«За рубежом пассажир – Его величество»
- Общество
- 02-02-2008
Проблемы общественного транспорта всегда были в центре внимания орчан. В последние годы кое-что изменилось к лучшему. Хотя по большому счету менять, наверное, следует всю систему транспортного обслуживания. Но на кого же равняться? Есть ли положительный опыт за рубежом? Узнать об этом захотел П. Абрамский – зам. генерального директора «Орскгортранса». И ему представилась такая возможность. По окончании годичной Президентской программы его направили в зарубежную командировку. Вот что рассказал он нашему корреспонденту:
– В Москве сформировали нашу группу из четырех человек, занимающихся перевозками, и предложили в течение месяца побывать в Италии, Испании и Великобритании. Мы посетили много предприятий, которые выпускают и устанавливают транспортные подвижные составы, самолеты, автобусы, трамваи, электрички, скоростные поезда, занимаются диспетчеризацией и автоматизацией электрооборудования. Много увидели интересного.
– Павел Николаевич, что прежде всего бросилось в глаза?
– Вот, к примеру, Испания. Там все делается для комфорта пассажиров, начиная с самой уязвимой категории населения. В метрополитене есть лифты для инвалидов, женщин с детьми, пожилых людей. В автобус или трамвай инвалид-колясочник может без проблем заехать по специальным выдвижным трапам. Правительство Каталонии приняло решение: до 2012 года стопроцентно укомплектовать весь транспорт соответствующими приспособлениями.
Очень разумная организация всего комплекса транспортного обслуживания населения. Каждый вид транспорта занимает определенную нишу в общей системе. Но между перевозчиками идет борьба за пассажира. Например, метрополитен привлекает своим качеством оказываемых услуг, а трамвай – своим. Но, несмотря на это, организаторы перевозок так распределяют функции транспорта, чтобы это было удобно для данного региона. По тем маршрутам, где ходят трамваи, нет автобусов, и наоборот. (Хотя для удобства пассажиров в определенных местах есть пересечение маршрутов автобуса, трамвая и метрополитена.) Когда же после 8 часов вечера трамваи прекращают свою деятельность (электроэнергия очень дорогая – зачем лишние затраты?), им на смену выходят автобусы, которые днем здесь не имеют права ездить.
Координация всего движения очень четкая. На мониторе видно, где, по какому маршруту идет то или иное транспортное средство. Операторы, диспетчеры могут в любую минуту связаться с каждым водителем, изменить маршруты, предотвратить пробки, получить информацию о поломке и так далее.
– Какое место в перевозках отводится трамваю?
– Довольно значительное. Например, на территории Барселоны с полуторамиллионным населением – 38 километров трамвайных путей. В течение месяца перевозятся около 7 миллионов пассажиров. Для сравнения: в Орске – 83 километра трамвайных линий. Месячный пассажиропоток – 1 миллион человек.
– В нашей стране, в том числе и в Орске, популярность трамваев становится все ниже, а на Западе – наоборот?
– Все течет, все изменяется… В 1973 году в Барселоне полностью уничтожили все виды трамвайного транспорта, а в 2000-ом пошли на попятную. Буквально за 4-5 лет практически заново, по новым технологиям построили трамвайное полотно. Убрали старый балласт, залили арматуру. Рельсы уложили на резиновые подушки, что обеспечило бесшумность движения вагонов. Срок службы такого полотна гарантирован на 30 лет. Подобное есть в Одессе, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Люди довольны.
– А маршрутки там есть?
– Такси по вызову много, а маршруток не встречал вообще. Хотя все перевозчики частные. У каждого имеется определенная зона. Выиграв тендер, они оказывают качественные услуги.
– Какому виду транспорта отдается предпочтение?
– Трудно сказать однозначно. Всему свое место. Пассажиры охотно пользуются метрополитеном, хотя развит он не так сильно, как в центральных городах России, и архитектурно отделан более скромно, чем у нас. Трамваи и автобусы очень комфортны и востребованы в равной степени.
Сильно развивается пригород, идет тенденция обслуживания железной дороги регионами. На расстояние до 50 километров ходят электрички, свыше – скоростные поезда, которые конкурируют с авиатранспортом. Сегодня из Рима в Турин (900 километров) можно добраться за 3 часа, причем дешевле, чем самолетом, а по времени примерно одинаково.
– Кто ведает общественным транспортом?
– Мы побывали в Барселоне – динамично развивающемся промышленном центре Испании, посетили компанию «АТМ». Это центральное предприятие, куда входят правительство Каталонии, мэр Барселоны и другие акционеры. Компания отвечает за весь пассажирский и коммунальный сектор, занимается проведением тендеров, оформлением договорных отношений, осуществляет контроль через операторов, решает вопросы ценообразования, финансирования, тарифов.
– Дорого ли стоит проезд?
– За 1 евро или чуть дороже можно добраться в любой конец Барселоны. Для испанцев это небольшие деньги. По одному и тому же билету можно проехать на разных видах транспорта. Действует он ровно 1 час 15 минут с начала использования (операторы считывают данные). Пассажир выбирает более подходящий вид. Тут вот и идет конкуренция представителей компании. Распределение доходов между операторами происходит после получения электронных сведений о перемещении пассажиров, а не по количеству проданных билетов.
– А как часто повышаются цены на билеты?
– Увеличение тарифов ежегодно составляет 4-5 процентов. Это только рост инфляции. Рост затрат на эксплуатацию транспорта не отражается на пассажирах. Инвестиции поступают от застройщиков инфраструктур, жилья и других частных компаний, в том числе и перевозчиков. Государство ни одного евро не вкладывает в организацию и развитие транспорта, но оплачивает тариф за каждого перевезенного пассажира – чем производит расчет с инвесторами.
– Можно ли что-то из увиденного позаимствовать для нашего города?
– Конечно. Но для этого недостаточно желания одного человека или даже предприятия. Необходимо, прежде всего, всесторонне обсуждать те или иные вопросы на уровне городских властей, привлекая широкий круг заинтересованных людей. Потребуется все экономически обосновать, связать с городской инфраструктурой, экономикой, пассажиропотоком. И только потом можно принимать серьезные решения.
Кстати, при множестве положительных сторон работы транспорта за рубежом есть и некоторые отрицательные моменты. Взять, допустим, Испанию. Каталония – богатая часть страны, так там развитие транспортного обслуживания – на высшем уровне, а на юге совсем иная картина.
– Удалось ли во время стажировки завязать деловые контакты?
– Да, для этого были благоприятные условия. Так получилось, что мне поручили представлять группу топ-менеджеров из 14 человек. В Испании я тесно познакомился с Джузеппе Бертманом – профессором международного маркетинга, который проводил с нами семинар в союзе промышленников Каталонии. Он является сегодня независимым консультантом Евросоюза по развитию промышленности в бывших странах СССР и инвестициям. Хорошие контакты завязались также с исполнительным директором торгово-промышленной палаты Великобритании.
– В ходе встреч с иностранными коллегами Вы, наверное, задавали немало вопросов. Какой ответ запомнился больше всего?
– В Каталонии я спросил: как скоро оправдываются огромные затраты испанцев на совершенствование транспортного обслуживания и в чем они видят эффект? Ответ был следующий. Человек нормально, без нервотрепок добирается на работу. И возвращается в комфортабельном общественном транспорте – без пробок и прочих транспортных проблем. Вот и все. То есть они вкладывают материальные средства в людей, которые потом возвращают этот вклад своей работоспособностью, энергией, душевным настроем… Надеюсь, наступит такое время и в жизни орчан.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024