РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

ЛУЧШИМ В ЕВРОПЕ НАМЕРЕВАЕТСЯ СТАТЬ
ОРСКИЙ ЗАВОД ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Орский завод по обработке цветных металлов – одно из старейших предприятий города – в избытке познал на себе все реформистские преобразования. Судьба завода на протяжении последних десяти лет подобно губке впитала в себя все, что происходило в стране. Смена эпох зеркальным образом отображалась в истории ОЗЦМ и, что неудивительно, приносила предприятию одни лишь разрушения. Как правило, невосполнимые. Уникальные, единственные в своем роде технологии, отлаженные производственные мощности, высококвалифицированные специалисты остались в далеком прошлом. От былой славы не осталось и следа. Но, как оказалось, ставить точку в истории развития ОЗЦМ было все-таки рано. Передел многострадального завода, кажется, вошел в свою заключительную стадию. Появился хозяин, далеко смотрящий, далеко идущий. Но сначала немного предыстории.Опустевшие цеха, поросшие лебедой, демонтированные, а проще говоря, грубо разворованные станы, бесцельно слоняющиеся по заводской территории несколько десятков человек, которым «до пенсии всего четыре дня» – такую безрадостную картину представлял ОЗЦМ каких-то пару лет назад. Отсчет падения «кривой» производительности можно смело начинать с 1993 года, когда завод акционировался. С той поры на предприятии у руля побывал не один собственник. Директора сменяли один другого: Волков, Веселовский, Абузяров, Рещикова… Кто-то уходил со скандалом, с тянущимся позади шлейфом уголовных дел (заводчане до сих пор с горькой иронией вспоминают одного из директоров, приехавшего на ОЗЦМ делать карьеру на горбатом «Запорожце», а спустя годы покинувшем предприятие на новехоньком джипе). Кто-то тихо и мирно уходил в соседствующие структуры. Завод оставался на месте, медленно хирея, приходя практически в полную негодность.
ОЗЦМ пребывал в коматозном состоянии. Надежда на выживание была нулевой. Помощи ждать было неоткуда. Эти три на тот момент никем не оспариваемые постулата понимали все. Главным образом, рядовые сотрудники предприятия, уставшие верить очередным посулам новых хозяев, с калейдоскопной быстротой сменяющих друг друга. К физической изможденности завода прибавилась полная моральная истощенность, как рабочих, так и администраторов. Поэтому неверие людей в «светлое будущее» родного завода – пожалуй, все-таки главное, что придется преодолевать новому собственнику – компании «Тайвокс» из Санкт-Петербурга, пришедшей на завод в октябре 1999 года. Базис, безусловно, требует немалых средств (если не сказать больше, учитывая незавидное состояние завода), но идеологическая подоплека у всего того, что сегодня делает новый хозяин, должна быть определенной. Иначе нет смысла. Банальное выкачивание средств – повторение пройденного. В этом плане команда питерцев, пришедших на завод, упреков не заслуживает. Инвестированные в предприятие средства не окупятся на ОЗЦМ одномоментно. Достаточно беглого, порой, дилетантского взгляда на все заводское оборудование, не менявшееся с середины 70-х годов. В целом оборудование устарело кардинально - заводу в феврале 2002 года исполняется уже 60 лет. Но и говорить о том, что на ОЗЦМ пришли некие альтруисты, задавшиеся целью возродить завод из пепла во имя «мира на земле», было бы, конечно, наивно. Законы рынка диктуют всем достаточно определенные правила – фирма, компания, промышленное предприятие обязаны приносить прибыль. Нет финансового интереса у хозяев – нет самого предприятия. Между тем, заинтересованность орский завод вызывал у многих компаний: на ОЗЦМ побывали и москвичи, и оборонщики, и местные промышленники. Но договориться между собой они так и не смогли: делиться деньгами никто не хотел, а пенки снимать стремились наперегонки. Поэтому все логичным путем шло к процедуре банкротства, пока на авансцену не вышла молодая и, судя по всему, энергичная команда питерцев (средний возраст нынешних управленцев 35-40 лет).
Реанимирование ОЗЦМ началось с возрождения основных фондов, ведь разграблено к тому времени было все подчистую. Да так, что не могла действовать ни одна единица оборудования! Весь персонал прокатного цеха (!!!) – сердцевины и главной движущей силы предприятия – был уволен, как структурного подразделения его на заводе просто не существовало. Не было ни начальника цеха, ни прокатчиков, ни мастеров. А сначала латали крыши, красили станки, драили оборудование керосином до зеркального блеска. Налаживалась вся заводская электрочасть, закупалось элементарное - кабели и трансформаторы. Первые шаги по восстановлению промышленного предприятия включали в себя и наведение на заводе жесткой дисциплины. Главное в этой ситуации, решило руководство, обеспечить сохранность того, что на заводе осталось, и, естественно, вложенных в завод инвестиций. К сотрудничеству была приглашена известная охранная фирма (теперь возле каждой никелевой болванки на ОЗЦМ дежурит охранник с дубинкой и металлоискателем на поясе).
В процессе замены комплекс измерительной аппаратуры на станах, что в итоге позволит отвечать требованиям современного рынка. Для того, чтобы отказаться впоследствии от сварочных операций, идет работа с большим пятитонным слитком. Отлаживается прокат метровой ширины, процесс невероятно сложный, требующий выполнения массы разнообразных требований с учетом всех заданных технологических параметров (точность проката, качество поверхности). Но именно здесь – «золотая жила» ОЗЦМ, так как метровой ширины прокат в России делать не в состоянии никто, кроме орского завода. Это определяется техническими возможностями станов, всего хвостового оборудования. И заказчики на такую продукцию более чем солидные – Московский и Питерский монетные дворы, заключившие с ОЗЦМ договор по программе «Монетная лента». Так что рубли, звенящие у нас в карманах, берут свое начало в прямом смысле со складов Орского завода цветных металлов.
Предприятие ориентировано на экспорт (доля экспорта в объемах выпускаемой продукции около 30 процентов). Заказчики – в основном страны Европы: Германия, Швейцария. Целый ряд европейских компаний заинтересован в кровельной меди, в последнее время все больше набирающей популярность на западе. ОЗЦМ постепенно занимает и эту нишу, ведь медные ленты широко используются именно как кровельный материал.
Уже сейчас, хотя прошло чуть более двух лет (по сравнению с уровнем запущенности всего заводского хозяйства – это ничто) можно говорить о некоторых результатах проводимой на ОЗЦМ модернизации. Динамика роста производства на сегодняшний день свидетельствует о главном: рост, несомненно, есть. Поднялись с нуля до 350 тонн выпуска готовой продукции ежемесячно. Цифра небольшая, особенно если сравнивать ее с доперестроечными показателями, когда объем выпуска каждый месяц составлял 8 тысяч тонн. Но начало положено. При сохранении таких темпов можно будет выйти на 2,5-3 тыс. тонны, что в конце концов позволит с уверенностью говорить о полной рентабельности и конкурентоспособности завода.
В своем интервью Алексей Юрьевич Евстратов, генеральный директор ОЗЦМ, был предельно конкретен в оценке деятельности предприятия и его дальнейших перспектив.
- На заводе сделано главное. Первое – восстановлен производственный комплекс. Завод в состоянии выпускать продукцию, что он сейчас и делает. Второй эпохальный момент заключается в том, что мы перестали работать в убыток, в результате став самодостаточным предприятием. И последнее. Мы вернули продукцию завода на рынок. В дальнейшем должны лишь создаваться условия для более продуктивной жизнедеятельности завода. Тем более, что мы хотим видеть ОЗЦМ лучшим предприятием в Европе по производству плоского проката цветных металлов. Жизнь покажет, насколько успешно удастся справиться с этой задачей. Многое зависит от качества оборудования, квалифицированного персонала. Но в принципе нужно понимать, для чего мы вообще этим делом занимаемся. Для того, чтобы тянуться в хвосте пятой сотни или войти в первую десятку лучших заводов нашего профиля?
Закономерное желание одного директората стать лучшими в своей области, к сожалению, не всесильно. Необходима поддержка власти, как местной, так и областной. И консенсус, как говорят в таких случаях, найден, в первую очередь с правительством Оренбуржья.
С областной администрацией отношения строятся достаточно продуктивно. Обе стороны, по крайней мере, недовольство друг другом не выказывают. Губернатор А. Чернышев еще до своего посещения завода побывал в Петербурге на экономическом форуме, встречался с инвесторами ОЗЦМ, выражая готовность поддерживать те процессы, которые сейчас происходят на заводе. В связи с этим нелишним, наверное, будет вспомнить грандиозный план губернатора годовой давности, отраженный в его экономической программе. Существовало намерение начать работу по созданию замкнутой цепи медного производства в Оренбургской области. Идея заключалась в том, чтобы замкнуть весь технологический цикл производства меди – заключительная роль отводилась в этой программе и Орскому заводу цветных металлов. Затем об этой программе забыли, начался передел собственности на некоторых предприятиях Оренбуржья, перманентно продолжающийся до сих пор. Будет ли сей план иметь продолжение – дело будущих переговоров. А пока руководство ОЗЦМ крайне озабочено той налоговой политикой, которую проводят в жизнь орские полицейские.
- Было предприятие, лежащее даже не на боку, а на спине лапами кверху, которое не платило никому и ничего, - рассказывает А. Евстратов. – Приходит группа компаний, которая из этого покойника делает живое работающее предприятие. Естественно, что в ходе новой жизни возникают свои проблемы – обязательства перед поставщиками, энергетиками. Одним словом, начинается движение продукции и денег. Насколько оправдана в этом случае позиция налоговиков, которые, увидев первые вздохи вчерашнего мертвеца, тут же бросаются к его горлу с криком: «Срочно отдай деньги!». Здесь, с нашей точки зрения, области, налоговой полиции больше внимания надо уделять предприятиям, только-только набирающим обороты. В вопросе уплаты налогов создать им все же щадящий климат. Важно же понимать: предприятие поднимается из руин, только-только начинает работать и, соответственно, выплачивать налоги. Но из-за того, что какие-то 10 процентов от начисленных налогов не заплачены вовремя, налоговая полиция пытается возбудить дело по факту уклонения от уплаты налогов… Позиция области по этой проблеме должна быть сформулирована достаточно четко. Директора вместо того, чтобы заниматься делом, отвлекаются на препирательства с налоговиками.
Долги, по заверениям руководства ОЗЦМ, существуют в рамках текущих платежей, капитальных задолженностей нет. И в списке злостных неплательщиков в городской бюджет завод не значится. Денежные проблемы возникают, как и у всех работающих предприятий, при оплате за энергию. Энергетики диктуют неукоснительные правила: только по предоплате и только «живыми» деньгами. На ОЗЦМ до сих пор достаточно остро стоит вопрос со своевременной выплатой заработной платы (средний размер по заводу - три тысячи рублей). Задолженность колеблется от месяца до двух. Рабочие не раз поднимали этот вопрос в кулуарах, даже как-то собирали подписи в пользу забастовочной акции. Но реалии сегодняшнего дня, а главное, еще достаточно нестабильное состояние завода должны все-таки учитываться. Все в начале пути, а каким он будет – зависит, в том числе и от самих рабочих. О пораженческих настроениях уже выше говорилось, но проблема эта актуальна не только на ОЗЦМ, а почти на всех промышленных предприятиях города, поэтому говорить о ней необходимо при каждом удобном случае. «А, новые хозяева пусть что хотят, то и делают. Гори все синим пламенем, лишь бы деньги платили», - без преувеличения, приходилось слышать такие слова и от начальников цехов, и от мастеров, проработавших на предприятии по 25-30 лет. Доходит до абсурда, инвесторы приглашают специалистов со стороны, платят им деньги за наладку и пуск оборудования, а рядом, буквально под боком ходят свои местные профессионалы, по роду своей работы способные сделать то же самое, только за меньшие деньги, а бывает и за более короткий срок. Но новый директор еще не знает, кто на его предприятии чего стоит, а инициативы снизу нет, мол, «все равно обманут». Так и работают в вечной конфронтации. А противостояние, как известно, никому еще пользы не приносило. Как видно, эта проблема хорошо знакома и ОЗЦМ. Директорат не раз подчеркивал особую роль профсоюзного комитета, способного организовать коллектив для элементарного зарабатывания денег. Привычная позиция ходока от народа с криком: «Дай!», безусловно, никем не приветствуется.
Сейчас на заводе работают 600 человек, ровно половина того кадрового состава, что имел ОЗЦМ в доперестроечные годы. Численность работающих в 1999 году вообще была ничтожно мала – человек 70. Так что за последние 15 лет квалифицированных людей на предприятии не прибавилось. Все, в основном, держится на старой гвардии, которая постепенно уходит с завода по вполне естественным причинам. Возраст, болезни. А замещать их некому. Никто на производство не приходит, по иерархической лестнице не поднимается. В силу этого нет и производственного роста как такового. Система подготовки кадров для промышленности разрушена повсеместно, в том числе и в цветной металлургии. Правда, сейчас на заводе проходят производственную практику около 30 студентов индустриального колледжа. Денег завод на них не жалеет, ребятам платят за практику еще и заработную плату. Может они-то и есть то самое «светлое будущее» завода?

Материалы по теме

"Шедевры" рекламного творчества

Теперь невозможно представить улицы нашего города без разноцветных ярких рекламных стендов и щитов, наперебой предлагающих товары и услуги. Они неплохо вписываются в интерьер Орска. Но очень часто на этом фоне приходится лицезреть лохмотья, остатки плакатов, о которых забыли их владельцы. Из года в год эти “шедевры” множатся.Вот уже несколько лет...

ЛУЧШИМ В ЕВРОПЕ НАМЕРЕВАЕТСЯ СТАТЬ
ОРСКИЙ ЗАВОД ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Орский завод по обработке цветных металлов – одно из старейших предприятий города – в избытке познал на себе все реформистские преобразования. Судьба завода на протяжении последних десяти лет подобно губке впитала в себя все, что происходило в стране. Смена эпох зеркальным образом отображалась в истории ОЗЦМ и, что неудивительно, приносила...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.