РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

НАЧИНАЕМ ЗАДЫХАТЬСЯ. КТО ВОЗЬМЕТ СИТУАЦИЮ ПОД КОНТРОЛЬ?

В мае прошлого года указом Президента Государственный комитет по экологии был упразднен, а его функции переданы Минприроды. Видимо, у высоких чиновников создалось мнение, что в России нет больше проблем с окружающей средой. Вскоре после выхода документа были ликвидированы и местные экологические органы.Часть их работников перешла на службу в областные природоохранные центры, другим предложили работу на федеральном уровне. В. Соколова – бывший председатель комитета охраны окружающей среды – теперь стала федеральным государственным инспектором комитета природных ресурсов Оренбургской области.
- В настоящее время просматривается четко выраженная тенденция правительства большую часть задач, которые раньше решали федеральные органы охраны окружающей среды, передать субъектам федерации и органам местного самоуправления, - сказала в беседе с корреспондентом «ОХ» Вера Викторовна. – Об этом, в частности, говорилось и на заседании правительства, которое состоялось 29 декабря прошлого года. Сейчас идет переработка существующего законодательства и закона об охране окружающей среды. Этим занимаются рабочие группы в Государственной Думе, Союзе российских городов, хотя, должна отметить, на местах законодательной базы для осуществления охраны окружающей среды вполне достаточно.
- Так кто же сегодня занимается проблемами экологии в Орске? Или все пущено на самотек?
- Наши работники, став государственными инспекторами, фактически выполняют свою прежнюю работу, осуществляя экологический контроль на территории города. Конечно, за годы реформы из-за нехватки финансирования многие задумки не удалось реализовать, а сейчас в связи с реорганизацией охраной среды напрямую никто не занимается. Я не скажу, что городские власти этим вопросам не уделяют внимания, но человека, который в структуре администрации отвечал бы за эти проблемы, нет, а такая необходимость назрела. Ведь экологическая обстановка сегодня в городе непростая. В связи с подъемом производства на предприятиях увеличились выбросы вредных веществ, сбросы в водоемы, которые по отношению к 1999 году возросли в два раза. Конечно, нынешняя ситуация никак не сравнима с той, которая была в конце 80-х - начале 90-х годов. Тогда мы соответствовали зоне чрезвычайной экологической ситуации, выбросы на город составляли свыше 400 тысяч тонн в год, в 2000-м эта величина составила порядка 160 тысяч тонн.
Сейчас главная задача города – не упустить контроля за этой ситуацией.
- Помнится, лет 10 назад государственная экологическая экспертиза признала Орск зоной чрезвычайной экологической ситуации. Что это нам дало?
- Небольшие средства из федерального бюджета тогда были получены. Экологической ситуацией управлять только на уровне города, для чего нужны очень жесткие экономические механизмы, нормирование загрязнения среды. Этими вопросами теперь должен заниматься сам город.
- Об экологической программе в свое время очень много говорили. Но она так и не была принята. Почему?
- Наши разработки тогда вошли в областную программу социально-экономического развития в условиях сложной экологической обстановки и вошли в первоочередные мероприятия по Уралу и Тюмени. Сейчас готовится программа об экологической безопасности Уральского региона. Но нынешнее наше положение, когда мы вроде бы относимся к региону Урала, а департамент у нас Приволжский, создает немалые сложности. А ведь в свое время Министерство экономики четко прописало, что орская программа полностью входит в экологическую программу Урала. Но сколько людей у руля государства за эти годы поменялось, с кого спрашивать?
- Как-то на заседании горсовета довелось услышать, что деньги, поступающие на экологические нужды города, оседают в области, а вы и пальцем не шевельнули, чтобы взять и употребить их по назначению.
- Дело обстоит не совсем так. Деньги, которые собираются с предприятий за загрязнение окружающей среды, до недавнего времени поступали во внебюджетные экологические фонды. Основная природоохранная деятельность города шла именно за счет этих фондов. 18 процентов из этих средств нужно было отдать в федеральный центр, 30 – в область, остальные оставались в городе. Причем Оренбург свою долю оставлял в Орске. На эти деньги мы в свое время с помощью студентов почистили Зауральную рощу, Елшанку, ряд парков и скверов, занимались озеленением, создавали научно-методическую базу для земельного кадастра. Был обследован также Кумакский водозабор, проведены инвентаризация и паспортизация складированных отходов. Большая часть средств шла на строительство очистных сооружений. До сих пор мы тесно сотрудничаем с промэкологией по выявлению различных факторов детской заболеваемости, что позволяет медикам более эффективно бороться с детскими недугами. По Кумакскому водозабору были разработаны также рекомендации, какими скважинами более безопасно пользоваться во время паводка, зимой, летом и т. д.
У многих горожан складывается впечатление: мол, зачем на науку деньги тратить. Но надо понять, что нельзя принять хорошего управленческого решения, не имея четкого научного обоснования. Под будущие программы нужна сильная база.
К сожалению, с нынешнего года законом о федеральном бюджете платежи за загрязнение окружающей среды стали поступать не во внебюджетные фонды, а в бюджеты разных уровней. Предприятия, как и прежде, отдают деньги, но они идут через налоговое казначейство. По этому закону 19 процентов из всех поступлений теперь идет в федеральный бюджет, 81 процент – в субъект федерации, то есть область. Она должна возвратить городу на решение экологических задач. Но этого не происходит и они лежат мертвым грузом в областном финуправлении.
- Так что же, их и взять оттуда нельзя?
- Область в конечном счете будет возвращать нам эти деньги на финансирование городских экологических мероприятий. Такая программа была в свое время разработана, но теперь ее надо дополнить, чем мы и занимаемся. Она предусматривает строительство очистных сооружений, ликвидацию несанкционированных свалок, материально-техническое обеспечение природоохранных служб, затраты на науку и т. д. Словом, программа просматривается, только кто в горадминистрации всем этим будет заниматься…
- Экологический фонд, стало быть, приказал долго жить?
- Фонд по-прежнему существует, но поступлений в него нет. Пока нет соответствующих документов и городской экологической программы. В свое время она создавалась и финансировалась из областного, федерального бюджетов, за счет средств предприятий. Нынче требуется новое осмысление экологических проблем. Мы по-прежнему будем выполнять возложенные на нас обязанности. Но еще раз хочу подчеркнуть, что городским властям надо продумать, чтобы при администрации был человек, который занимался бы проблемами экологии. Так поступают во многих регионах и городах РФ, такой опыт есть, в частности, в Сургуте, Королеве, Бронинске, где действуют отделы охраны окружающей среды. Верится, что и в нашем городе какая-то экологическая структура появится. У каждого человека есть право жить в благоприятной среде и очень хочется, чтобы оно было реализовано.

Материалы по теме

НАЧИНАЕМ ЗАДЫХАТЬСЯ. КТО ВОЗЬМЕТ СИТУАЦИЮ ПОД КОНТРОЛЬ?

В мае прошлого года указом Президента Государственный комитет по экологии был упразднен, а его функции переданы Минприроды. Видимо, у высоких чиновников создалось мнение, что в России нет больше проблем с окружающей средой. Вскоре после выхода документа были ликвидированы и местные экологические органы.Часть их работников перешла на службу в областные природоохранные...

ДЕТЯМ ПОВЕЗЛО БОЛЬШЕ

В связи с началом купального сезона городским центром госсанэпиднадзора проведена комплексная проверка местных пляжей.Результат санитарно-гигиенического обследования пляжей, расположенных на реке Урал, следующий: на взрослом пляже, в отличие от детского, купаться пока не рекомендуется. Так, если пробы воды, взятые на детском пляже, имеют удовлетворительное качество, туалет находится в удовлетворительном состоянии, на...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.