Жилищно-коммунальная реформа: шума много, будет ли толк?
- Экономика
- 06-06-2001
В последнее время хоть телевизор не включай и радио не слушай. Только и разговоров, что о реформе жилищно-коммунального хозяйства. Уж насколько «Комсомолка» далека от столь скучных тем, и та уделила внимание этому вопросу.
А самое главное – разговоров-то как всегда много, а вот будет ли толк – сомнения большие.
Но как бы там ни было, какое бы в итоге решение ни приняло правительство, подопытными кроликами в очередной раз придется быть нам. А посему знать хотя бы в общих чертах, что нас ожидает, не мешает.По этой причине и были приглашены в понедельник журналисты местных СМИ на пресс-конференцию с генеральным директором МПО ЖКХ В. Васькиным. Он общался с пишущей братией не только потому, что является главным коммунальщиком города, но и по той причине, что 17 и 18 мая принимал участие во Всероссийском совещании в Москве, посвященном предстоящей реформе.
Формальным поводом для его проведения был своеобразный юбилей – 10 лет назад началось реформирование отрасли, с успехом провалившееся (рост цен на тарифы и услуги в счет не берем – чем гордиться-то?). Но тут подоспела смена власти (президента и правительства), и новая команда решила внести свою лепту в столь животрепещущий вопрос.
Реформа, как мы уже сказали, обсуждается очень широко. Для того, чтобы выслушать мнения с мест по поводу предполагаемых нововведений, позвали в Москву мэров, губернаторов и даже президентов республик в составе РФ. Всего в работе совещания участвовали 6,5 тысячи человек. При этом от имени правительства было заявлено, что их предложения будут учитываться при формировании окончательной концепции реформы.
О чем они говорили, что предлагали, что поддерживали, а против чего были категорически против – об этом и рассказал на пресс-конференции генеральный директор МПО ЖКХ.
Необходимость реформирования жилищно-коммунальной отрасли, как крайне неэффективной, ни у кого не вызывала сомнений. Но мнения о путях достижения этой цели разделились. Выступления участников совещания сводились к двум диаметрально противоположным точкам зрения. Одни участники совещания говорили о том, что нынешнее понимание реформы и то, как ее проводят – а это прежде всего повышение тарифов на жилье и коммунальные услуги, неверное, и подобную практику надо прекратить до тех пор, пока не повысится жизненный уровень подавляющей массы населения. Другие, напротив, предлагали более решительно претворять реформу в жизнь, не топтаться на месте, постоянно перенося сроки окончания реформы то на 1999-й, то на 2003-й, а теперь (по готовящемуся постановлению правительства) на 2008 год. И не надо ждать, когда все станут богатыми – такого никогда не произойдет, а проводить реформу, исходя из существующих реалий.
Судя по всему, вторая точка зрения декларировалась и от имени правительства. И дальше этими вторыми предлагался следующий вариант: богатые пусть платят 100 процентов, а бедным государство будет помогать. Но не так, как сейчас. Сейчас ведь что происходит? Коммуналка финансируется из двух источников – бюджета и за счет платежей населения. Вот и получается, что дотация из бюджета – безадресна, расплывчата, ее получает и бедный, и богатый. Это безобразие надо прекратить и перейти на адресную помощь.
Если все это сделать (одни будут платить 100% самостоятельно, другие – с божьей, вернее, с государственной помощью), то число граждан, получающих дотации и субсидии, возрастет в среднем по стране с 7 до 17 процентов. По предварительным подсчетам, сумма, направляемая при таком раскладе на помощь бедным, возрастет в 10 раз и составит 50 млрд. рублей. Но при этом на совещании было сказано, что это в 4 раза меньше, чем сейчас расходуется на все жилищно-коммунальное хозяйство страны. Если реформа будет идти по этому пути, то, говорили его сторонники, высвободится порядка 218 млрд. рублей, которые пойдут в ту же коммуналку на содержание и ремонт жилья.
Основной довод сторонников данного направления реформы – богатый пусть платит полностью, а бедным будем помогать – был настолько неоспорим, что заглушал контраргументы тех, кто говорил о несвоевременности повышения тарифов на жилье и коммунальные услуги, как, в принципе, основного постулата предполагаемой реформы.
Эффектным по приведенным цифрам и здравым по существу было, по мнению Васькина, выступление мэра Москвы Лужкова, которое в общем-то и задало тон всему совещанию. При том, что бюджет Москвы составляет 185 млрд. рублей и на коммуналку выделяется 70 миллиардов, все же не хватает 80 млрд. рублей. Таким образом, даже столица, при значительной разнице в затратах по сравнению с провинцией, испытывает те же трудности: дома и трубы изнашиваются, стареют и сыплются.
Говорил он и о том, что надо менять психологию предстоящей реформы в плане десятилетиями сложившегося отношения к жилью, как к чему-то дешевому, ссылаясь при этом на заграницу, где дороже жилья разве что земля. В связи с этим надо менять и делать прозрачной систему скрытого его субсидирования, когда помимо квартплаты граждане платят за жилье и посредством налогов, зачисляемых в бюджет, и оттуда идущих на его содержание. Надо, чтобы граждане полностью платили обслуживающей организации и при этом могли спросить с нее по полной программе за качество предоставляемых услуг и работ.
Сделав подобные заявления, Лужков в то же время сказал, что в Москве не спешат с повышением тарифов на коммунальные услуги: при федеральном стандарте 80 процентов (столько должно сейчас платить население за услуги и жилье от общей себестоимости работ) в столице платят лишь 50. Напомним, что в Орске эта цифра с недавних пор составляет 51 процент.
Когда Лужков заговорил об энергетиках, его речь неоднократно прерывалась аплодисментами.
А говорил он о том, что энергетики достали. Политику Чубайса Юрий Михайлович назвал антинародной и заявил, что энергетику надо из частных рук забрать и передать в управление государством. Та реформа, которая сейчас затевается в энергетическом комплексе, приведет к тому, что предстоящей зимой все регионы страны будут без тепла и света.
Слова «энергетики «съедают» города» - по отношению к их действиям и политике, «катастрофа», «развал» – по отношению к жилищно-коммунальной отрасли страны звучали с трибуны Всероссийского совещания очень часто. Звучали не из уст коммунальщиков, а губернаторов и мэров. Как и предложение заморозить лет на пять тарифы на газ, тепло- и электроэнергию.Если этого не сделать, то предстоящей зимой у Шойгу не хватит самолетов, чтобы завозить во все регионы страны радиаторы и трубы, как это делало его ведомство прошлой зимой в Приморье.
Разговор на пресс-конференции о политике энергетиков в масштабах страны плавно перешел к взаимоотношениям энергетиков и властей на местах, в частности, в Орске. В связи с этим Васькин привел следующие цифры. Если в 1999 году из городского бюджета на погашение разницы в стоимости за тепло уходило 7,7 процента, в 2000 году – 11,3, то в 2001 году запланировано 21,4 процента, а фактическое выполнение составляет уже 29,4 процента. Если взглянуть на бюджет коммунального хозяйства города, то цифры еще более впечатляют. В 1997 году на погашение разницы ушло 21,6 процента, в 1999-м – 27,4, в 2000 году вместо запланированных 28,3 процента фактически 47,3. В этом году предполагалось направить 60 процентов всех средств, запланированных в бюджете, на коммунальное хозяйство, фактически уже ушло 82 процента. На все остальное, а это ремонт крыш, дорог, теплотрасс, водоводов, вывоз мусора, снега и т. д., осталось всего 18 процентов. Вот вам наглядный пример того, как энергетика «съедает» город. Можно сказать, пожирает.
Когда журналисты спросили Владимира Владимировича: какой точки зрения из прозвучавших на совещании касательно тактики проведения реформы придерживается он, тот ответил: «Я не сторонник повышения тарифов на жилье и коммунальные услуги, надо прежде всего повышать жизненный уровень населения. А уж как решит правительство – посмотрим». При этом он подчеркнул, что понятие «адресная дотация» означает, что коммунальщики из бюджета на содержание жилья получать ничего не будут, единственным источником финансирования останется плата населения.
Участники совещания не только плакались о своих бедах и ругали энергетиков. Говорилось на нем и о необходимости повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства. Если вновь вернуться к энергетике, то нужно сказать: в целом по стране крайне слабо ведется работа по энергосбережению. Насколько мы расточительны, говорит хотя бы следующий пример: если в развитых странах в год расходуется 70 калорий на отопление одного квадратного метра, то в России – 300 калорий. Комментарии, как говорится, излишни.
К вопросу об эффективности относится и внедрение конкуренции в сферу коммунальных услуг. Об этом тоже говорили, но достаточно вяло. Желающих заработать капитал на канализации находится очень мало. Тот же Лужков отметил, что в Москве количество таких фирм можно по пальцам пересчитать.
Перейдя к вопросу об энергетиках, журналисты заговорили о долгах, в том числе и населения. В связи с этим Васькину был задан вопрос: какие меры применяются к квартиросъемщикам-должникам? Мы не будем подробно останавливаться на его ответе, т. к. этому вопросу «ОХ» неоднократно уделяла внимание на своих страницах. Скажем лишь о том, что меры эти разнообразные и дают ожидаемый результат. Если на 1 января 2000 года долг населения составлял 46700 тыс. рублей, то на 1 мая он сократился до 37650 тыс. рублей. Более активную роль в этой работе стали играть суды: если в прошлом году из 97 дел, поданных в суд на выселение должников, положительное решение было принято только по двум, то на сегодняшний момент из 39 дел коммунальщиками выиграно уже 12. Стоит сказать, что суммы долга жителей доходили до 12 и 16 тыс. рублей.
Жилищно-коммунальная реформа еще на заре своей юности предполагала внедрение в нашу жизнь такого явления, как кондоминиум. За 10 лет мы научились лишь проговаривать это слово, не сделав решительных шагов в направлении создания товариществ собственников жилья – этой чудесной красивой мечты, когда жильцы дома будут полными его хозяевами и сами станут выбирать из богатого ассортимента фирм по обслуживанию жилья, с кем же лучше заключить договор. А последние будут наперебой эти услуги предлагать.
На пресс-конференции вопрос о товариществах собственников жилья возник в связи с тем, что в соответствии с распоряжением мэра от 16 февраля в городе происходит преобразование бывших ЖСК в эти самые товарищества. По этому поводу у жильцов бывших ЖСК возникают не только вопросы. Слышны и возмущенные голоса. Пользуясь случаем, Васькин объяснил, почему это происходит.
Дело в том, что за годы существования ЖСК люди свои паевые взносы выплатили полностью, квартиры перешли в частную собственность, а места общего пользования – крыши, подвалы и т. п. – в общую долевую собственность. Фактически кооперативы, как юридические лица, свое существование прекратили, превратившись в кондоминиумы. Этот факт необходимо узаконить, для чего нужно провести переоформление (бесплатное) документов. Только с товариществами собственников жилья тресты будут заключать договора на обслуживание (если последние обратятся к ним с такой просьбой).
В настоящее время 8 товариществ уже зарегистрировано, более 20 – в процессе оформления документов. Чтобы понудить членов бывших ЖСК к приведению в соответствие с законом документов, в МПО ЖКХ готовится приказ, по которому после 1-го июля тресты в случае отсутствия договора не будут оказывать бывшим ЖСК коммунальные услуги.
Стоит также отметить, что в соответствии с положением о товариществах собственников жилья они имеют ряд преимуществ перед ЖСК, которые позволяют жильцам накапливать средства на лицевые счета путем сдачи в аренду подвальных помещений, придворовой территории и т. п.
Ответив еще на ряд вопросов, касающихся коммунального обслуживания населения, генеральный директор МПО ЖКХ завершил пресс-конференцию.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024