Орский гуманитарно-технологический институт – научно-образовательный центр восточного Оренбуржья
- Новости
- 21-03-2002
В настоящее время наблюдается повышение ответственности регионов за социально-экономическое развитие; усиление заинтересованности в укреплении интеллектуального потенциала на местах, развитии региональной системы непрерывного образования с целью подъема экономики, активизации инвестиционной и инновационной политики, подготовки конкурентоспособных кадров. Как проявление этого востребованного обществом процесса на повестку дня встает вопрос эффективного использования возможностей высших учебных заведений. В этом отношении ОГТИ вносит большой вклад в развитие восточного Оренбуржья, являясь центром не только образования и науки, но и культуры.
ОГТИ – составная часть Оренбургского государственного университета (ОГУ), новое научно-образовательное учреждение, возникшее на основе слияния двух вузов – педагогического и индустриального институтов.
Сегодня ОГТИ – крупное учебно-научное учреждение, готовящее педагогические, инженерные, экономические и научные кадры. Институт ведет образовательную деятельность по 13 специальностям педагогического профиля, 8-ми инженерного и 3-м экономического профилей, по программам послевузовского образования, по довузовской подготовке.
В структуру ОГТИ входят: 12 факультетов, 32 кафедры, 3 научно-исследовательские лаборатории, отдел профессиональной ориентации и довузовской подготовки молодежи, отдел маркетинга дополнительных образовательных услуг, информационно-коммуникационный центр, библиотека, издательство.
В настоящее время в ОГТИ обучаются 7415 студентов, из них по очной форме обучаются 4067 человек. На долю, так называемых, городских студентов (города восточного Оренбуржья) приходится 80%. Из этого числа 65% приходится на Орск, 10% – на Новотроицк, 5% – на Гай. Темп ежегодного прироста студентов составляет 14%.
Институт является основным поставщиком специалистов педагогического, технического и экономического профилей для восточного Оренбуржья, а по отдельным педагогическим специальностям - и для всей Оренбургской области.
За более чем полувековой срок своего существования на факультетах института подготовлено свыше 22 тысяч учителей и более 7 тысяч инженеров, экономистов и менеджеров.
В институте создана эффективная система довузовской подготовки, которая рассматривается как неотъемлемая часть непрерывного образования, включающая в себя очно-заочные подготовительные курсы, сеть педагогических классов, отдел профессиональной ориентации и довузовской подготовки молодежи.
В организации образовательного процесса и проведении научной работы участвуют 305 штатных преподавателей. Из них 3 доктора наук и 97 кандидатов наук, 3 профессора и 67 доцентов. В аспирантурах ведущих вузов России обучаются 37 аспирантов. Ежегодно в этих вузах защищаются 4-5 кандидатских диссертаций. В 1999 году была получена лицензия для реализации послевузовского профессионального образования (аспирантура) в ОГТИ по научным специальностям: «Литература народов Европы, Америки и Австралии»; «Русский язык»; «Общая педагогика»; «Теория и методика профессионального образования». Ряд преподавателей технических и экономических специальностей являются руководителями аспирантов по научным специальностям: «Металловедение и термическая обработка металлов», «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами», «Экономика и управление народным хозяйством». В этом году произведен третий набор аспирантов и соискателей в аспирантуру ОГТИ. 40 аспирантов очного обучения, 22 заочного и 38 соискателей - таков состав аспирантуры института. Основная часть обучающихся – это преподаватели ОГТИ. Защита ими диссертаций в ближайшие 3-4 года позволит увеличить число преподавателей, имеющих ученую степень кандидата наук. В перспективе аспирантура ОГТИ будет иметь возможность осуществлять прием всех, имеющих склонность к исследовательской деятельности для выполнения диссертационных работ.
Коллективом ОГТИ активно проводится научно-исследовательская работа по развитию регионального образования и внедрению новых технологий в производственные процессы.
Основные научные направления: общественные науки; психолого-педагогические и методические проблемы управления процессом адаптации студентов к профессиональной деятельности; научно-методические основы реализации развивающего обучения и воспитания в условиях функционирования инновационных средних учебных заведений восточного Оренбуржья; исследования в области языкознания и мировой литературы; экономические проблемы восточного Оренбуржья и перспективы его развития в условиях рынка; технологические процессы на производстве; исследования прочности и условий разрушения материалов и конструкций; исследования в области дифференциальных уравнений, геометрии, экспериментальной и теоретической физики.
По указанным направлениям выполняются 29 комплексных научных тем. Результаты научных исследований систематически апробируются на Всероссийских конференциях, которые проводятся по плану Минобразования России на базе ОГТИ. В мае 2002 года планируется проведение очередной Всероссийской научно-практической конференции. В прошлом году институт совместно с главным управлением образования Оренбургской области и научно-методическим центром г. Орска успешно провели Всероссийскую конференцию на тему «Развитие и саморазвитие ученика и учителя».
В рамках выполнения государственного образовательного стандарта высшего образования в институте основной акцент делается на качество подготовки будущего специалиста. И, как следствие этого, наблюдается положительная динамика успеваемости студентов, увеличение среднего балла оценки профессиональной готовности будущего специалиста (более 50% учится на «4» и «5»); успешная аттестация выпускников института государственными комиссиями; увеличение из года в год количества учителей города, получивших первую и высшую категорию; изменение качественного состава преподавательских кадров института; увеличение количества и качества научных и научно-методических публикаций преподавателей.
В институте сложилась определенная система установления производственных и научных связей с предприятиями и образовательными учреждениями восточного Оренбуржья. Так, на протяжении многих лет промышленные предприятия г. Орска готовят специалистов за счет своих средств, оказывают материальную поддержку подготовке преподавательских кадров высшей квалификации для ОГТИ, предоставляют производственную базу для прохождения учебной практики студентов с оплатой расходов ее организации, участвуют в распределении выпускников, предоставляют возможность прохождения научно-производственных стажировок преподавателями ОГТИ. Ежегодно более 3000 студентов проходят педагогическую практику в образовательных учреждениях восточного Оренбуржья, загородных лагерях, учреждениях дополнительного образования на основе договоров о взаимном сотрудничестве с управлениями образования. Во время практики студенты проявляют творческое отношение к учебной и воспитательной деятельности, приобретают важные профессиональные навыки. Средний балл по специальностям на предвыпускном и выпускном курсах составляет 4,8 балла. Руководства образовательных учреждений нередко присылают благодарственные письма в администрацию института об активном участии будущих педагогов в жизнедеятельности ученического и педагогического коллективов.
Большое внимание мы уделяем реализации развивающего обучения в средних учебных заведениях восточного Оренбуржья. В гимназии № 1 г. Новотроицка и гимназиях № 1 и 2 г. Орска, в школах № 21 и 23 г. Орска проводятся коллективные научно-методические исследования. Предметом этих исследований стали интеллект, общеучебные умения, готовность к продолжению образования, духовная культура, мышление, методологическая культура учащихся. В этих исследованиях участвуют 146 учителей.
Применение разработанных технологий позволило получить положительную динамику интеллектуального развития и уровня готовности учащихся к продолжению образования, а также количества учителей, получивших более высокие квалификационные категории.
Материалы исследований, проведенных преподавателями ОГТИ, внедряются в практику образовательного процесса на факультетах, развития системы образования региона, решения экономических проблем восточного Оренбуржья, технологических проблем производства.
Преподаватели вуза имеют возможность опубликовать результаты своих исследований в издательстве ОГТИ, которое успешно функционирует вот уже десять лет. В институте регулярно издается журнал «Вуз и школа» и ежегодный сборник тезисов докладов внутривузовской научно-практической конференции. Систематически увеличивается количество публикаций преподавателей.
В институте имеется совет по организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС), который координирует деятельность студентов в рамках различных объединений: предметных исследовательских кружков, проблемных групп, языковых клубов, факультативов, творческих бюро и др. В текущем учебном году функционируют 32 подобных объединения по научным и учебным интересам студентов.
Ежегодно в ОГТИ проводится традиционная «Неделя науки», в рамках которой проводятся: научно-практическая конференция, конкурсы, олимпиады, тематические вечера и т.д. Так, в апреле 2001 года на конференции работало свыше 89 секций, заслушано более 1028 докладов. Материалы всех конференций публикуются. 392 студента приняли участие в 28 предметных и творческих олимпиадах.
Студенты ежегодно принимают активное участие в различных конкурсах Всероссийского и регионального статуса. За последние три года студенты ОГТИ получили три диплома от Министерства образования РФ по итогам открытого конкурса на лучшую научную студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации и 7 дипломов от конкурсной комиссии базового вуза – Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Ежегодно студенты ОГТИ принимают участие в региональных предметных олимпиадах и получают, как правило, награды и дипломы. Так, в 2000 году команды студентов заняли II место по математике, III место по физике и II место по методике преподавания физики в Уральской региональной олимпиаде педагогических вузов.
Студенты института не только учатся, но и живут интересной студенческой жизнью, занимаются спортом. В институте обучаются чемпион мира среди юношей по самбо В. Тутик, двукратный чемпион мира среди юниоров, чемпион Оренбургской области, мастер спорта Российской Федерации по шахматам А. Беликов. Среди выпускников института такие известные спортсмены, как мастера спорта международного класса Е. Горстков (бокс), Е. Галахов (силовое троеборье); мастера спорта Л. Долгова (легкая атлетика), Е. Чернов (борьба), М. Мишарин (карате); мастер спорта международного класса по шахматам Е. Веревочкина; призер первенства России по кикбоксингу К. Михайлов; чемпионка мира по самбо Ю. Кузина.
В ряду важных задач, решаемых ОГТИ, особо актуальными являются повышение уровня культуры, возрождение духовности и нравственности молодежи. В условиях модернизации образовательного пространства институт не мыслит подготовку специалистов в отрыве от воспитательного процесса. Этому в немалой степени способствует реализация утвержденной ученым советом института «Программы воспитания студентов ОГТИ (на 2000-2004 годы)», представляющей собой научно обоснованную концепцию содержания и направления развития системы воспитательной работы со студентами. Программа подкреплена системой конкретных мероприятий, регламентирующих основу организации воспитательной работы и студенческого самоуправления. В вузе действуют институт кураторов и комиссия по воспитательной работе.
На факультетах регулярно работают студенческие клубы по профессиональным интересам, систематически проводятся студенческие научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, диспуты, выставки, вечера, предметные недели, внутривузовские соревнования по различным видам спорта. Традиционно в институте работает университет культуры.
Студенческий театр «Ваганты» стал лауреатом межрегионального студенческого фестиваля «На Николаевской-2001». Благодарственное письмо комитета по делам молодежи г. Орска получил студенческий театр «Перцы» за участие в фестивале «На Николаевской-2001». Редакция студенческого журнала «Плюс» стала лауреатом областного конкурса молодых журналистов 2000 года в номинации «Детские и молодежные средства массовой информации». Тринадцать студентов получают именные стипендии: 1– Президента РФ, 1 – Правительства РФ, 2 – губернатора области, 4 – попечительского совета (стипендия им. Шевцовой А. К.), 5 – депутата Госдумы Наумова О. Г.
В настоящее время гуманитарно-технологический институт располагается в 10 учебных корпусах, общая площадь которых около 50000 квадратных метров. Активно ведется компьютеризация образовательного процесса в ОГТИ. Только в этом учебном году приобретены 24 современных компьютера для специальностей «Информатика» и «Программное обеспечение вычислительной техники». Завершена компьютеризация приемной комиссии института.
Сегодня библиотека ОГТИ – это 5 абонементов учебной литературы, абонемент научной литературы, 5 профильных читальных залов на 250 посадочных мест, информационно-библиографический отдел. Книжный фонд библиотеки насчитывает свыше 300000 тыс. томов учебной и научной литературы, более 250 названий периодических изданий. За последние годы особое внимание уделяется внедрению в работу библиотеки новых технологий, автоматизации и компьютеризации библиотечных процессов. Полностью автоматизированы процессы комплектования и обработки литературы. Создан электронный каталог, насчитывающий более 37000 записей. Студенты в библиографическом отделе осуществляют поиск информации, используя не только традиционные карточные каталоги, но и электронные базы данных. В научном читальном зале имеются рабочие места, подключенные к ИНТЕРНЕТ, имеется доступ к электронной почте.
Институт имеет несколько спортивных и актовых залов, столовую и буфеты, помещения для проведения внеаудиторных занятий и оказания дополнительных образовательных услуг.
В мае завершается строительство нового учебно-лабораторного корпуса для студентов экономического факультета. С лета этого года будет продолжено строительство учебных мастерских для технолого-экономического факультета.
Сегодня институт набрал значительный вес по многим направлениям своего развития и занимает достойное место в городе Орске и Оренбуржье. Во многом этому способствует созданный при ОГТИ попечительский совет с участием машиностроительного концерна «Ормето-ЮУМЗ».
Перспективы развития Орского гуманитарно-технологического института видятся в следующем: лицензирование новых учебных и научных специальностей; увеличение числа преподавателей, имеющих ученые степени доктора и кандидата наук; расширение сети довузовской подготовки абитуриента; совершенствование воспитательной и оздоровительной работы; обогащение тематики научных исследований по проблемам развития восточного Оренбуржья. Институт должен стать активным субъектом международных образовательных и культурных связей.
Образование (в широком смысле этого слова) – это не только профессиональное обучение наших детей, это прежде всего их нравственное состояние и здоровье.
Мировая практика показывает, что образование составляет главную движущую силу в реальном улучшении жизненного уровня населения, снижении социальной напряженности, ликвидации беспризорности и преступности, совершенствовании здравоохранения; именно инвестиции в образование дают максимальную прибыль.
Поэтому считаю, что поддержка образования – первоочередная задача Законодательного собрания Оренбургской области.
Г. А. Мелекесов,
ректор ОГТИ, кандидат в депутаты Законодательного собрания Оренбургской области по избирательному округу № 42.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024