Преображение
- Общество
- 29-03-2011
В великопостном выпуске православной странички мы расскажем о поездках орчан на Афон, о препятствиях на пути к исповеди и некоторых новостях церковной жизни Орска.
Из степного Орска – на святую гору
Наверное, каждый православный христианин мечтает посетить Афон. А те счастливчики, кому удалось раз на нем побывать, возвращаются туда снова и снова. Чем же так привлекает людей это место? Сегодня мы беседуем с протоиереем Сергием Барановым, который недавно вернулся из двенадцатой по счету поездки на святую гору.
– Отец Сергий, что привело Вас на Афон?
– Желание прикоснуться к святыне. Есть два места, которые особенно притягивают православных: Иерусалим и Афон. И если сила Иерусалима в его истории, в многочисленных напоминаниях о евангельских событиях, то Афон – это живая церковная традиция, бесценный опыт людей, не прерывающих общения с Христом на протяжении многих веков.
Полуостров Афон, что в переводе означает «святая гора», находится на территории Греции. Это монашеское государство в государстве. Здесь действуют свои законы, существует свое правительство – Протат. В него входят 20 монахов, по одному от каждого монастыря. В свою очередь из этих 20 каждый год выбираются четверо, которым вручается по четвертинке от главной афонской печати.
По Афону рассыпаны православные монастыри: греческие, болгарские, сербские, русские. В горах прячутся кельи отшельников. На остров допускаются только мужчины, женщинам-паломницам вот уже более тысячелетия позволяется лишь смотреть на святые места с проплывающих кораблей. На Афоне есть место одной женщине – Богородице, которую называют игуменьей святой горы.
– Вы ездите туда не только молиться, но и работать?
– Первая поездка была паломнической. А потом меня попросили расписать небольшой храм 14 века в скиту греческого монастыря Симоно-Петр. Он расположен в горном ущелье. В крошечных кельях при храме живут два русских монаха. А прямо за ним находится пещера, в которой подвизался великий святой Григорий Палама. Мы с заслуженным художником России Михаилом Кирильчуком взялись за роспись этого храма. Разумеется, денег за работу не берем, даже краски закупаем на свои средства...
– Тяжела жизнь в афонском монастыре?
– Физически – да. Большую часть ночи монахи проводят в храме – служба, которая у нас разделена на две части, там объединяется и может длиться 10 – 11 часов. Днем они выполняют послушание – работают для нужд монастыря. Пища скромная: мяса на Афоне не едят совсем, рыбу и сыр – по праздникам. Основу питания составляют овощи. Но на это не обращаешь внимания: когда сильно устанешь на послушании, уже не хочется чего-то вкусного, достаточно просто поесть что дадут.
Но главное – не в физическом состоянии, а в духовном. Миро-ощущение у афонитов иное, непривычное нам. Мы боимся, что в нашей жизни – временной и вечной – что-то плохое появится, какие-то страдания. А они не этого боятся, им страшно, что у них отнимется живая связь с Христом. Жизнь без Бога, пусть и благополучная внешне, для них и есть ад.
– А пользуются ли монахи благами цивилизации – компьютерами, автомобилями? Ведь в нашей церковной среде многие настороженно относятся к техническим новшествам.
– Они живут по словам апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно». Ну, например, зачем монаху телевизор? В нем нет необходимости, и в кельи телевизоров не ставят. А компьютер нужен монастырской канцелярии, и им пользуются для ведения документации. В пологой части острова у монастырей есть автомобили. А в горных районах от них толку немного, поэтому ездят по старинке, на мулах. Но мистического трепета перед техникой у афонитов не существует, она используется в меру необходимости.
– Какие красоты Афона запомнились Вам больше всего?
– Афон – это живописная природа, величественные монастыри и храмы. Но главное не в этом. Помню, в одной из поездок мои спутники восторгались: «Как здесь красиво, как хорошо… Рай земной!» И тогда я очень четко осознал: рай не то, что мы видим, а то, как видим. Если это «как» духовно, то даже безжизненная пустыня или тесная келья становится раем. И святая афонская земля, мудрые люди, живущие на ней, учат нас разглядеть его.
Павел Лещенко
Неудобные вопросы
Описывать во всех красках не обязательно
«Здравствуйте, редакция «ОХ»! Хочу увидеть на православной страничке ответ на свой неудобный вопрос. Я никогда не исповедовался в церкви, но если отважусь впервые, то начать придется с очень постыдного греха, который меня давно мучает. Останавливает только одна мысль: вдруг священник расскажет кому-то об этом... Я слышал о тайне исповеди, но моя профессия связана с медициной, и я знаю, как врачи обсуждают друг с другом причуды больных. Какие тут могут быть гарантии для такого «особенного» грешника вроде меня? Как выбрать духовника? Может, съездить для этого в другой город?
А. Т.».
Отвечает диакон Максим Бражников, клирик храма во имя св. Георгия Победоносца.
Уважаемый А. Т.!
Ваше смущение понятно. Должен сказать, что к первой исповеди многие из священства подходили в свое время с аналогичными чувствами. Могу Вас заверить, что тайна исповеди не разглашается никем и ни при каких условиях. К тому же следует принять во внимание тот момент, что священнику, как свидетелю перед Богом, не столько интересны подробности ваших грехов, сколько ваше искреннее раскаяние, с которым и требуется приходить на исповедь. Поэтому опытные духовники не советуют человеку описывать свои грехи в излишних красках и подробностях – это не нужно.
Поскольку ваша профессия связана с медициной, я позволю себе привести аналогию: когда больной терпит какую-либо боль, например зубную, он пытается максимально долго оттянуть посещение врача, опасаясь, что тот будет болезненно лечить или долго ругаться. Но в один момент уже не спасают никакие анальгетики, и человек уже готов лечь хоть на операционный стол, но вылечиться.
То же самое здесь, только исповедь не болезненное лечение. Врач здесь – Господь, священник – только свидетель, в присутствии которого Вы раскаиваетесь пред Богом. Он не будет попрекать Вас или смеяться над Вами – это не его компетенция. Конечно, страшно открывать тайну незнакомому человеку, но смелость в нашем случае – нужный шаг.
Пройдешь его – и дальше все будет намного легче.
Что касается выбора духовника, вопрос достаточно личный. Если священник, у которого Вы будете исповедоваться, согласится заниматься вашим духовным руководством, то тогда его можно будет назвать духовником. Но это уже дело будущего. Бог Вам в помощь!
Новости
Новое здание получила воскресная школа при храме
св. Георгия
Первоначально у Свято-Георгиев-ской школы не было своего помещения, и для проведения уроков приходилось собираться в трапезной храма. Однако в феврале текущего года директор фирмы «СТС-City» В. Горбунов согласился предоставить для самого молодого учебного заведения орского благочиния большой зал в деловом Центре «Плаза». Чуть более чем за месяц были проведены плановые ремонтные работы, и 20 марта состоялось освящение нового помещения.
Новое здание будет использоваться не только для нужд учащихся воскресной школы. С сентября планируется открытие филиала епархиальных богословских образовательных курсов для молодого и старшего поколения, а также проведение встреч и семинаров с преподавателями общеобразовательных школ и вузов города. Также в новом зале разместится молодежный и катехизаторский отдел орского благочиния.
Запущен сайт орского благочиния
Располагается он по адресу: http://pravorsk.ru и называется «Православие в Орске». В настоящий момент на интернет-страничке вы можете увидеть новости благочиния с фотографиями, популярные статьи по катехизации и первые комментарии посетителей. В разработке информация об орских храмах и духовенстве, а также самые разнообразные материалы православных журналистов нашего города. Сайт приглашает к сотрудничеству орчан: присылайте ваши вопросы, пожелания, предложения, фотографии, видео- и аудиозаписи на электронную почту admin@pravorsk.ru
Словарь малопонятных церковных терминов, встречающихся на этой страничке:
Протат, или Священный Кинот – центральный исполнительный соборный орган управления святой горы Афон, в который входят представители всех монастырей Афона. Каждый представитель избирается своим монастырем в течение 15 первых дней января сроком на один год.
Скит – жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединенное жилище.
Послушание – обязательное исполнение каждым, кто проживает в монастыре, какой-либо работы.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024