Радуга ее жизни. В ней была и черная полоса
- Люди нашего города
- 15-04-2010
30 лет назад коллектив кафе «Радуга» под руководством З. Васькиной был признан лучшей организацией общественного питания в социалистическом соревновании. Мы вспомнили об этом в одном из мартовских номеров «ОХ» в рубрике «О ком писала газета». Зоя Ивановна откликнулась на нашу публикацию.
И вот мы у нее в гостях. Хозяйка дома с удовольствием вспоминает годы работы в системе общественного питания. Она стояла у истоков создания горпищеторга, горпромторга и треста столовых и ресторанов. На ее счету открытие ряда столовых и кафе, например «Дружбы», «Садко», «Радуги». Как только возникала необходимость открывать новый сложный объект, вопроса, кого пригласить в качестве заведующего, не возникало. Зое Ивановне приходилось заниматься всем – от набора штата до внесения изменений в проекты. В итоге дошла до заместителя управляющего трестом столовых и ресторанов, постигая все на личном опыте, ведь этому никто не учил.
В юности она мечтала быть учительницей, но война нарушила все планы.
– Мне было 15, мы только окончили первый курс педагогического училища, 21 июня 1941 года сдали последний экзамен и на следующий день собирались все вместе на Урал, – вспоминает Васькина. – А тут по радио тревога, Молотов объявляет: война.
Об учебе пришлось забыть. Пошла на никелькомбинат рабочей. Работали по 12 часов. Иногда трудиться приходилось сутками. Когда шел фронтовой заказ, вводилось казарменное положение.
Трижды Зоя Ножкина пыталась поехать на фронт медсестрой, но из-за возраста ее не брали: ей не было и 16. А вот на курсы медсестер приняли.
После их окончания была практика в госпитале в поселке Никель, где сейчас располагается школа № 16. А в феврале 1943 года приказали часть штата госпиталей отправить на фронт. Так она оказалась на фронте.
– Прибыли в Донбасс, в Краматорск, – вспоминает собеседница. – Все взорвано, город в руинах, страшно смотреть. На окраине частично уцелели только школа и больница. Больница была в ужасном состоянии. В подвале, у немцев находилось гестапо, а на втором этаже, куда вели лестницы из белого мрамора, конюшня. Здание мы очистить так и не смогли, расположились в школе, заложив оконные проемы битым кирпичом. Работали круглосуточно, теряя счет времени. Бывало, стоишь у операционного стола и совершенно не понимаешь, утро на дворе или вечер.
Зоя Ивановна с ужасом вспоминает, как разбирали меловую шахту, где фашисты расстреляли тысячи мужчин, как местные искали среди них своих мужей и отцов. В памяти навсегда остался и ров возле больницы, откуда пришлось извлекать тела людей, заживо засыпанных землей. До сих пор ей снятся страшные эпизоды кровавой и жестокой войны.
Повидать довелось немало: прошла Бессарабию, лечила раненых солдат, форсировавших Днестр, бравших Тирасполь. Награждена орденом Великой Отечественной войны и орденом Красной Звезды.
На фронте встретила свою любовь. Вместе в мае 1945-го дошли до Румынии. Она вернулась домой, будущий муж еще продолжал служить. Вместе довелось прожить недолго, супруг скончался от фронтовых ран. От этого брака у Зои Ивановны остался сын. Позже вышла замуж второй раз, родила сына.
Фронтовая нагрузка сказалась на ее здоровье: серьезно пострадал позвоночник. Но Васькина оказалась сильной и преодолела недуг.
Зоя Ивановна до сих пор поддерживает теплые отношения с бывшими коллегами и с фронтовыми подругами, которых в Орске осталось две.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024