Третья охота начинается за Телячкой
- Люди нашего города
- 26-03-2009
Он попал в Орск случайно и живет в нем уже более шестидесяти лет. Как в вагонном окне, мелькали события, сменяя друг друга: учеба, женитьба, работа на ЮУНК, заслуженный отдых. Одно только оставалось неизменным – интерес к окружающему миру, а если точнее, к местной природе. Поэтому Юрий Иванович знает ее, пожалуй, как никто другой.
Семена с Кубани
– В сорок первом нас эвакуировали на восток. Эшелон проходил через Орск. Отец вышел из вагона на станции размяться. Его случайно увидел знакомый с никелькомбината, – рассказывает Буданок. – Так мы оказались здесь. Поселились в десятом квартале, около нынешнего Дворца спорта. С отцом взяли по лопате, вскопали участок на берегу Елшанки. У бабушки сохранился узелок семян с Кубани. Все, что бросили в землю, взошло. Овощи здорово помогли тогда.
Сорок второй выдался голодным. Ели все, что жевалось и глоталось. Как-то осенью ватага пацанов, рыская в поисках съестного, набрела на грибы, росшие возле парников ТЭЦ-1. Позже Буданок узнал, что это шампиньоны. С той поры он увлекся так называемой третьей охотой. А когда перебрался в поселок Первомайский, стал все свободное от работы и семейных забот время отдавать лесу, росшему вдоль Урала. Изучал его особенности, вникал во все тонкости.
Места возле «Майки» неплохие. С тайгой, конечно, не сравнить. Здесь не найти деревьев хвойных, а тем более ценных пород. Да и как им быть в степной зоне, где летом жара, а зимой трескучие морозы, где температура воздуха может подскочить и тут же упасть сразу градусов на десять. Тем не менее зелени, особенно в районе поселка, хватает.
До строительства Ириклинской плотины половодье заливало обширные территории, растительность от недостатка влаги не страдала. Поэтому тамошняя часть города выглядела весьма живописно. Буйство зелени привлекало местных жителей и в праздники, и в будни. На одной из полян находилось футбольное поле, многочисленные тропинки вели к воде. От Урала отходил рукав Коровка и соединялся со следующим, который назывался не менее звучно – Телячка и скоро впадал в основное русло. Туда вливалась знаменитая Горячка с целебными свойствами. Порой в ней бурлил почти что кипяток, поэтому купались здесь не всегда из-за опаски свариться заживо.
– Стоило перейти Телячку, оказываешься на острове. Возвращаешься с лукошком грибов. Однажды в цех прибыли специалисты из Питера. Разговорились о грибах. Я им – про местные. А они меня на смех: откуда, мол, им взяться тут! А зря, – подчеркивает Юрий Иванович, – вдоль речек идут галерейные леса, питаясь подрусловой влагой. В отличие от крутого берега на пологом пух от тополей со временем формируется в слой, служащий основой для роста грибов. А корневая система деревьев содержит плесень, являющуюся основой их тел. Двух условий достаточно, чтобы лет через 5 – 6 появились первые рядовки. В народе они известны как валуи.
Из собственного опыта
Литературы Буданок изучил немало, включая, кроме академических отечественных изданий, финские, итальянские и многие другие. Однозначности и согласия в происхождении тех или иных видов растений не обнаружил. Поэтому у него свое мнение, выработанное многолетними наблюдениями и рассуждениями. К примеру, вешенки в наших местах обнаруживаются обычно на пнях тополя. Белый тополь означает наличие подосиновика и груздя, черный, то есть осокорник, – рядовки. С конца мая под гладким вязом тоже можно обнаружить пресловутые валуи. Кстати, подосиновики в сырое лето появляются после 10 июня. Конечно, это грибы 2 и 3 категорий, но ведь, говорят, на безрыбье...
– Я и в сухой сезон с пустыми руками домой не вернусь, – уверяет собеседник. – Дерево тянет воду корнями из глубины земли, а в ложбинах скапливается туман. Спорам достаточно даже этого.
Многолетние наблюдения отражены в многостраничном труде, озаглавленном «Откровения о третьей охоте». Его цель – заставить читателя взглянуть на природу под иным углом зрения, осознать, что она имеет свои пределы стойкости и нуждается в защите.
– Варварское отношение уже дает о себе знать. Раньше те же рядовки таскали из леса ведрами. Теперь их отыщет только человек с опытом. Выбили грибницы, выдрали с корнем, – сокрушается Буданок. – А вы посмотрите, что происходит с Уралом. Каких-нибудь десять лет назад, зайдя в него по колено, можно было наблюдать десятки, сотни пескарей на перекате. Именно они и спасали нас в военные годы. Добыть их труда не составляло. Ими, в свою очередь, кормились судак, сом, жерех, голавль, налим. Нынешние рыбаки рады любой мелочи, потому как крупная – большая удача.
На этот счет спорить не приходится. В реку, протяженностью в десятки тысяч километров, попадают вещества, отравляющие ее обитателей. Кто виноват – тема для отдельного разговора. Очевидно одно: природа подвергается губительному воздействию и обид не прощает. Не стоит далеко ходить за примерами. Поселок располагал целой цепью озер – Старченковским, Пасюковым и Верблюжьим. После только как «закрыли» Горячку, от них и названий не осталось. Она, к слову, вливалась в степной ручей, исток которого находится в Каменном овраге, расположенном в десятках километров от Орска. Путь до Урала не близкий и не спешный. Да и русло порой зарастает так, что сразу и не увидишь. Тем не менее даже в морозы вода в нем не замерзает. Значит, в нее попадает что-то еще. Откуда – вопрос отнюдь не второстепенный.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024