РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Парень с нашей улицы

С начала 40-х годов лежит под асфальтом булыжная мостовая из бута и технической яшмы. Соединила она только что введенный в строй мясоконсервный комбинат с дорогой от вокзала в Старый город. Когда-то наша улица была крайней от дороги, назвали ее Мостовой.
В конце 40-х наша семья железнодорожного строителя, как и другие железнодорожники, своими силами строила индивидуальный домик в северной части улицы Мостовой, южный конец улицы застраивался работниками мясокомбината, в том числе и семьей Томина Александра Семеновича, который работал мастером холодильного цеха комбината. Из троих детей в семье старшим был Владимир. Его сестры Валя и Лида росли под присмотром старшего брата. Первую трудовую копейку Володя заработал тоже на комбинате, работая поденщиком в тарном цехе.
Я не был знаком в то время с Владимиром, так как он был старше меня и у него был свой круг общения, но... В 1969 году как секретарь парткома мясокомбината узнал поближе их семью, его отец-пенсионер был активным членом нашей парторганизации, и мне иногда приходилось заходить к ним домой для приглашения отца на партсобрание или дать какое-нибудь поручение. Впоследствии я понял, откуда у Владимира Александровича такая стать, голос и напористость в выполнении порученного дела. Кстати, Владимир Александрович и в жены себе взял девушку, проживающую через дом от них, звали ее Евгенией Яковлевной. Мама Жени работала начальником жирового цеха комбината.
Первое знакомство с Владимиром Александровичем произошло на одном из пленумов горкома партии, поскольку годом раньше он был избран секретарем парткома Южуралмашзавода. Так мы с ним стали коллегами по работе, нас связывали особые теплые отношения. Общим были мясокомбинат, знакомство наших жен, окончивших Московский технологический институт мясной и молочной промышленности и впоследствии работавших экономистами в одном отделе комбината. Уже будучи председателем Орского городского исполнительного комитета, в 1979 году Владимир Александрович пригласил меня на должность уполномоченного областного отдела по труду по городу Орску. По его инициативе на базе трех районных структур уполномоченных по труду был организован первый в Орске отдел по труду Орского горисполкома, возглавить который он предложил мне.
Будучи заведующим отделом и присутствуя на всех аппаратных совещаниях, проводимых Томиным, я удивлялся его эрудиции и работоспособности. Этот человек отдавал работе всего себя.
В части полнейшего использования трудовых ресурсов города отделом была разработана комплексная программа выявления, учета и трудоустройства неработающего населения. Завели учет миграции населения. А сколько пришлось выслушать ему и мне упреков по поводу разнарядок на направление людей с предприятий города в помощь мясокомбинату в период сезона массовой переработки скота, на уборку урожая овощной продукции в пригородные совхозы. Не один километр исходил он лично в сапогах по полям сельских хозяйств. В городе были созданы мощные базы по хранению и переработке сельхозпродукции.
Как строитель по образованию, я удивлялся его пониманию всех проблем жилищного строительства, строительства объектов соцкультбыта, таких значимых объектов областного значения, как аэропорт, Дворец спорта, автовокзал, Дворец бракосочетаний и т. д. Только он знал, сколько пар обуви истер со своими верными помощниками в ходьбе по кабинетам министерств, чтобы пробить одну строчку в титуле капвложений для строительства того или иного объекта.
В смутные 90-е годы только Владимир Александрович, будучи на пенсии и работая помощником директора Южуралмашзавода, своим авторитетом смог «угомонить» своего директора в противостоянии его и коллектива завода городским властям, предотвратив этим непредсказуемые последствия, обеспечив спокойствие в городе.
Будучи убежденным членом партии, он никогда и нигде не стеснялся высказывать свою позицию по актуальным проблемам «демократической» перестройки. Только он мог на митингах говорить «правду-матку» и зажигать людей своей энергией. То, что и как говорил Владимир Александрович на митингах, собраниях, заседаниях совета ветеранов, не сможет уже повторить никто.
Вся его жизнь – пример для подражания. Его активная жизненная позиция, скромный образ жизни, немногословность и ограниченный круг истинных друзей заслужили любовь и уважение к нему всех слоев населения Орска.
Старший товарищ, учитель, примерный семьянин, отец, воспитавший двух замечательных дочерей, которые подарили ему пятерых внуков, видный общественный деятель, Человек – таким останется в моей памяти этот парень с нашей улицы.
И пусть земля ему будет пухом.
И. Кузнецов, бывший заведующий отделом по труду Орского горисполкома.


О соратнике и друге

Сегодня исполняется 9 дней, как ушел из жизни В. Томин. Орчане понесли невосполнимую утрату.
Жители города знали Владимира Александровича Томина не только как советского работника, общественного деятеля, почетного гражданина города Орска, но и как сердечного, требовательного и достойного подражания в беззаветном служении людям и порученному делу человека.
В последние годы Владимир Александрович – председатель городского совета ветеранов войны и труда. Неожиданная смерть застигла его на рабочем месте. С глубокой скорбью и болью я воспринял эту утрату.
В канун Дня Победы мы обсудили плотный график его встреч и выступлений, но...
За 33 года нашего общения Томин стал для меня и другом, и соратником. Мы дружили семьями. Всегда при необходимости я получал дружеский совет и помощь.
Память о нем будет всегда жива, так как за время его руководства городом были построены Дворец пионеров и школьников, Дворец спорта «Юбилейный», новый аэропорт, автовокзал на площади Гагарина и многие другие социально значимые объекты. Росли мощности промпредприятий, автотранспорта и связи, строились новые микрорайоны, школы, больницы и многое другое, чтобы горожанам было уютно, тепло и светло.
Низкий поклон родным и близким Владимира Александровича. Светлая о нем память.
Н. Шапошников, руководитель Общественной приемной Президента РФ.

Локомотив по имени город Орск
У каждого города есть свой звездный час, свой наиболее насыщенный событиями период развития, когда полно и мощно реализуется движение вперед. Для Орска – это период с конца 60-ых до середины 80-ых годов.
Была сформирована мощная строительная база: тресты «Южуралтяжстрой» (впоследствии «Орскжилстрой»), «Орскпромстрой», «Оренбургспецстрой», «Целинстрой» и другие. Завод ЖБИ увеличивает мощности, а затем вводятся в строй ЖБК, кирпичный завод, комбинат стройматериалов, мощные отраслевые управления.
Отлажена система архитектурно-строи-тельного контроля, проектирования.
Ввод жилья в этот период составляет 150 – 180 тысяч квадратных метров в год. Построены Дворец спорта, Дворец пионеров, новый корпус пединститута, учебный корпус и общежитие машиностроительного техникума, нефтяной техникум, аэропорт, автовокзал, драмтеатр.
В это время проходила модернизация производства. Кроме ввода новых мощностей, на ЮУМЗ был построен цех металлоконструкций, равнозначный целому заводу, в действующем цехе смонтирован крупнейший пресс фирмы «Дэви Леви», первый в Советском Союзе.
На площадях Орского отделения ЮУЖД построена вторая сортировка, проложен «Алимбетовый ход» напрямую от цехов ОЗТП, сооружен железнодорожный мост через реку Орь.
Целый город вырос в азиатской части Орска. А самым главным для города были его люди – директорский корпус и светила медицины, квалифицированные инженеры всех специальностей и работники культуры, мастера-виртуозы-станочники, искусные швеи и кулинары, транспортники и коммунальщики, учителя, воспитатели детских садов, энтузиасты спорта. В каждой отрасли появлялись специалисты высочайшего класса, известные в Оренбургской области и за ее пределами.
Сформировалась элита руководителей. Во главе трудовых коллективов стояли люди, начавшие путь от станка и пришедшие молодыми специалистами.
На ЮУМЗ директорские посты занимали Власов и Кулик, нефтеперерабатывающим заводом руководили Хасаншин, Белокур, механическим заводом командовал Кириченко, машиностроительным – Железнов. Строили город Радостев, Зельцер, Мухин, Курганов. Построил и ввел в эксплуатацию ОЗТП Атаманицын.
Швейфабрику лучшим предприятием отрасли сделал Кашаров. Для многих предприятий служили примером компактный ЗМК, который возглавляли Кречетов, Секретов, Еремин, на заводе строймашин – Хорощанский, Ерастов.
Лучшие уходили «наверх» – в Москву, в министерства, в главки и отрасли.
Город строили главные архитекторы Марков, Солдатенков. Более 25 лет главным художником города был Приймак. Именно он первым в стране создал уникальный памятник воинам-защитникам Родины в центре города. Впоследствии подобные памятники появились и в других городах.
В Москве остались наши орчане – Шеремет, Колошин, замечательный патриот Поляничко, будущий премьер страны Черномырдин.
В период с 1979 по 1988 год председателем Орского горисполкома был Владимир Александрович Томин. На нем замыкалось в городе все. Он был генератором идей, организатором и координатором работ на важнейших объектах строек, проводил огромную работу с людьми.
Владимир Александрович служил примером самоотверженности, умения сосредоточиться на главном, обязательно решить все вопросы и проблемы, довести намеченное до конца.
Мне не так много довелось работать вместе с Владимиром Томиным по конкретным вопросам, однако работа в проектном институте давала возможность быть в курсе проблем Орска.
Впоследствии в его бытность председателем городского совета ветеранов мы вместе решали вопросы общественной жизни Орска, часто встречались на различных уровнях, больше познакомились лично. Друзья запомнили его энергичным, полным сил, готовым помочь. Таким запомню его и я.
Только недавно узнал, как называли его друзья между собой – Бульдозер. Это здорово! Думаю, Бульдозер – Томин – прокладывал дорогу локомотиву по имени город Орск.
Э. Заверткин, бывший инженер-проектировщик, секретарь Оренбургского бюро КПРФ по восточному Оренбуржью.

Материалы по теме

Парень с нашей улицы

С начала 40-х годов лежит под асфальтом булыжная мостовая из бута и технической яшмы. Соединила она только что введенный в строй мясоконсервный комбинат с дорогой от вокзала в Старый город. Когда-то наша улица была крайней от дороги, назвали ее Мостовой. В конце 40-х наша семья железнодорожного строителя, как и другие железнодорожники,...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.