РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Взрыв в весенней степи останется в памяти орчан навсегда

Вчера заместитель главы по социальным вопросам Б. Франц и председатель совета ветеранов Н. Никоноров побывали на месте гибели космонавта В. Комарова и возложили к мемориальному комплексу памятный венок. Вместе с ними в торжественной церемонии участвовали представители Адамовского и Ясненского районов.
Отдавать должное герою в День космонавтики стало давней традицией. Наш край имеет к ней непосредственное отношение. В Оренбургском летном училище получил путевку в небо Ю. Гагарин. Кстати, его окончил и Никоноров, впоследствии возглавлявший воинскую часть «Сокол». Кроме того, именно здесь постигали азы крылатой профессии космонавты Ю. Лончаков и А. Викторенко.
Немалый вклад орчане вложили в увековечение памяти Комарова. Сначала недалеко от поселка Карабутак стоял простой обелиск. Затем его сменило величественное сооружение из камня и бронзы. К сожалению, в 2006 году нашлись варвары, которые нарушили целостность композиции. Им приглянулся цветной металл. Как вспоминают жители Карабутака, мощный грузовик тросом свернул многотонную стелу с бюстом космонавта. Она восстанавливалась на ОРМЕТО-ЮУМЗ, который не пожалел ни сил, ни средств. Следы сварки как немой укор тем, кто рубль чтит больше, чем человеческую жизнь, видны до сих пор.
Мемориал заметен издалека. А когда преодолеешь с десяток метров мощеной плитки и окажешься прямо перед изваянием, вознесенным ввысь, особенно проникаешься величием совершенного подвига. Тишина нарушается лишь степным ветром да птицами, парящими в голубом просторе. Она стояла и в тот день, 24 апреля 1967-го. В 3 километрах от селения пас овец пастух. Внезапно земля вздрогнула от страшного удара.
Подробности трагедии долго скрывались. Освоение космоса тогда преподносилось исключительно с парадной стороны. Неудачи, просчеты являлись секретом государственной важности. Хотя, как выясняется, их хватало с лихвой. В шестидесятые осваивался «Союз». Трудно, с большими усилиями, риском и огромной опасностью. Беспилотник запускался трижды и столько же падал. Комаров отозвался о предстоящем полете так: «...Все гробанулись. Наивно ожидать, что следующий корабль будет принципиально отличаться от предыдущих».
Однако сверху ставилась очередная задача, и тогда руководители полетов придумали новую программу. На «Союзе-1» взлетает В. Комаров. На следующий день – «Союз-2» с В. Быковским, А. Елисеевым и Е. Хруновым.
Они стыкуются, и Елисеев с Хруновым перебираются к Комарову. На втором витке у Владимира Михайловича не открылась солнечная батарея. В итоге сориентировать корабль на солнце не удалось. Появился энергетический голод со всеми вытекающими последствиями. 24 апреля с космонавтом говорил председатель Совета Министров СССР А. Косыгин и прямо спросил: «Что мы можем для вас сделать?» Комаров, единственный, кто имел высшее инженерное образование, все понял и ответил: «Позаботьтесь о моей семье».
После 18 витка «Союз-1» пошел на спуск. Подвела крышка парашютного контейнера. Стропы обоих куполов, основного и запасного, перехлестнулись. Спускаемый аппарат ударился о землю, лопнул, возник пожар.
...Траурные венки заняли свои места у мемориала. Потом, когда участники делегации покидали место гибели героя, Н. Никоноров заметил: «Люди нашей профессии не щадили себя ради интересов Родины».
Лучше не скажешь. Обязанность ныне живущих – не забывать об этом никогда.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.