Короткая память
- Эссе
- 02-07-2011
Кто-то сказал слова: «Не помнящий прошлого не имеет будущего», которые запомнились. Это не просто красивая фраза. Вдумайтесь. За ней глубокий житейский и философский смысл. За ней то, что отличает человека от животного: осмысленность существования, причины и следствия. Сегодня, проистекающее и формирующееся из вчера.
Кто, кроме историков, помнит сейчас сложные и кровавые тонкости жизни нашей страны в первой половине прошлого столетия? Когда в одночасье рушились человеческие судьбы, делались головокружительные карьеры. Энтузиазм, самоотречение и подлость в одной упряжке. Одинаково не правы, на мой взгляд, называющие Сталина величайшим тираном, равно как и солнечноликим вождем всех народов. В первую очередь он был государственником в сложнейшее для России время. Время великих дел и великих преступлений. Время крупных свершений и крутых мужиков.
Я не даю оценок событиям и людям, просто призываю вспомнить о тех, кто оставил после себя новую страну, новые города, новые заводы и новую жизнь. Всмотритесь в них.
Сергей Миронович Франкфурт.
Никелькомбинат и ТЭЦ, первая пятиэтажка и Соцгород. Уездный, глубоко провинциальный Орск и тысячи навсегда съехавшихся из всех концов страны людей. Десятки тысяч судеб.
И это все о нем.
Франкфурт прибыл сюда, оставив за спиной только что построенный Кузнецк и Кузнецкий металлургический комбинат. Первый строитель и первый директор. Одного этого с лихвой хватило бы на жизнь. Но все оставлено позади, и надо было начинать сначала. С чистого листа. С голой степи, если угодно. Перипетий этого грандиозного строительства хватило бы на десяток романов. Разом была изменена судьба тысяч и тысяч самых разных людей и их потомков.
С редкой фотографии глядят бесконечно усталые глаза. Вид замотанный. Неудивительно.
Франкфурт и 56 его сотрудников были расстреляны в 1937-м. Он – как троцкист, остальные 56 – энтузиазм тогдашних правоохранителей. Где они похоронены – Бог весть. Но они оставили после себя город. Наш Орск.
В Кузнецке есть улица Франкфурта. У тех, видать, память длиннее нашей, в нашем городе такой улицы нет. В Орске, в моем поселке ОЗТП, есть улицы Шалина и Юлина. К стыду своему, я ничего о них не знаю, но, думаю, люди достойные, коли уж их именами названы улицы. А построить, по сути, новый город с промышленностью, этого для обретения именной улицы, выходит, недостаточно? Что ж вам тогда еще надо? Какие, любопытно мне, заслуги перед нами у солнечной Грузии: есть ведь у нас улица Тбилисская?
Так что же? «Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут позже»? Прав Екклесиаст?
Я стою в самом начале проспекта Мира, у первой в городе пятиэтажки. Сколько в ее стенах застыло навеки страстей, больших и малых чаяний, сколько человеческих судеб, радостей и разочарований, опустошающей усталости и мата планерок, внезапных острых иголок в сердце и надежд, надежд…
«Нет памяти о прежнем…»
(Источники: И. Эренбург. «Люди, годы, жизнь»; Википедия;
Орский краеведческий музей.)
Виталий Ерофеевский
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024