КРИТЕРИЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
- Эссе
- 22-08-2001
Ровно десять лет минуло с тех пор, как в СССР потерпел неудачу государственный переворот, именуемый путчем. Три дня и три ночи некое ГКЧП крутило в стране и воротило.Проснулся народ 19 августа и понять ничего не может. По телевизору фуги и «бахи», в голове, как у собачки Павлова, одна мысль – опять кто-то из политбюро ЦК КПСС умер. Ан нет. Просто несколько цэкистов и верховных вояк решили переиначить окружающую действительность по-своему, устранив Президента СССР Горбачева, Ельцина и иже с ними, то есть в то время решительно демократически настроенный народ. Про московские баррикады, Ельцина на танке, трясущиеся руки Янаева на пресс-конференции и о том, как сам путч протекал, говорить не буду, поскольку у вас самих еще свежи воспоминания десятилетней давности. Скажу о другом: о взаимосвязи таких критериев, как «желание», «возможность» и «ответственность».
Надо признать, что первых два качества у того же Янаева, Пуго, Бакатина, Язова, Шенина, Крючкова и других «лже-Дмитриев» было предостаточно. Вот только об ответственности они явно не подумали. Тот же министр обороны Язов на допросе говорил о том, что он себе даже представить не мог возможный арест, порицание народа, уголовное наказание. Прозрение для заговорщиков пришло для всех по-разному. Для главнокомандующего ВДВ Грачева - раньше, когда он, прислуживая ГКЧП, одновременно выторговывал себе гарантийные условия у Ельцина. Кстати, того самого Грачева, который сначала активно разрабатывал план путча, затем внедрял, потом переметнулся, в благодарность стал министром обороны России и при котором убили журналиста Дмитрия Холодова. Короче, Грачев шустрым парнем оказался и поимел на путче дивиденды. К Язову же прозрение ответственности пришло значительно позже, когда он, как побитый, униженный и сопливый малец, просил прощения у Горбачева. Только два человека из путчистов поняли, что они натворили. Начальник генштаба Ахромеев, которого изначально никто не звал, а он сам прибежал поддерживать путч, застрелился, и товарищ Пуго, пошедший по стопам Гитлера, застреливший жену, а потом и себя. Все. Больше никто из них ответственностью не проникся. А зачем? Подумаешь, государственный переворот. Как оказалось, у нас за это не расстреливают и пожизненно не сажают. Вот если бы Язов или Лукьянов патрон украли, тогда, может быть, и сели бы надолго. А так, маршал сейчас мемуары пишет о том, как он своей нерешительностью спасал страну, а второй - поэтические оды на депутатской скамье. Впрочем, и другие путчисты сегодня на жизнь не жалуются. Тот же генерал Лебедь, который, отведя четыре БТРа, тем самым бросил на произвол судьбы защитников Белого дома, сейчас где? Вывод. В России понятие «ответственность» - за страну, семью, детей, за правонарушения и преступления - есть только для простого люда. Для тех, кто выше народа, этого понятия не существует.
27 августа 1991 года я был в творческой командировке в Москве. Вечером сидел в общежитии ВГИКа со студентами из Эфиопии, Таджикистана и России, пил пиво. Почти вся Москва в этот день отмечала победу демократии. Звенели стаканы, гремел праздничный салют… Тогда была эйфория. Сейчас - разочарование.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024