Бомжей привечают, как могут, им бы угол в ночлежке кто дал...
- Люди нашего города
- 18-04-2001
Слово “бомж” вошло в активный лексикон россиян в перестроечные годы, и люди недоуменно оглядывались, встречая на улице представителей этой социальной группы. Сейчас мы уже привыкли к грязным, одетым в лохмотья обитателям “дна”, зачастую насквозь пропахшим алкоголем. Привыкли настолько, что острое чувство жалости по отношению к ним редко кто испытывает. Бомжи доставляют проблемы как отдельным орчанам, так и городу в целом.Когда-то в Орске существовал единственный в области ночлежный дом, который официально назывался социальной гостиницей. Обслуживал он не только орчан: за год через него проходило до 800 человек. Больше года назад при техосмотре комиссия установила, что процент износа здания очень велик и оно находится в аварийном состоянии. В результате ночлежный дом закрыли, с тех пор бомжам больше некуда податься, кроме как в подвалы, заброшенные дома, на чердаки.
В ходе проведения операции “Вихрь-антитеррор” контроль за городскими подвалами возрос. Коммунальные службы строго следят за тем, чтобы все они находились под замком, но круглосуточно сидеть около потенциальных пристанищ бездомных и оберегать их от непрошеных гостей невозможно, поэтому ежедневно бомжи взламывают до десяти подвалов.
Еще одним излюбленным пристанищем лиц без определенного места жительства являются городские теплотрассы. Зимой главное их преимущество - тепло. Обычно бомжи укладывают на трубы в камерах деревянный настил, сверху - матрац, а если площадь позволяет, то тащат сюда даже кровати. Часто бывает, что на пульт пожарной охраны поступает сообщение о том, что из подвала валит дым, а когда приезжает команда огнеборцев, выясняется, что причиной пожара стал окурок, забытый бомжем на “постели”. Если случается, что в камере ее обитателям становится слишком жарко, то это неудобство легко устраняется - достаточно просто-напросто повернуть кран. Результатом являются жалобы жильцов дома, а то и нескольких на недостаток тепла в квартирах или полное отсутствие отопления. Зато бомжам удобно. Милиции нередко приходится выгонять их из своих импровизированных жилищ, работники коммунальных служб вновь устанавливают замки, но бомжи в таких случаях обосновываются прямо на лестничных клетках, площадках верхних этажей, а затем снова возвращаются в подземелье.
Летом они меняют место дислокации, отдавая предпочтение садам-огородам и “мусоркам”, не говоря уж о главной городской свалке. Стать ее завсегдатаем сложно из-за жестокой конкуренции, но если это удается, то можно неплохо подзаработать, собирая золотые изделия и цветной лом для “хозяина”, который на месте расплачивается наличкой.
Еще в прошлом году управление социальной защиты поставило вопрос перед горадминистрацией о выделении другого помещения под социальную гостиницу. Чиновники пошли навстречу и взаимозачетами за долги купили здание автоколонны “Орская”, недалеко от никелькомбината. Поскольку АТК долгое время не функционировала, коммуникации в ней были нарушены. Руководство соцзащиты обращалось во все инстанции, как местные, так и областные, с просьбой выделить средства на ремонт помещений. Все соглашались, что дело это нужное, но деньги дали только на содержание здания.
Хотя новый ночлежный дом и не функционировал, штат сотрудников в нем все равно держали. Стоит сказать, что зарплату они получали не зря, потому что работники установили двери, стекла, положили кафель, отремонтировали мебель.
В прошлом году управление соцзащиты заказало проект реконструкции здания ночлежки, и поскольку средства на ее ремонт не были заложены в горбюджете на 2001 год, то во втором полугодии перед депутатами будет поставлен вопрос выделения денег на реконструкцию помещения.
Иногда кажется, что лица без определенного места жительства навсегда прижились в нашем обществе. Работники управления соцзащиты стараются если уж не искоренить это явление, то хотя бы уменьшить численность бомжей в нашем городе. Здесь им окажут какую-никакую помощь, а потому частенько появляются в центре социального обслуживания населения. Специалисты центра занимаются восстановлением утерянных документов (причем с бомжей не берут ни копейки, а один только паспорт обходится в 100-150 рублей), оформляют прописку, пенсию, инвалидность, помогают продуктами, одеждой, выдают талоны на горячее питание, в крайнем случае - направляют в Дом-интернат для престарелых и инвалидов. В ночлежном доме все эти функции были закреплены за одним специалистом, который наблюдал за проживающими, помогал им в пределах своих возможностей. Иногда работнику социальной службы приходилось вместо них ходить по инстанциям, потому что многие бомжи - люди крайне дезадаптированные в обществе. Но самое главное то, что каждый, кто жил в ночлежке, получал регистрацию, которая давала возможность устроиться на работу. Даже в Дом престарелых без такой регистрации никого не принимали. Но бомжи в него не очень-то рвутся, считая, что вольной птице не место в клетке. Бывает, что жители подземелья приходят на прием к мэру, слезно выпрашивая квартиру, но устроиться на работу хотя бы для того, чтобы впоследствии выкупить жилье, их не уговоришь.
Городскому управлению здравоохранения бомжи тоже доставляют немало хлопот. Дело в том, что в зимние месяцы больницы забиты ими до отказа. Потрясающую “пользу” от этого лучше всего рассматривать в цифрах. В день на каждого больного расходуется по 110 рублей (берем идеальный вариант). Умножив эту цифру на 30, мы увидим, что за месяц один бомж лишает бюджет 3,3 тысячи рублей. Но редко такие “больные” покидают медицинское учреждение спустя короткий срок, обычно они задерживаются на несколько месяцев, а некоторые умники и по полгода умудряются! И таких - не единицы. В 2000 году через орские медицинские учреждения прошли 183 бомжа, в этом - уже 36 человек. Значительные суммы уходят из горбюджета в никуда. Ведь у бомжей нет ни страховых полисов, ни прописки, а следовательно, затраты на их лечение ложатся на жителей города.
Многие горожане полагают, что наличие букета инфекционных заболеваний у бомжей - норма, медики говорят, что это не так. Обычно их лечат следующим образом: кормят, отмывают, избавляют от педикулеза - и пациент здоров. Тут бы его и выписать, но выясняется, что человеку совершенно некуда идти. Не выгонишь ведь беднягу на тридцатиградусный мороз - жалко, оставишь в больнице - больных некуда положить. Да и по совести говоря, не очень-то приятно пациентам и персоналу постоянно находиться в обществе лиц, которые элементарных правил гигиены не соблюдают. Проблем от бомжей не оберешься, они ведь в большинстве своем - алкоголики, воровством многие промышляют, а потому и выходит, что исчезают медицинские халаты, продукты из холодильников. Чтобы оформить их в Дом престарелых, управлению здравоохранения приходится делать невероятное - прописывать бомжей в медицинских учреждениях! К примеру, в 2000 году в городских больницах было прописано около 50 человек.
Где же выход? Управление соцзащиты и впредь не оставит бомжей без внимания. Как уже говорилось, проблема реконструкции социальной гостиницы будет вынесена на обсуждение горсовета Если же депутаты не откликнутся на призыв управления обратиться к администрации с просьбой выделить шефов для каждого социального учреждения. Такая практика уже существует. Например, реабилитационному центру “Росток” оказывает помощь директор одного из орских предприятий. Такая благотворительность и городу на пользу, и директор наглядно видит, куда идут его деньги и какой конкретный результат эти вклады приносят. В конце концов можно попытаться поучаствовать в федеральных программах, например, “Старшее поколение”, “Социальная поддержка инвалидов”. Когда будет готов проект реконструкции социальной гостиницы, документы отправят в Москву, а там уж будут принимать решение о выделении Орску целевых средств.
Часто причина, по которой человек становился бомжем, была связана… с законом. Если человека лишали свободы, он терял права на свою собственность - квартиру, а когда выходил на свободу, делать ничего не оставалось, кроме как бродяжничать и побираться. Недавно эта практика была отменена. Возможно, численность бездомных людей в связи с этим немного уменьшится. Однако проблему не решит. Самое главное в настоящий момент, и это признают все, кому так или иначе приходится работать с бомжами, - организация в Орске социальной гостиницы, и чем скорее, тем лучше.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024