РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Затерянный уголок Оренбуржья. Соленое чудо в степи

Ранним утром, пока зной не раскалил кузов машины, а воздух не превратился в горячий ветер, мы выехали из Орска в поисках экзотического природного уголка. О таинственном соленом озере слышал давно как о месте, где снимаются печали и лечатся болезни. Местные жители и географы из Оренбурга рассказывали, что в Беляевском районе по левому берегу Урала есть соленое озеро, а его чудодейственные свойства превосходят озеро Развал в Соль-Илецке. Путешествие в поисках озера

Среди мусульман это озеро и окрестности почитаются как священное место. Там можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Словом, Аркаим и Соль-Илецк в одном флаконе, таинственное озеро, затерянное в горах на границе с Казахстаном.
Об этом озере впервые услышал от родителей много лет назад. Они молодыми специалистами работали в одном из совхозов в тех местах, где сегодня создан степной заповедник. Мама – молодая учительница, отец – ветеринар. Когда решили пожениться, поехали в Беляевский загс на повозке, в которую запрягли верблюда по кличке Яшка. Поднялась метель, до районного центра будущие супруги не добрались и двое суток пережидали непогоду в пастушеском зимовье. В гостях у казахской семьи услышали о соленом озере и легенде, связанной с теми местами:
– Девушка проводила на войну парня и годами ждала его возвращения. Парень не вернулся, а невеста выходила на высокую сопку и плакала в ожидании любимого. От ее слез и образовались соленые родники.
До Беляевки мы добрались без особого труда, пара сотен километров по трассе Орск – Оренбург далась легко. А вот дальше пришлось ехать почти наугад. Местные жители охотно показывают направление и называют поселки, мимо которых надо ехать. Маршрут лежит на Жанаталап и Новоорловку.
Асфальт от районного центра быстро заканчивается, и начинается обычный российский проселок, пыльный и разбитый. Километров через двадцать ожидавшие рейсовый автобус сельчане подсказали, где сворачивать в степь и как примерно проехать до нужного места. Да пояснили, что самое лучшее время для купания в озере приходится на дни летнего солнцеворота. В это время туда приезжают сотни желающих излечиться или загадать заветное желание.
Едем по степи, дорога лучше, чем грейдер. Она ровнее, прямее, но покрыта толстым слоем пыли. Водители такое покрытие называют пушонкой. За автомобилем висит огромный пыльный шлейф – не меньше, чем от труб цементного завода. Сначала мчимся по полю чернозема, но дорога медленно сворачивает влево, уходит в холмы, чернозем сменяется каменистым суглинком. За машиной уже висит не черный, а красный хвост пыли.
Когда наступает ощущение, что уже заблудились, и начинаешь подумывать о возвращении к грейдеру, за очередной сопкой неожиданно открывается долина, огражденная с трех сторон склонами холмов, с четвертой горизонт открыт, виднеются верхушки леса по берегам Урала. За лесом вершины узнаваемой горы Маячной.
О цели путешествия подсказывают чуть заметная речушка в степной балке и странная форма самой ложбины. Она похожа на чашу, окаймленную склонами гор. Или на огромный кратер древнего вулкана. Местность достаточно интересная. С дороги, проходящей почти по вершине сопки, хорошо видны и речка, и летняя кошара для овец или коз. Пыльный шлейф за автомобилем, идущим по другой стороне степного ручья, говорит о том, что место здесь обитаемое. Дороги есть, и можно двигаться вперед.
Через пару километров доехали до ручья, стало понятно, что мы почти у цели. В обширной котловине у подножья высокого холма растет камыш, виднеется плес небольшого озера. По пологому склону берега следы элементарного благоустройства. Есть ямы для мусора, домик туалета.
Ручей впадает в озеро, протекая по солончаку. Место довольно живописное. Но, наверное, мы приехали к озеру раньше времени. Молодая семья с двумя детьми расположилась для отдыха на свежей траве отлогого берега озера. И больше ни души.
Впрочем, это и хорошо, можно осмотреться. Озеро как озеро. Пойма ручья разбита на множество протоков, а вот между ними земля покрыта блестящим белым слоем, который кое-где проломлен до грязи следами босых ног.

Под ногами и на склоне холма

Такого мы действительно никогда не видели. В пойме ручья песок на дне протоков, между протоками – чернозем, смешанный с красной жирной глиной. В грунте выкопаны небольшие круглые ямки. Как раз под сидящего и лежащего человека. В них – перенасыщенный густой раствор соли, илистое дно. Можно самостоятельно принимать грязевые ванны. Залезать в грязь мы не стали, но босиком прошлись по илу и соли с большим удовольствием.
Струи воды, как оказалось, разные по солености. Есть пресная вода разделившегося на несколько русел ручейка, есть родники с рапой – насыщенным раствором. На площадке размером со спортзал хорошо заметны две невысокие трубы, из которых вытекает соляной раствор. Как объяснили отдыхающие, когда-то здесь поработали геологи, проверяли, что таит земля. С тех пор из труб бегут соленые ручьи.
Они стекаются в озеро, которое подмыло обрывистый край сопки. С других сторон берега густо покрыты камышом. К слову, в озере ни лягушек, ни прочих обитателей подводного царства я не увидел. Но попробовал найти под берегом родник с холодной водой.
По собственному опыту знаю, что под обрывом обязательно должен быть источник. И в жаркий полдень хорошо бы пополнить запасы. Действительно, есть тропинка, проложенная по крутому склону, и сверху виден короткий ручеек, вытекающий из-под горы.
Осторожно спускаемся, и перед нами открывается необычное зрелище. Вода вымыла под обрывом примерно метровый грот и бьет из-под него ключом. Но берега покрыты кристаллами соли, а на дне что-то сверкает, отражая солнечные лучи. Вода ключевая, кристально чистая, но совершенно непригодна для питья – раствор соли. Со дна ручья поднимаются хорошо промытые кусочки полупрозрачного камня, который легко крошится. Это гипс. Там же видно несколько белых монет, брошенных приезжавшими в надежде вернуться когда-либо.
Оставляем и мы свою монетку – на счастье, воды набираем на всякий случай – доказать неверующим факт существования озера.
Интересно побывать и на самой сопке, стоящей над озером. Разговорились с семьей, приехавшей из Беляевки. Местный предприниматель здесь бывает часто. На вершине холма могильные камни древних кайсацких племен, на кустах чилиги – многочисленные ленточки ткани, оставленные при загадывании желаний.
Житель Беляевки рассказывает, что приехал в эти края лет десять назад, чтобы помолиться и загадать желание, когда узнал об озере и священном для мусульман месте. С тех пор бывает здесь часто, а все его желания сбываются.
Он же рассказал, что в нескольких километрах выше по течению степной речки есть старинные надгробные камни, украшенные китайскими иероглифами. По его словам, здесь проходил один из маршрутов древнего Шелкового пути, у родника останавливались караваны и было небольшое кладбище.
С края холма озеро и пойма ручья с ямами для грязевых ванн видны великолепно. Секрет грязи местный житель объяснил просто: «Надо подождать, когда соленый ил прогреется, насытится специальными микробами и станет целебным, тогда приедет много людей принимать соленые и грязевые ванны. Будут лечить суставы, вены».

Дорога домой

Местность с озером и солеными лечебными ваннами непонятно притягательна. Возможно, своими высокими сопками, с которых открываются обширные пространства. Может быть, своими легендами, которые живут неотделимо от таких мест. Может быть, степным и немного соленым свежим воздухом.
Но, как бы хорошо здесь ни было, пора возвращаться. Чтобы утолить любопытство, в Орск решаем ехать по левобережью Урала, не возвращаясь в Беляевку и Алабайтал. Находим степную дорогу и, ориентируясь по горе Маячной, а затем по Верблюжьей (они стоят вдоль трассы Орск – Оренбург у сел В. Озерное и Донское), через десяток километров выбираемся к поселку Бурлыкский. Чтобы путешествие не оказалось очень трудным, отдыхаем в тени деревьев на берегу Урала, купаемся, обедаем.
И, не посоветовавшись с местными жителями, отправляемся в сторону Орска. Разбитый грейдер идет мимо Листвянки, Пехотного, Залужья, Новоуральска. Эта часть пути удовольствия не доставляет: колдобины, пыль, жара, скорость в двадцать – сорок километров. Да еще неприятность: на обочине видим придорожный знак, предупреждающий, что въезд в приграничную зону без пропусков запрещен.
Возвращаться до Беляевки бессмысленно. Остается только дорога через приграничную зону до моста через Урал. Оправдываем себя тем, что в погранзону заехали по незнанию.
Когда путь до моста через Урал где-то в районе Ильинки преодолен, а еще через несколько километров мы выбираемся на трассу и едем по ровному асфальту в сторону Медногорска, настроение меняется к лучшему. Пыль и жара уже не мучают, солнце уходит к горизонту, и жизнь становится просто замечательной.
Кстати, проведя целый день в дороге, вернувшись, мы не почувствовали усталости, а только легкость в ногах и удовлетворение от увиденного. Вероятно, так сказалось лечебное действие озера. Ведь босиком по соли и илу мы ходили сколько хотели.

Материалы по теме

Затерянный уголок Оренбуржья. Соленое чудо в степи

Ранним утром, пока зной не раскалил кузов машины, а воздух не превратился в горячий ветер, мы выехали из Орска в поисках экзотического природного уголка. О таинственном соленом озере слышал давно как о месте, где снимаются печали и лечатся болезни. Местные жители и географы из Оренбурга рассказывали, что в Беляевском районе...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.