепты, не имеющие ничего общего с орской реальностью, и совсем другое – грамотно, комплексно и, что важнее всего, – оперативно решать накопившиеся в отрасли проблемы.Вот почему с изрядной долей оптимизма воспринял победу команды Юрия Черноусова, к слову, неплохо зарекомендовавшего себя именно на хозяйственной ниве. Вот отчего вскоре после декабрьских выборов с группой моих товарищей (в том числе - Н. Н. Шапошниковым) напросились на прием к его первому заместителю - Н. Кондрашову. Думалось, что наш строительный, да и просто житейский опыт поможет уберечь новую власть от поспешных ошибок, правильно расставив приоритеты. Николай Иванович в принципе принял неплохо, но – вот беда! – не дослушал до конца. Помешали какие-то непредвиденные хлопоты. Тем не менее пообещал, что, как только позволит время, встретится с солидной группой «хозяйственников», пусть даже и пенсионного возраста, для обстоятельного разговора.
С той поры минуло недели три. Николай Иванович так и не позвонил. А потому, пользуясь случаем, хочется не столько напомнить о себе, сколько заострить ту проблему, которую рано или поздно придется публично обсудить. При этом важно не только собрать (в том числе – через средства массовой информации) различные мнения, но и, конечно же, поскорее принять политическое решение.
Тем более, что и вопрос - тоже политический. Наличие своего жилья, а еще лучше – построенного самостоятельно, дает другую, более устойчивую к любым искушениям идеологию. Ведь только в этом случае родится средний класс разумных потребителей, который, в свою очередь, сформирует весьма консервативное отношение к различным политическим изыскам.
Вспомним текст одного из указов Ельцина, когда-то строителя-профессионала: «Стоимость одного квадратного метра жилья должна быть не выше двух средних зарплат по региону…». Соотношение – самое разумное. Становится выгодным брать кредиты, развивать ипотеку, а значит, - весь строительный комплекс.
Этот указ, как, впрочем, и многие другие, не выполняется. И в Орске, и в Москве стоимость жилья упорно опережает зарплату как минимум на треть. Но обидно даже не это. В Москве и других регионах – в отличие от Орска – сумели в принципе улучшить качество жилья и один из его основных показателей – теплопроводность. Как многоэтажные (до 22 этажей), так и 2-3-этажки возводят в монолите по несъемной опалубке. А значит, знаменитая в городе 21-я серия, как и в целом крупнопанельное домостроение, исчерпали себя. Мало того. Налицо нашествие – иного слова и не подберешь - новых, не апробированных как следует стройматериалов, иной раз и вовсе с «липовым» сертификатом. К примеру, качество крупнопанельных домов с плоскими крышами – на основе собственного восприятия – может оценить каждый третий житель Орска. Ну а качество отделочных материалов - «благодаря» городской программе «Фасад» - и вовсе любой орчанин.
Про экологию жилья можно говорить долго. Приведу один пример. Лет пять назад, при строительстве коттеджей в Подмосковье, широко использовались пенопласт и пеностирол, имевшие, кстати, все сертификаты безопасности. Высокая теплоизоляция и прочие удобства –налицо. Неудивительно, что какой-то разворотливый предприниматель наладил из них выпуск ульев, куда более дешевых и легких, чем деревянные. Но пчелы сертификатов не читают, рекламу не смотрят. Часть в новых ульях поумирала, большая же часть, движимая инстинктом самосохранения, улетела прочь.
Снизить стоимость основных видов стройматериалов при одновременном обеспечении качества и экологии – задача, конечно, труднейшая, но именно за это звено, по моему глубокому мнению, можно вытянуть всю цепочку строительства жилья и начинать нужно с проектов и базовых цен на стройматериалы.
Вот почему хотелось бы узнать мнение городской архитектуры и проектных организаций по следующим вопросам:
1. Сколько и какого жилья, включая пригороды, с учетом «неуправляемых» застройщиков, Орск будет строить в ближайшие четыре года.
2. Какие перспективные архитектурные и конструкторские решения накопились в творческих мастерских за десять застойных лет и почему они оказались невостребованными.
3. Кто из местных производителей стройматериалов постоянно работает над качеством и снижает цену до уровня массового потребителя.
4. Какие организационные и технические меры, кроме банальных попыток «раскроить» городской бюджет, могут быть использованы в строительной индустрии.
И, конечно, не забывайте о стимуле. Как пример – частные «маршрутки». Только благодаря выпуску ГАЗом относительно дешевых (опять же не в убыток себе) микроавтобусов, эта услуга - без излишнего шума и траты бюджетных средств – оказалась по карману среднему орчанину и утвердилась в городской жизни. Загубить ее может только монополизм, а вовсе не рост шоферской зарплаты и цен на горючее.
Очень рассчитываю, что дискуссия будет продолжена, и прежде всего – на страницах «Орской хроники».
Г. КУЗНЕЦОВ,
лауреат Государственной премии.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Не забыли про грунтовые дороги
13-12-2024 -
Каждый дом должен быть под присмотром УК
13-12-2024 -
Эх, покатаемся!
13-12-2024 -
Что почем? | Не ударит ли новогодний салат по кошельку?
13-12-2024 -
«Лучший урок» орских педагогов
13-12-2024