Золотые полвека прожили вместе супруги Бегун в мире и согласии
- Люди нашего города
- 14-07-2001
Обмен в день свадьбы обручальными кольцами – это символ того, что муж с женой будут неразлучны до конца дней. И ни одна церемония регистрации брака не обходится сейчас без этой традиции.
Но через год, два, как показывает статистика, треть молодых семей распадается. Николай Максимович и Валентина Михайловна Бегун полвека назад даже не могли мечтать о каких-то кольцах, красивых нарядах и дорогих украшениях - свадьбу играли в тесном кругу родных и друзей, в простой до предела обстановке.
И тем не менее прожили душа в душу пятьдесят лет! На днях семья Бегун отметила золотую свадьбу.Их семьи были знакомы давно, да и жили в принципе рядом. В то время, когда, как выражается Николай Максимович, он уже гулял во всю, Валя была маленькой, щупленькой и домашней девочкой.
В 40-х годах Николая призвался в армию и оказался он в 55-м тяжелом танково-самоходном артиллерийский полку. О событиях лета-осени 1945 года, когда шла война с Японией, сейчас как-то мало вспоминают. Николай Михайлович знает об этой кампании не понаслышке.
С августа по сентябрь солдатам пришлось протопать более полутора тысяч километров через монгольские степи. По сути чуть ли не по пустыне, от колодца до колодца по болотам Манчжурии, преодолевать Хинганские горы, где, как говорится, проходили только горные козы. Из многочисленных встолкновений с врагом наиболее запоминающееся случилось на одном из японских опорных пунктов. Несмотря на небольшую численность, гарнизончик был обнесен очень мощным забором, и поэтому все попытки взять его приступом заканчивались тем, что нападавших расстреливали из пулеметов и пушек. Горючее в танках кончилось совсем близко от этого японского укрепления. Использовать пехоту было бессмысленно, артиллерию - слишком большое расстояние. Командир нашел оригинальное решение - слить со всех 26 танков оставшееся горючее и подъехать на одном поближе к укреплениям. Водителем машины был Николай Максимович. Стрелок выпустил 16 снарядов, а затем взяли крепость приступом.
Случалось, что и под бомбежку попадали, но несмотря на все это, Николай остался цел. Молодого солдата перебросили дослуживать в легендарный Порт-Артур, где он и пробыл до 1950 года, когда Бегуна отправили в полуторамесячный отпуск.
Парень поехал домой, в родной орский поселок конного завода N 28 (раньше так называлась биофабрика). По случаю приезда в одном из бараков, где проживал его товарищ, молодежь устроила небольшую вечеринку с танцами. Девушки и парни веселились, звучала музыка. Николай до сих пор отчетливо помнит, как первый раз пригласил Валю на танец. Та маленькая девочка, которую он знал, выросла и превратилась в настоящую королеву.
С того самого момента она и запала в его душу. Потом было еще несколько встреч. Но отпуск заканчивался, и молодому старшине надо было возвращаться в далекий Китай. Николай полюбил Валю по-настоящему, писал письма каждый день, и судьба оказалась к молодым благосклонна.
В 1951 году солдат должны были демобилизовать, но Бегун остался в Порт-Артуре. Ехать на родину без копейки в кармане было бессмысленно, а сбережения, которые отчислялись все годы службы, он потратил во время отпуска. Вчерашний солдат получил звание младшего лейтенанта, офицерскую должность, являясь одновременно секретарем комсомольского бюро батальона. Николай ждал конца года с нетерпением, считал дни, и когда, наконец, подошло время отпуска, он поехал в Орск с твердым решением жениться на Валентине. По приезду домой Николай взял у товарища велосипед и поехал к своей ненаглядной. Но тут приключилась достаточно забавная история. Дело в том, что у Вали была младшая сестра, с которой они были очень похожи и о существовании которой парень не знал.
- Смотрю, идет. Посадил я, сам того не зная, ее сестру на велосипед и повез, - вспоминает Николай Максимович. - А та решила подыграть. Вези, говорит, меня вон к тому бараку. Заходим, а там ребеночек маленький. Это, говорит, мой сын! У меня земля из-под ног уходить начала, но тут она раскрылась. Надо сказать, что сестра очень сильно помогла впоследствии получить согласие родителей на свадьбу, так как отец был против того, чтобы его дочь увозили в далекий Порт-Артур.
Мама Валентины заливалась слезами, боясь за дочь, а девушку не пугали незнакомый город, совершенно чужие люди - что-то ей подсказывало, что Николай не подведет, не оставит в беде. И женское сердце не обмануло!
Получив-таки благословение родителей, молодые сыграли скромную свадьбу и уехали в далекую страну.
Новоявленному супругу не сразу удалось показать девушке все красоты Порт-Артура. В Орске Валентине не успели оформить заграничный паспорт и из-за этого им пришлось остаться на месяц во Владивостоке, чтобы уладить проблемы с документами.
В 1952 году в Порт-Артуре у четы Бегун родилась дочка Леночка. На военной базе все жены офицеров были очень дружны. Бывало, Леночка капризничала, ее нянчили другие женщины, чтобы Валя могла убраться или приготовить еду. Нестрашными оказались и японцы, деревня которых располагалось неподалеку. Несмотря на то, что у них был абсолютно другой уклад жизни, традиции, одежда, русские и японцы без труда понимали друг друга, находя общий язык. Валентина Михайловна еще помнит некоторые японские слова. Например, «хезя» - это мальчик, «куня» - девочка.
После военной базы Николая отправили на Дальний Восток, где проводились годичные курсы повышения образованности политсостава, а Валентине с дочкой пришлось поехать в Орск и ждать окончания обучения. Так получилось, что из вещей в память о той стране у молодых не осталось ровным счетом ничего, не считая роскошной шубы из натурального меха, которая, несмотря на столь большой промежуток времени, сохранилась до сих пор!
После окончания учебы Бегун заведовал библиотекой пехотного полка, затем служил замполитом роты в портовом городе Спас Дальний. Там семья жила до 1955 года.
Некоторое время спустя Николай Михайлович кардинально поменял род деятельности и стал председателем отсталого колхоза «Пчеловод».
Приходилось несладко, но время работы в колхозе Николай Максимович вспоминает как самые насыщенные и отрадные годы жизни. Хотя в самом начале новоиспеченный председатель всерьез подумывал отказаться от этой ноши: хозяйство «Пчеловода» находилось в полном запустении, в колхозе не было ни света, ни радио. В покореженных помещениях фермы коровы утопали по колено в грязи и навозе.
Первое, что предпринял Николай, купил по старой дружбе на своей военной базе списанный американский грузовик фирмы «Студдебеккер». Для общего дела пришлось потратить собственные сбережения, так как тех денег, которые еще оставались на текущем счету, не хватало на покупку самого необходимого.
Работа закипела. Старенькая машина очень сильно выручала - в первый же год общими усилиями удалось выдать по 4 рубля, а потом и по 12 рублей на один трудодень. Как вспоминали старожилы, добиться таких результатов за все время существования колхоза не удавалось никому. Но это было только начало. Потом заработала радиостанция, и колхозники смогли быть в курсе не только местных, но и всесоюзных новостей. Дисциплина стала налаживаться, появилась заинтересованность в труде, а, следовательно, и отдача.
Супруга Николая Максимовича все время была рядом, помогала, советовала. Сами возделывали свой огород, держали корову, поросенка. Николай Максимович был строгим, но справедливым руководителем. Как-то однажды утром жена решила остаться дома, чтобы выпечь хлеб, постирать, но для этого необходимо было пойти отпроситься у бригадира. Вполне возможно, что все было бы нормально, но в тот день на работу не вышли еще три человека. Чтобы не уронить себя в глазах колхозников, председателю пришлось оштрафовать Валентину наравне со всеми.
За два с половиной года Бегуну удалось вывести колхоз из отсталых в число передовых не только в районе. По производству мяса «Пчеловод» занял третье место в крае, по надоям молока - четвертое. Построили кузницу, там, где еще вчера животные утопали по колено в грязи, появился новый свинарник. Заработала электростанция. Так получилось, что в тот день, когда по проводам «побежал» ток, в семье Бегун родилась вторая дочка. На торжественном собрании по поводу пуска электричества председатель встал и объявил, что раз дали свет, то он свою дочь называет Светланой.
- В послевоенные годы народ жил очень бедно, но честности, благородства было намного больше, чем теперь. Наш дом располагался в 10 шагах от дороги, но никто и додуматься не мог запирать двери на замок. Бывало придем, а дома уже кто-то обед приготовил - гостиницы в колхозе не было и все командировочные жили у нас. Теперь же человек человеку стал врагом. И это печально!
Старания молодого председателя заметили, и Николая отправляют учиться в советско-партийную школу во Владивосток. В 1958 году Валентина второй раз уезжает в Орск.
Но скучать жене с дочками пришлось недолго. Приехав через год на каникулы, глава семьи так и остался в Орске. С жильем была напряженка - приходилось вшестером ютиться в маленькой родительской комнатушке, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Работали сначала на биофабрике, затем Николай стал заместителем директора столовой механического завода. Потом его перевели в столовую мясоконсервного комбината, а потом в только что открывшуюся столовую N 20 (ныне кафе «Магистраль»). Пришлось поработать и председателем колхоза «Орь». И везде его хвалили как талантливого и справедливого руководителя, человека, умеющего найти подход к каждому. В 1982 году Николай Максимович был вынужден уйти на пенсию - начались проблемы со здоровьем.
Николай Максимович и Валентина Михайловна живут в небольшой уютной квартирке, обрабатывают садовый участок и вспоминают свою жизнь. Они повидали очень многое. За пятьдесят лет пережили и голод, и лишения. Было и плохое, но было и хорошее. Пожелтевшие от времени снимки хранят воспоминания о танцах, веселых застольях. А вот они в доме отдыха, на курорте. Кисловодск, Севастополь, Ленинград, Рига, Кавказские горы - страну они объездили вдоль и поперек.
- Время как-то быстро и незаметно пролетело, - говорит Валентина Михайловна, - все что-то канителились, растили детей, уже родились два внука, внучка. Да что говорить, правнуку скоро десять лет. Незаметно как-то полвека минуло.
На вопрос - а кто в семье главный - супруги одновременно кивают друг на друга.
- Здесь самое главное - уступать, быть друзьями во всем, - делится секретом хорошей супружеской жизни Николай Максимович, - где-то я послушаюсь, а когда и она промолчит. Стоит только одному загордиться, поднять нос, как мира в семье не будет.
На днях в столовой, где раньше работал Николай Максимович, собрались самые близкие. Валентина Михайловна надела, специально купленное для этого случая красивое голубое платье, Николай Максимович - пиджак, на котором блестят медаль «За отвагу», орден «За победу над Японией», другие награды. На праздник пришли работники загса, и Николай и Валентина снова были молодые, красивые и снова жених и невеста. Правда, возраст выдавали седина и редкие морщины.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024