Профессиональный хоккей: визитная карточка, необходимая городу
- Спорт
- 19-01-2002
Интернет-сайт нашей газеты www.hron.ru, на котором в настоящее время разворачивается дискуссия на горячую тему, затронутую в статье депутата горсовета В. Сидорова “Нужен ли Орску профессиональный хоккей?” (см. “ОХ” от 10 января), как говорят в таких случаях, взорвался, едва мы объявили голосование и обсуждение. Это означает лишь то, что данный вопрос волнует горожан.Не остаются в стороне и люди, непосредственно связанные с мужественным видом спорта. 16 января во Дворце спорта “Юбилейный” состоялся “круглый стол”, в работе которого, помимо корреспондента “ОХ”, приняли участие председатель федерации хоккея Орска, представитель ФХР России в Оренбургской области директор ДЮСШ-4 В. Бакштанин, директор Дворца спорта “Юбилейный” С. Бражник, старший тренер ДЮСШ-4 А. Ламерт, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», представитель родителей учеников ДЮСШ-4 И. Кожевников, начальник команды “Южный Урал” А. Бодров, капитан команды мастер спорта О. Болякин и главный тренер М. Гильманов. Следует заметить, что мероприятие подобного уровня проводилось впервые, поэтому, получив возможность узнать хоккейную жизнь, что называется, изнутри, мы решили использовать ее в полной мере.
Первым взял слово Бакштанин:
- У нас с давних пор так повелось, что абсолютно все знают, как надо играть в футбол и хоккей. Но одно дело, когда болельщики в горячке матча советуют с трибун, куда надо “гнать шайбу” и куда должен пойти, по их мнению, судья. Совсем другое, когда дилетантское мнение облачается в газетные строки и выплескивается на город. В последнее время в Орске как раз подобное и происходит. Мне, например, непонятно, почему люди, далекие от хоккея, приехавшие в город недавно, не знающие традиций, передающихся из поколения в поколение, начинают громко рассуждать на тему, нужен ли хоккей в Орске, не удосужась при этом вникнуть в ситуацию или хотя бы поговорить с игроками, тренерами.
Бодров:
- Мне кажется, все просто. Скоро выборы в Законодательное собрание области. Нужна реклама. Ее лучше всего сделать на популистской теме, объявить себя радетелем за народные деньги, огласить цифры, порассуждать о “ненужных” затратах. Хоккей используется в чьей-то политической игре, а ведь это игра спортивная...
Болякин:
- Что самое странное, публикации появляются перед домашними играми. Ребята читают, начинают “заводиться” от вранья ничего не понимающих в хоккее авторов... Это не идет на пользу ни команде, ни горожанам, которые получают искаженное представление о нашем виде спорта.
Кожевников:
- Знаете, как дети реагируют на такие статьи? Они говорят: “Пусть дядя, который написал, выйдет с нами на лед и сыграет”. Я, честно говоря, очень удивился, когда услышал такое от мальчишек...
Ламерт:
- Хорошо, что Владимир Владимирович вспомнил о традициях. Я поездил по стране и знаю, что нигде не “болеют” так, как в Орске. Нигде! Хоккей формировался у нас годами, имеет крепкие, здоровые корни. Помню, как в Орск приезжал великий Фирсов, царство ему небесное. Он попросил меня провести по городу, показать хоккейные коробки. Провел. Знаменитый хоккеист, увидев по одной-две коробки в каждом дворе, искренне удивился: “У нас такого нет!”. Сейчас начали возрождать дворовый хоккей, сотни мальчишек играют в нашей школе, мастера бьются изо всех сил. Вы посмотрите, на играх с “Ижсталью” трибуны заполнялись процентов на 85, а как народ ликовал после побед “Южного Урала” над “Энергией” и хваленой “Сибирью”! Получились настоящие праздники городского уровня. Перечеркнем все это, а что дадим людям взамен? Куда они пойдут?!
Бакштанин:
- Орск - хоккейный город, СКЮУ знали повсюду, от Нарвы до Находки.
Болякин:
- А когда “НОСТА-Южный Урал” приехала в Москву на финал Кубка Федерации, “Крылья Советов” боялись выходить на лед. Столичные болельщики спрашивали: “Откуда?”. “Из Орска”, - отвечаем. Они - с почтением: “Так это вы наших под орех разделали...”.
Корр:
- Хоккей, как таковой, никто не отрицает. Речь идет о том, что слишком много он бюджетных денег “съедает”...
Бражник:
- Вот реальные цифры. В прошлом году область перечислила 3,5 миллиона рублей в качестве целевого взноса на поддержку хоккея в Орске. Остальные деньги внес наш Дворец спорта: почти все, что зарабатываем, предоставляя в аренду помещения, отдаем на развитие хоккея. Ни одной копейки бюджетных денег в прошлом году на хоккей потрачено не было, это я заявляю со всей ответственностью! С этого года запланировано бюджетное финансирование городом на сумму 10 миллионов 800 тысяч рублей. Но пока неясно, утвердит ли эту статью расходов горсовет. Область планирует оказать помощь на сумму 8 миллионов, плюс - спонсоры. Долг перед хоккеистами за прошлый сезон пока заморожен. Как директор скажу, что все, кто только может, идут навстречу Дворцу спорта и команде мастеров, понимая уникальность как спортивного сооружения, так и профессиональной команды для Оренбуржья.
Корр:
- Названные суммы - это много или мало по меркам высшей лиги?
Гильманов:
- У наших соседей по турнирной таблице командный бюджет на порядок выше, чем в Орске. И зарплаты не сравнимы с нашими.
Корр:
- Кстати, многотысячные оклады орских хоккеистов стали в последнее время предметом обсуждения не только местной, но и областной прессы...
Болякин:
- Но почему никто при этом не приводит сравнение с другими клубами?! В “Сибири”, например, которую мы обыгрывали, оклады от 3 до 10 тысяч долларов. У них один Бабенко заключил годовой контракт на 2,5 миллиона рублей!
Ламерт:
- Ну, Бабенко - известный хоккеист. Ко мне на каникулы приезжал бывший ученик Музычко, которого в свое время отдали в Хабаровск. 18-летний паренек прилетел в Орск на самолете. “Так это же очень дорого!” - первым делом поразился я. А он отвечает: “Нет, Анатолий Иосифович, недорого. Я тысячу долларов в месяц получаю”. Плюс питание, проживание и так далее. И это - пацан! А у нас в команде - мужики, которым семьи кормить надо, самим лечиться...
Бодров:
- К слову, когда говорят о “бешеных” заработках, почему-то забывают о том, что хоккей - тяжелейший вид спорта, и многие ребята оставляют на площадке здоровье. Саша Колобков играет без почки, Андрей Ляшко перенес серьезную операцию на селезенке, в прошлом году Скоробулатов чуть не лишился глаза... Список очень длинный, его можно продолжить. Ребята лечатся сами, восстанавливаются сами, страховки нет. Как нет никаких гарантий трудоустройства, когда они уходят из большого спорта. В 30-35 лет семейному мужику фактически приходится начинать жизнь заново...
Корр:
- Почему нет страховки?
Болякин:
- А кому это сейчас надо - страховать хоккеиста? Так и играем на свой страх и риск. Когда хоккеист заявлен в основной состав, он старается изо всех сил, чтобы хоть что-то отложить на “черный день”. А он при нашей работе может наступить когда угодно.
Кожевников:
- Кто из великих, кроме Третьяка, после окончания спортивной карьеры устроился в “гражданской” жизни нормально?
Бакштанин:
- Никто. Был я на заседании Федерации хоккея России, там рассказали, как перебиваются бывшие звезды.
Ламерт:
- Да что там далеко ходить? Вспомните орских хоккеистов-ветеранов, фамилии которых по этическим соображениям не стану называть. Кто - на заводе сейчас, у станка, а кто и вовсе грузчик...
Корр:
- Еще один пикантный момент, касающийся финансов. Не многовато ли - полмиллиона рублей тратить на судейство?
Бодров:
- Все клубы высшей лиги согласно регламенту соревнований оплачивают приезд и проживание судей. Один тур обходится в 20-25 тысяч рублей.
Бакштанин:
- Тех, кто считает, что я за судейство имею “длинный рубль”, милости прошу - приходите, включу в состав судейской бригады и уступлю место у микрофона. Работайте, сколачивайте баснословные капиталы...
Корр:
- И все-таки вернемся к городской казне. В стылом орском воздухе с подачи отдельных товарищей витает идея закрытия профессионального хоккейного клуба и организации из воспитанников ДЮСШ-4 команды первой лиги. Это позволит убить одним выстрелом двух зайцев: хоккей в Орске для болельщиков сохранить, пусть на более низком уровне, и солидные денежные суммы сэкономить. Что скажете по этому поводу?
Бакштанин:
- Мы опять возвращаемся к тому, с чего начинали, - это мысль дилетантов, совершенно не знакомых со спецификой хоккея! Команде первой лиги по регламенту не нужен крытый спорткомплекс, она обойдется кортом на задворках. В городе, где играет команда первой лиги, нет необходимости иметь спортшколу. Мальчишек из ДЮСШ-4 разгоним, в “Юбилейном” закатаем асфальт и устроим из ледовой арены автосалон, полсотни фанатов будут морозиться возле корта и смотреть, как едва стоящие на коньках от старости или неопытности “хоккейщики” уныло возят шайбу. Вы этого для Орска хотите?
Корр:
- Я просто хочу разобраться в ситуации.
Бодров:
- Мы уже такое проходили в середине 90-х, когда ЮУМЗ отказался от команды. Сразу же возникли вопросы по поводу целесообразности существования ДЮСШ-4 и Дворца спорта.
Бакштанин:
- Тогда действительно была критическая ситуация. Мы с Анатолием Иосифовичем не выходили из кабинета тогдашнего мэра Франца, он вел переговоры с Гуркаловым и совместными усилиями эти два уважаемых человека спасли и “Южный Урал”, и ДЮСШ-4, и спорткомплекс.
Бражник:
- Осенью прошлого года не лучше было. Дошло до того, что из-за хронического недофинансирования встал вопрос самороспуска команды. Только вмешательство губернатора Чернышева и мэра Черноусова позволило в очередной раз спасти “Южный Урал”. Сейчас, когда взрослый и детский хоккей Орска на подъеме, властные структуры оказывают ему всяческую поддержку, а народ заполняет трибуны, начинаются непонятные закулисные интриги. Давайте будем экономить, но при этом не впадать в крайности. Если так пойдет дальше, кто-нибудь предложит ради экономии бюджетных средств страны отказаться от участия России в Олимпийских играх или принять какой-нибудь дикий закон, разрешающий в стране лишь любительский спорт...
Ламерт:
- Просто-напросто люди, в том числе и депутаты горсовета, должны уяснить, что все здесь взаимосвязано: будет большой хоккей в Орске - будут спортшкола и дворец. Не будет большого хоккея - вся эта структура станет никому не нужной и рухнет.
Кожевников:
- Юные хоккеисты должны смотреть профессиональный хоккей, учиться на наглядных примерах, стремиться стать мастерами. Уберут команду – не будет у пацанов вообще никакого стимула.
Корр:
- Почему тогда в «Южном Урале» играет много «варягов» и слишком мало выпускников ДЮСШ-4? Зачем покупать игрока на стороне, если есть свой воспитанник?
Гильманов:
- По-настоящему из молодежи проявили себя пока только Гуйван и Захаров, они - в составе. Ближайший резерв - мальчишки 1985-86 годов рождения. Присматриваемся к ним, есть там 7-8 перспективных ребят. Но 16-летних пацанов нельзя сейчас бросить в “мясорубку” высшей лиги! Поэтому приглашаем опытных хоккеистов, способных принести пользу команде. Кстати, на 50 процентов “ЮУ” состоит из орчан. Все команды - и мы не исключение - проводят селекцию. Взять, к примеру, Магнитку. Там - сильнейший клуб суперлиги и мощная школа, где оклад тренеров не как в нашей ДЮСШ-4, где ставки не выше, чем пенсии, а на уровне 900 долларов. Так вот, даже из их школы в “основу” пробиваются лишь один-два человека. Остальных покупают. Это обычное явление для профессионального хоккея любого уровня.
Корр:
- Магнитогорск - город немногим больше Орска, но сумел создать такой клуб, что слава о нем гремит на всю страну, а мы единственную на всю область команду не можем обеспечить клюшками, не говоря уже о чем другом. Как они сумели это сделать? Неужто бюджет перекраивали?
Бакштанин:
- Нет, там другой подход и отличный от иных наших политиков уровень мышления. Там осознали, что профессиональный хоккейный клуб - это визитная карточка города, а не обуза. Металлургический комбинат создал сначала команду, затем возник клуб, на его базе - фарм-клуб и школа. Нам надо идти тем же путем, формировать на базе клуба из числа видных промышленников попечительский совет, способный решать финансовые вопросы, как в Магнитке... А мы все дискутируем, нужен или не нужен хоккей в Орске?
Болякин:
- Полностью согласен с Владимиром Владимировичем. Нужен попечительский совет клуба. Надо не пятиться назад в первую лигу, а поставить задачу выхода в суперлигу! Это - престиж города, его авторитет в масштабах страны.
Корр:
- Вопрос ребром: какая сумма необходима для того, чтобы “Южный Урал” решил все наболевшие проблемы и попал в четверку сильнейших дивизиона “Восток”?
Бодров:
- Полтора миллиона долларов. Но это - на всех: мастеров, фарм-клуб, детей из спортшколы.
Корр:
- Каков, по-вашему мнению, должен быть итог нашего разговора?
Бакштанин:
- Для начала пусть каждый займется своим делом: хоккеисты будут доставлять удовольствие публике своей игрой, продавцы должны торговать, а педагоги - воспитывать детей. И тогда, как говорил профессор Преображенский из “Собачьего сердца”, наступит полный порядок. Если судьбу орского хоккея начнут решать люди, не отличающие плей-офф от овертайма, ничего хорошего, уверяю вас, из этого не получится.
Фото Григория Горбунова.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024