Н. Тарасов: О родном городе, столичной жизни и нелюбимых газетах
- Люди нашего города
- 13-04-2002
Судьба известного человека всегда притягивает внимание окружающих его людей. Участь бывшего мэра Н. Тарасова, пожалуй, интересна нашим читателям вдвойне. Ведь надо признать: личность эта незаурядная, несмотря на то, что отношение орчан к Николаю Михайловичу, как, впрочем, и к другим градоначальникам, неоднозначно. Любопытен и взгляд его на нашу жизнь, спустя почти полтора года после того, как он оставил бразды правления Орском.
Итак, мы беседуем с сотрудником Газпрома, ныне москвичом, но патриотом родного города Н. Тарасовым.- Николай Михайлович, как складывается ваша столичная жизнь?
- Все нормально. Я ведь не рвался в Москву, меня пригласили туда на работу. Газпром выделил прекрасную квартиру в отличном месте - на Воробьевых горах. Я ее приватизировал, теперь это уже моя собственность. С пропиской не было никаких проблем. Работаю помощником у нашего земляка В. Шеремета. Получаю хорошую зарплату. В общем, грех жаловаться на судьбу. Жизнь моя, как всегда, очень насыщенна. Выполняю много общественных дел. Встречаюсь со всеми нашими именитыми земляками. Поддерживаю тесные отношения с Елагиным, Черномырдиным. Вхож в правительство Москвы, помогаю Лужкову, Шанцеву в проведении некоторых мероприятий. Деловые контакты и общение с высокопоставленными лицами, как правило, приносят впоследствии добрые плоды. Так, например, когда я стал москвичом, появилось немало хороших вариантов. Предлагали должности в правительстве Москвы, Госстрое, звали на работу в Альфа-банк.
- А нынешняя должность вас вполне устраивает?
- Хотелось бы, конечно, больше самостоятельности. И в скором времени надеюсь получить новый, еще более ответственный пост. Хотя и сейчас работать достаточно интересно.
- Кстати, обвинения в адрес Шеремета не подтвердились? Или дело еще не закрыто?
- Произошло недоразумение, но теперь претензии правоохранительных органов к нашему земляку сняты. Поэтому было очень обидно, когда в одной из орских газет появилась статья, автор которой усомнился - следовало ли присваивать Шеремету звание почетного гражданина города. Вячеслав Васильевич оказал Орску колоссальную материальную поддержку и, несомненно, заслуживает высокого уважения орчан. Лично я никогда не жалел о том, что мы его отметили таким образом. Напротив, считаю, что мы восстановили справедливость, присвоив такие звания не только Шеремету, но также Томину и Николаюку. Пусть их имена навсегда войдут в историю Орска.
- Интересно, из каких источников вы черпаете информацию о родных пенатах?
- Не только из устных. Да будет вам известно: у меня и моих земляков - Черномырдина, Елагина, Шеремета - на столе постоянно появляются свежие орские газеты. Все мы душой болеем за орчан, поэтому внимательно следим за местными событиями.
- Значит, в курсе дел и по поводу несостоявшихся выборов? Как вы оцениваете этот факт?
- Очень огорчен. Теперь область практически сдвинула Орск на обочину. Если даже повторные выборы состоятся, в чем я очень сомневаюсь, ничего уже не изменится. Законодательное собрание правомочно, все его органы сформированы без орчан. Поэтому голос наших будущих депутатов вряд ли будет слышен. А ведь в прежние времена с мнением орской “фракции” очень даже считались. Говорю об этом с уверенностью, так как в течение двух созывов сам был областным депутатом.
- Банальный вопрос: почему выборы не состоялись?
- Это ответ населения на происходящее в городе.
- А что происходит? Какие перемены бросились вам в глаза?
- С моей стороны было бы некорректно критически оценивать курс нынешней администрации. Поэтому скажу так: самую объективную оценку работе администрации дают жители города. И вы ее, вероятно, знаете.
- Не могли бы вы предложить какие-либо “рецепты”, как обустроить город, вывести его из экономического кризиса?
- Думаю, нынешнее руководство само знает пути выхода из сложной ситуации. Надо только быть понастойчивей. Нашей команде было намного трудней. Тогда город получал наличными всего 15 процентов от бюджета. Остальные средства шли в виде зачетов. Но мы помимо бюджета привлекали значительные суммы денег. Только один сквер Славы обошелся в несколько миллионов рублей внебюджетных средств. Или взять фонтан на Комсомольской площади, обновление фасадов на проспекте Ленина и многое другое - все это в целом составляет огромные суммы. Как-то на досуге решил прикинуть результаты помощи благодетелей города за четыре года. Набралась сумма размером чуть ли не в годовой бюджет. Если в таком направлении будет действовать и нынешняя команда, городу станет гораздо легче. Во всяком случае, можно будет залатать некоторые прорехи, хотя бы, скажем, отремонтировать дороги.
- Николай Михайлович, давайте вернемся к газетным темам, поскольку они имеют прямое отношение к нашей действительности. Мне запомнилась ваша статья, опубликованная в “Орской хронике” несколько лет назад. Называлась она “У мэра не должно быть газет любимых и нелюбимых”. Вы по-прежнему остаетесь на той же позиции?
- Да, я и сейчас так считаю.
- И не сожалеете, что в свое время не учредили своей газеты, которая работала бы на имидж администрации? Ведь, глядишь, и выборы в мэры тогда не проиграли бы.
- Вы же знаете, меня пытались обвинить, будто я намерен создать ручную прессу, чтобы газетчики, что называется, заглядывали мне в рот. Абсурд! Говорю это без лукавства, по прошествии многих лет мне не резон хитрить. Я ратовал тогда лишь за расширение газетного рынка. И протестовал против информационного монополизма. Мне важно было обеспечить многоплановый подход к освещению городских проблем. Вот сейчас наиболее крупные местные издания выражают подчас совершенно противоположные точки зрения. Это же хорошо. То же самое в электронных СМИ. Смотришь по первому каналу и НТВ одни и те же новости, а трактовка совсем разная. Это же здорово, когда читатель и зритель могут выбирать, сопоставлять и в итоге приходить к собственному мнению, что как раз и было моей задачей. Ведь есть же города и поменьше нашего, где выпускается более десятка многотиражных газет. А орчане чем хуже?
- Ну, понятно. Вы прояснили свое “мэрское” отношение к СМИ. А сейчас-то у вас есть любимые и нелюбимые газеты?
- Трудно ответить однозначно. Ведь в каждом издании, как и в человеке, есть хорошее и плохое. Соотношение того и другого может меняться со временем. Вот, к примеру, меня огорчает сегодня позиция “Орского вестника”. Такая была интересная и объективная газета! Но в последний период - год с небольшим - вижу в ней однобокое освещение событий. Да и “Хроника” иногда этим грешит. Хотя моя семья до сих пор читает вашу газету. А “Орские известия” вообще не интересны. Да и немудрено: в официальном органе горадминистрации никогда не дадут острую критику деятельности городских властей, разве что пожурят слегка небольшого чиновника. Первых лиц, безусловно, не тронут.
- Да, конечно, быть в оппозиции к властям может только истинно независимое издание. Но всегда ли нужна оппозиция?
- Всегда и везде. Как говорят, на то и щука, чтоб карась не дремал. Без оппозиции вообще нельзя жить. Если ее не станет, то любой орган власти, считая свой курс непогрешимо верным, рискует угодить в тупик. Вот сейчас в Госдуме произошел антикоммунистический переворот, то есть некому будет голосовать против. Это же плохо! Надо, чтобы кто-то указывал на недостатки, проявлял инакомыслие.
Вот житейский пример из моей практики в должности мэра. Я почти ежедневно от строки до строки с карандашом в руках прочитывал всю местную прессу. И знаете, сколько полезного черпал из критики, пусть даже иной раз и нелицеприятной, резкой, обидной? Все эти факты помечал, тут же вызывал своих сотрудников и спрашивал: “Читал?” - “Читал”. - “Ну, так давай немедленно устраняй!” Не все, конечно, делали, но большей частью реагировали правильно. А если бы не было оппозиции?
Вспомните, я хоть и обижался иногда на слишком резкие выпады “Хроники”, но терпел и не корил вашего брата за критику. Взять, к примеру, творчество Овчинникова. Не всем нравятся его острые, обличительные статьи, а я считаю его талантливым журналистом, ведь умеет он подать тему. Вот почему у мэра не должно быть нелюбимых газет и неугодных журналистов.
- Передел собственности - тема, волнующая многих орчан. Каково ваше отношение к этому явлению?
- Вопрос собственности никогда не был простым как в стране, так и в городе. Отлично помню, как орчан в эту собственность загоняли! Ведь никто не понимал, что происходит. Когда, допустим, магазины делили, заводы, коллективы отнеслись к этому без энтузиазма. Мало кто хотел брать на себя ответственность и становиться хозяином. Люди не понимали, что это - навсегда. Теперь-то ясно, что народу нельзя было, как говорится, ушами хлопать. Но в итоге - печальные результаты. Предприятия попали не в лучшие руки. Вот мясокомбинат... Пришел новый хозяин - и качество колбасы стало заметно хуже. Не один раз сменились хозяева на никелькомбинате, на ЮУМЗ, по моим сведениям, тоже может поменяться власть. А тысячи работников страдают. Конечно же, я против такого передела, когда собственники не развивают производство, не вкладывают в него инвестиции, а покупают предприятия лишь с целью выгоднее перепродать.
- Николай Михайлович, каждый мэр, уходя с поста, оставляет после себя что-то свое, им сотворенное. Какие черты привнесли вы в облик города?
- У меня очень многое связано с Орском. Ведь я родился и прожил здесь 52 года. Из них 21 год проработал на стройке, руководил Октябрьским районом, городом. Так что, конечно же, есть чем гордиться и радоваться: пожалуй, в каждой улочке Орска осталась частица моего сердца. Живу сейчас в столице, а душа, вся моя внутренняя сущность, остались здесь. Поэтому даже не допускаю мысли о том, что уехал отсюда навсегда.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024