Монополистов, урезающих льготы, ждут в суде
- Репортаж
- 10-01-2002
Работа прокуратуры Орска по исполнению законодательства, регулирующего социальные вопросы, в том числе и предоставления гражданам льгот, является одним из важнейших направлений нашей деятельности. И такая работа проводится не от случая к случаю, а постоянно, так как главная наша цель - добиться устранения нарушений законов и их полного, безусловного исполнения.В соответствии со статьями 15 и 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, а органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы государства. Это прописные истины, которые известны абсолютно всем. Вот только далеко не все, в том числе и некоторые руководители довольно высокого ранга, следуют им.
Но прежде чем перейдем к конкретным фактам, хотелось бы напомнить о том, что в нашей стране принят ряд законов, предоставляющих россиянам права на льготы. Кстати, в списке льготников на сегодня - свыше тридцати категорий граждан. В числе этих документов прежде всего следует назвать Федеральный закон “О ветеранах”, предоставляющий льготы инвалидам и участникам войны, членам их семей, ветеранам военной службы, ветеранам труда; Федеральный закон “О социальной защите инвалидов”, Законы “О реабилитации жертв политических репрессий”, “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, Федеральный закон “О статусе военнослужащих” и так далее. Как уже отмечалось выше, эти и другие законы являются законами непосредственного действия. Что это означает? То, что ни в одном из них нет статей, которые приостанавливали бы их действие до тех пор, пока правительством не будет разработан порядок возмещения соответствующим ведомствам затрат по предоставлению гражданам гарантированных законом льгот. Это обстоятельство следует подчеркнуть особо, ибо как раз о нем иногда вдруг “забывают” некоторые должностные лица.
Следует заметить, что наиболее полно в нашем регионе реализовывались законы в отношении инвалидов и участников войны. Зато довольно долго - с марта 1996 по июль 2000 года - действие Федерального закона по предоставлению ветеранам труда льготы на бесплатный проезд на автомобильном транспорте ограничивалось распоряжением главы администрации области. И только летом прошлого года незаконное распоряжение было отменено, законодательство Оренбургской области привели в соответствие с федеральным. Однако даже после этого орская автоколонна “отличилась”: с ветеранов труда в нашем городе по-прежнему требовали плату за проезд в автобусах. Причем автоколонна (как, впрочем, и ряд других организаций, попадающих в подобные ситуации) отказывала в льготном проезде, ссылаясь на отсутствие финансирования. Но при этом почему-то руководство упорно не желало идти установленным законом цивилизованным путем, то есть заключать договоры с соответствующими министерствами и ведомствами, разрешать с ними споры в судебном порядке... Прокуратура Орска с целью устранения нарушений Закона “О ветеранах” вносила представления в адрес администрации города и автоколонны, обращалась с исками в суды в отношении отдельных граждан. Этот вопрос решался и прокуратурой области на уровне обладминистрации. В итоге, в апреле 2001 года нарушения были окончательно устранены, и с этого времени данный закон стал действовать в полном объеме.
Администрацией области, а затем и администрацией Орска незаконно были ограничены права инвалидов второй и третьей групп, которые у нас вводились поэтапно, в то время, как Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской федерации” устанавливался совсем иной порядок предоставления прав этим категориям населения. В связи с явным противоречием распоряжения мэра Орска федеральному законодательству прокурор города опротестовал данный незаконный правовой акт еще в 1999 году. Протест отклонили, после чего в суд было направлено заявление о признании незаконным распоряжения мэра. Суд удовлетворил законные требования прокурора, но кассационная инстанция отменила решение суда и признала распоряжение администрации законным. Точку в затянувшейся истории поставила надзорная инстанция областного суда, куда обратился прокурор области по представлению прокурора города. В конце концов, нашу позицию признали законной, нарушение устранили, как следствие этого, в прокуратуру перестали поступать обращения инвалидов об ущемлении их прав.
Прокуратурой города не разрешаются вопросы, связанные с реабилитацией жертв политических репрессий, так как это является компетенцией областной прокуратуры, МВД, ФСБ и судебных инстанций. Однако в нашем ведении были и остаются вопросы законности выдачи удостоверений реабилитированным, предоставления им льгот, возмещения ущерба, предоставления социальных гарантий и так далее. Проверками, проводимыми прокуратурой города на протяжении ряда лет и принимаемыми в связи с этим мерами прокурорского реагирования, практически полностью удалось устранить нарушения данного закона. В частности, упорядочена работа комиссии администрации города по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, а льготы и пенсионное обеспечение предоставляются реабилитированным в соответствии с требованиями закона. В результате в 2000-2001 году жалоб о нарушении прав реабилитированных граждан в прокуратуру практически не поступало. Хотя отдельные прецеденты имели место. В прошлом году, например, к нам обратилась женщина, которой администрация города отказала в оплате проезда, ссылаясь на то, что она, якобы, не имела права возвращаться из Хабаровска в Орск через Москву, да еще делать в столице остановку на четыре дня. Отказ в оплате не основывался на букве закона, поэтому после вмешательства прокуратуры нарушение было устранено.
Возникают определенные сложности, связанные с исполнением Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”. Одному инвалиду второй группы, принимавшему участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии и имеющему право на две пенсии (за выслугу лет и по инвалидности), УСЗН Ленинского района незаконно прекратило выплату пенсии за выслугу лет в 2001 году. Хотя данная пенсия была заработана, и никакие другие выплаты, в том числе касающиеся возмещения вреда здоровью, не могут ее компенсировать. На незаконные действия начальника УСЗН прокурором города было направлено представление с требованием устранить нарушение. Помимо этого, во всех управлениях соцзащиты будет проведена проверка по выявлению нарушений в отношений “чернобыльцев”. В случае обнаружения подобных фактов прокуратура имеет право принять меры в отношении должностных лиц вплоть до привлечения виновных к административной ответственности.
Хотелось бы остановиться еще на одном моменте, касающемся предприятий-монополистов. Сегодня можно констатировать, что основные проблемы ущемления конституционных прав льготной категории граждан со стороны ОП “Энергосбыт” разрешены положительно. Начиная с ноября 2001 года, “Энергосбыт” предоставляет установленные законом льготы. Другой монополист - орский межрайонный отдел “Электросвязь” (городской узел связи) - продолжает настаивать на своем праве лишения граждан льгот из-за отсутствия механизма возмещения затрат. Несмотря на то, что имеются многочисленные решения судов, обязывающие руководство “Электросвязи” предоставлять льготы по установке квартирных телефонов и взиманию абонентской платы. В настоящее время рассматривается вопрос об обращении в суд к орскому МРО “Электросвязь” в интересах неопределенного круга лиц.
Л. КЛИМАНОВА, помощник прокурора
города Орска, младший советник юстиции.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Во Дворце культуры произошло «Чудо»
26-12-2024 -
Временно без воды
26-12-2024 -
Шесть беспилотников отправились в зону СВО
25-12-2024 -
Телевизор, холодильник и «Песни для души» в придачу
25-12-2024 -
Светлее, еще светлее!
24-12-2024