Человек настроения. «Ставить голоса» роялям – творчество особого рода
- Люди нашего города
- 29-03-2008
А. Кулешов - человек редчайшей профессии. Он дипломированный настройщик клавишных инструментов. За свои 44 года работы настроил около 25 тысяч пианино и роялей, за труд ему жали руку гастролирующие в Орске певец Магомаев, джазовый дирижер Лундстрем и оперная дива Казарновская. От шурупа до лауреата
А Розенбаум несколько лет назад, выступая в орском театре драмы, пел второе отделение своей концертной программы под аккомпанемент дяди Толиного кабинетного рояля. Причем привезенного не из кабинета, а из гаража.
В день работника культуры РФ Кулешова отметили муниципальной премией «Культурное наследие». «За что? - размышляет лауреат, - наверное, за долгую работу...»
Почти полвека назад орчанин Анатолий Кулешов твердо решил учиться играть на баяне и пошел в вечернюю музыкальную школу, откуда его тут же пригласили работать в мастерскую музпроката. Затем были курсы на Свердловской фабрике музыкальных инструментов, выпускающих знаменитые советские «Элегии». Собственно, там он и прошел профессиональную школу «от шурупа до настройки», став музмастером. Затем работал в орской «Рембыттехнике». Оказывается, в те времена музыкальные инструменты относили к разряду бытовой техники. А в 1969 году настраивал первые фортепьяно и рояли Орского музыкального училища, где работает и по сей день. «Здесь интересно, - говорит настройщик Кулешов, - общаешься с музыкантами-профессионалами».
Вообще-то Кулешов сегодня не единственный настройщик в городе, но как профессионал, да с таким опытом работы – один. Помимо колледжа искусств, концертных залов, музыкальных школ, школ обычных, детских садиков, домов культуры, исходил весь город. Вернее, квартиры орчан, у которых были и есть фортепьяно.
Врач по музыкальной части
– Первые лет пять работы даже во сне настраивал. А вообще, много забавных ситуаций случалось, – вспоминает мэтр фортепьянной настройки. – Некоторые владельцы инструментов хранят в них всякие вещи, один раз я нашел в пианино бутылку вина, в другой – деньги, видимо, заначку... Ходил я по заявкам с белым баульчиком, в котором были инструменты. Пришел в одну из квартир, как потом оказалось, помимо меня туда еще и врача вызвали – ребенок приболел. Захожу, иду к пианино, а мамаша меня в комнату напротив тянет, я снова к инструменту, а она свое. И говорит, мол, доктор, может, вы сначала ребенка посмотрите, а потом сыграете...»
На настройку одного не сильно запущенного инструмента у мастера уходит час-полтора работы, весьма расстроенного – около четырех часов.
Бывало в день работал с 7-8 пианино. Состояние потом невыносимое, – говорит Анатолий Николаевич, – голова как колокол гудит.
Если же измерить все струны, который Кулешов менял на клавишных, то, пожалуй, выйдет не одна тысяча километров, а если взять все замененные клавиши... В среднем в день он работает с 2-3 инструмента, если умножить на 44 года, получится ужасающая цифра.
Свой камертон ближе к сердцу
Задача мастера-настройщика сделать так, чтобы пианист не ощущал дискомфорта. Есть слух пианиста, а есть – настройщика. Это разные вещи. Настройщик – своеобразный гурман и дегустатор звука. Он «раздевает» ноту: улавливает различия, которые обыкновенному музыканту ни к чему, окраску звука, тембровые свойства. «Ни один механизм пока не способен сделать то же самое», – замечает Анатолий Николаевич. Современные электронные камертоны профессионал тоже не жалует. «Когда работал на фабрике инструментов, местный мастер сделал мне вот этот, - показывает он железный эталон в 440 Герц ручной работы. – С ним все 44 года и проработал. Однажды думал, что потерял, расстроился. Зимой я его ношу ближе к сердцу, согреваю, перед настройкой он не должен быть холодным.
В семье Кулешова растут музыканты, само собой пианисты. Внучке 8 лет, а она уже стала лауреатом международного конкурса «Евразия».
– У нее хороший рижский инструмент, его хотели выбросить, но я восстановил, – делится Анатолий Николаевич. «Рижцу» требовался очень серьезный ремонт, который можно было сделать только в заводской мастерской. Вместо этого дед Толя подумал, закатал рукава, и инструмент стал как новый. Орудовал сверлами и рубанком, а получилась музыка.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024