В ЧЕЧНЕ ИДЕТ НАСТОЯЩАЯ ВОЙНА
- Криминал
- 20-01-2001
считает полковник Томберг, чудом спасшийся от подрыва на фугасе.На днях из Чеченской республики вернулся командир отряда милиции особого назначения «Барс» полковник Г. Томберг. Ездил туда Геннадий Николаевич по собственной инициативе.
Вполняя обещание, данное бойцам своего подразделения, несущим в настоящее время службу в селении Мескеты, он доставил посылки из дома. Также побывал в Гудермесе и Урус-Мартане, где навестил орских милиционеров, выполняющих боевые задачи во временных райотделах. Поэтому на сегодняшний день вряд ли кто-нибудь из местных силовиков знает обстановку в Чечне лучше Томберга.
С большим трудом пробились КамАЗ с посылками и машина сопровождения на территорию беспокойной республики: их не хотели пропускать через КПП, соблюдая строгие правила передвижения по напичканным минами дорогам. Помогли решить проблему настойчивость Томберга и то, что начальник контрольно-пропускного пункта оказался бывшим омоновцем. Утром 12 января полсотни бойцов отряда «Барс» приветствовали своего командира в полевом лагере. Получили посылки от жен и матерей, разгрузили продукты питания, которыми омоновцев обеспечили спонсоры. КамАЗ пошел на Гудермес, где служат наши ребята из патрульно-постовой службы (о подарках и посылках для них также побеспокоилось руководство УВД), а Томберг остался в лагере. На ночь глядя к нему пожаловали… Дед Мороз, одноногий пират Сильвер и еще кто-то в непонятном наряде. Осыпали полковника гречкой (пшена не было!) и стали колядовать. Так «барсы», облачившись в маскарадные костюмы, скрашивают свой досуг на войне. А чуть позже началась стрельба. Стреляли наши по «зеленке», заметив в приборы ночного видения какое-то движение. Те, кто в наряде, постоянно начеку: неподалеку, в горах, бродит банда. Кстати, двоих боевиков незадолго до приезда Томберга удалось задержать. Вояки из армии Масхадова скакали, как горные козлы, спасаясь от милиционеров. Но бородачей все-таки взяли.
Утром 13-го января полковник выехал в Гудермес, оттуда с присоединившимся КамАЗом – в Урус-Мартан. Где-то на полпути заблудились. Пришлось завернуть в Шали. Местные жители не пожелали указать дорогу на Урус-Мартан. Наши вернулись в исходную точку. Замполит пересел в головную машину и указал верный путь. Поехали. И встретили саперов, которые только что обнаружили и подорвали два фугаса, заложенных на трассе. Воронки еще дымились! Если бы орчане не плутали несколько часов, а сразу повернули на нужную, но не разминированную дорогу, фугасы сработали бы под их машинами. Томберг полагает, что уцелел лишь волею случая.
Временный райотдел Урус-Мартана, в котором вместе с пензенцами выполняет боевые задачи сводный отряд из Оренбургской области, произвел на Геннадия Николаевича удручающее впечатление. Командуют в отделе офицеры из Пензы и им, похоже, все равно, как идет служба. В декабре там подорвали и обстреляли автобус с оренбуржцами («ОХ» писала об этом). Томберг выяснил, как произошло ЧП. Бестолковые начальники утрамбовали милиционеров в автобус, словно селедку в бочку. Сильно перегруженный, он едва плелся по дороге. Мишень – лучше не придумаешь. Бандиты воспользовались головотяпством отцов-командиров и устроили засаду. Полковник заснял остатки того автобуса на видео. Один борт его превращен пулями в решето… Сам же райотдел регулярно обстреливается из гранатометов. Одна радость, что орчане в Урус-Мартан больше не поедут, нынешняя командировка – последняя у сводного отряда из Оренбуржья. На 12 февраля запланирована пересменка и у омоновцев: отряд «Барс» сменят коллеги из Оренбурга. Однако «барсам», спустя некоторое время, придется вновь вернуться на знакомые позиции.
Каково общее впечатление, сложившееся у Г. Томберга после поездки? А какое оно может быть, если российская группировка ОМОН всего за две недели 2001 года потеряла в Чечне четверых убитыми и восемь человек ранены? Статистика тревожная. Самое неприятное сейчас в тех краях – мины, которые боевики устанавливают на дорогах, развешивают на деревьях в таком количестве, что, наверное, пора вести речь о начале минной войны. Впрочем, сам Томберг называет эту непонятную войну «пьяной», на ней своих надо бояться больше, чем чужих. Сколько раз в былые годы позиции орского ОМОНа обстреливали перепившиеся в дым солдатики и контрактники из регулярных частей, за что потом были биты «барсами»! Ничего не изменилось и сейчас, многое делается «с бодуна». Геннадий Николаевич сам слышал по рации, как армейский офицер заплетающимся языком дает приказ открыть огонь. И после этого начинают бухать пушки. Куда бьют, по кому, зачем?! А где водка, там и еще одна проблема - конфликты с местным населением. После первой поездки в 1995 году Томберг уяснил для себя и убедил подчиненных в том, что в Чечне нельзя уподобляться завоевателям-оккупантам. Надо находить общий язык с населением. Орчане уживаются с аборигенами и те отвечают взаимностью – сообщают, например, о минировании бандитами дороги. А с оренбургским ОМОНом почему-то не ладят, отсюда и частые обстрелы и подрыв минувшим летом машины, в результате чего отряд понес потери.
Но что самое печальное, кутерьма на Кавказе, по-видимому, скоро не закончится. Таково мнение офицера, вернувшегося с войны.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024