Культура
- Культура
- 18-08-2011
Новый театральный сезон драмтеатр начнет не только в новом помещении, но и с новым главным режиссером. Им стал уже знакомый зрителям по спектаклям «Месье Амилькар, или Человек, который платит» и «Крошка» режиссер из Димитровграда Г. Макаров. На днях у нас состоялась встреча с Георгием Юрьевичем, на которой он рассказал о себе и поделился планами.
Не прошли мы и мимо центрального события в культурной жизни Орска – визита В. Маканина, писателя, сумевшего при жизни попасть в когорту классиков русской литературы. Г. Макаров: «Любить главного режиссера артисты не обязаны»
Предложение занять место главного режиссера орского драмтеатра Георгий Макаров услышал из уст директора Владимира Дорошенко в конце прошлого театрального сезона. Раздумывать долго не стал. Уже в июле подписал трудовой договор и начал потихоньку перевозить в наш город семью.
– Насколько я поняла, решение сменить должность главного режиссера димитровградского театра на аналогичную в Орске далось легко.
– В театре Димитровграда я отработал 10 лет. Это срок, за который и ты труппе успеваешь надоесть, и труппа – тебе. Настала пора что-то поменять в жизни. А поскольку я уже успел поставить на местной сцене два спектакля, почувствовал актеров, то решил согласиться на предложение орского театра.
– Какое впечатление произвели на Вас наши артисты при первом знакомстве?
– Я не увидел в труппе современной болезни многих театральных коллективов – цинизма. Это радует. Орские артисты доверчивы, открыты, с хорошим актерским наивом. Они хотят работать и умеют это делать.
– Что ставите во главу угла при работе с актерами?
– Дисциплину. Актер вне дисциплины никому не нужен, ему дорога в художественную самодеятельность. Честно скажу, в орской труппе с дисциплиной проблемы есть. Будем бороться с этим.
– Не боитесь, что излишняя строгость вызовет неприятие у коллектива? Всё же артисты – народ творческий...
– Разумеется, режиссер должен попасть на одну волну с актерами, быть ими понятым. Но любить главного режиссера артисты не обязаны. Я вообще всегда говорю, что эту должность должен занимать человек, который спокойно относится к тому, что его не любят. Ведь я сам начинал актером.
– В советское время мерилом качества работы режиссера была профессиональная критика. А сейчас на чьих плечах лежит эта важная функция?
– Профессиональной критики сегодня остро не хватает и режиссерам, и актерам. На смену ей пришла цензура покруче – деньги. Сейчас театры очень зависят от выручки. Поэтому ставка делается на кассовые спектакли. Однако, когда актер слишком долго работает «на кассу», он перестает себя уважать, внутренне понимая, что занимается профанацией искусства. Ему хочется поработать с настоящей драматургией. Но подчас возможности такой нет.
– Вы подарите орским артистам возможность попробовать свои силы в чем-то настоящем?
– Совсем забыть о кассе я, конечно, не могу. Но мне важно, чтобы даже в кассовой комедии было что играть, не скатиться ниже определенной планки, которую я для себя установил. Буду искать материал, в котором доминируют содержание, эмоции, душа, а не эффектная форма. Постараюсь найти режиссеров, умеющих работать с актерами. Раньше было само собой разумеющимся, что режиссер садится за стол с артистами и детально разбирает каждую сцену. Сейчас это куда-то ушло. Многие режиссеры стали смотреть на актеров как на быдло, ставя в центр все, что угодно: декорации, шум, свет, но только не артистов. Я такого отношения не приемлю.
– Чем порадуете орчан в грядущем сезоне?
– Сезон откроется премьерным спектаклем по пьесе Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» в постановке Александра Митькина и моей комедией «Крошка», которую в минувшем сезоне мы показали только однажды. К Новому году – традиционная сказка для детей. Надеюсь, что мне удастся поставить на орской сцене спектакль «Ханума» по пьесе Цагарели. В целом же в связи с масштабным ремонтом и переездом в меньший по вместимости зрительный зал будем делать ставку на спектакли, с которыми могли бы работать на разных площадках.
В. Маканин подарил орскому музею отрывки из рукописи своего последнего романа
На прошлой неделе наш город посетил писатель В. Маканин. Он родился в Орске в 1937 году и прожил здесь до 14 лет. «Возвращение на малую родину – это особый род чувствования, который не надо обнажать и который не променяешь ни на что другое», – с таких слов началась встреча Владимира Семеновича с читателями, прошедшая в Центральной библиотеке им. Горького.
Для общения с писателем был отведен небольшой зал, с трудом вместивший всех желающих увидеть своими глазами живого классика. Когда в комнату, слегка прихрамывая и скромно улыбаясь, вошел сам Маканин, почитатели его таланта несколько растерялись: ни тебе столичного апломба, ни пафосной демонстрации весомого вклада в развитие русской литературы.
– Предлагаю построить наше общение в форме «вопрос – ответ», – кротко обратился Владимир Семенович к залу. После минутной паузы вопросы на писателя посыпались один за другим.
– Последний раз в Орск я приезжал 10 или 12 лет назад. Поэтому сегодня с удовольствием побывал в поселке Победа, где жил со своей семьей. Оказавшись там, вспомнил многое: коридоры, подъезды... Заметил, что почему-то убрали все скамейки на улице. Мне объяснили: это способ борьбы с бомжами, которые спят на лавочках. Странно. Сон – такое хорошее состояние... – размышлял писатель.
И тут же вспомнил, что в детстве абсолютно был уверен в том, что станет шахматистом.
– Я с удовольствием играл в шахматы, был кандидатом в мастера по этому виду спорта. Особенно мне нравилось играть со взрослыми. Я любил проделывать с ними фокус: зная, что выигрываю, всегда оставлял сопернику ходы, а значит, надежду на спасение. Но в девятом классе из-за проблем со зрением о шахматах пришлось забыть. Отец решил, что мне нужно идти в математики: раз уж ходы умею считать, то и с формулами справлюсь. Поступил в МГУ на мехмат. Пять лет отработал по специальности, а потом стал писать. И в 30 лет уже достаточно зарабатывал пером.
Разумеется, многих интересовало, как Владимир Семенович трудится над своими произведениями.
– В моей голове много сюжетов. Но это не значит, что пишу легко. Мне всегда очень сложно дается проблема выбора. Когда я вижу интересную тему, сразу пишу 3 – 4 крепкие сцены и, если чувствую, что напал на след, начинаю работать усиленно, много.
– Когда делали первые шаги в литературе, о будущем успехе думали или писали потому, что не могли не писать? – интересуюсь у Владимира Семеновича.
– Когда начинал работать, в нашей литературе было очень непростое время. Читали тех, кто издавался в журналах. Но там были свои трудности – цензоры внимательно вычитывали все произведения, расписываясь на каждой журнальной странице. А в книге они расписывались только один раз, в конце. Поэтому издать ее было проще, но зато тебя никто не читал. Прежде чем я попал в журнал, у меня было издано пять книг, легшие, как было принято тогда говорить, в братскую могилу. И когда наконец мое произведение «Где сходилось небо с холмами» было опубликовано в журнале, мной заинтересовались как новым лицом, непохожим на других авторов. Помню, тогда моему произведению посвятили целый «подвал» в газете «Правда». Мне стали звонить диссиденты, поддерживали, сопереживали. Но в это время уже умирал Черненко, поэтому было не страшно. Благодаря непохожести на других вскоре меня, единственного на тот момент, перевели немцы, после чего в Германии стали издавать все мои книги.
– Вы входите в состав жюри национальной литературной премии «Большая книга». А кто из молодых писателей, на Ваш взгляд, составит будущее русской литературы?
– Совсем уж далеко заглядывать сложно. Но могу сказать, что в этом году у «Большой книги» очень хороший улов. Для себя выделил двух авторов – Юрия Буйду и его роман «Синяя кровь» и Владимира Сорокина с «Метелью». Неравнодушно отношусь к творчеству Захара Прилепина.
Казалось, встреча с писателем может длиться бесконечно. Зрители задавали гостю все новые и новые вопросы. Владимир Семенович поведал, что не так давно вышел в свет его новый роман – гибрид пьесы и прозы «Две сестры и Кандинский», что никогда не дает родным читать свои новые произведения в сыром виде, даже о том, что по дороге в Орск, в поселке под Сарой, сумел разыскать фундамент, оставшийся от дома деда.
Под занавес встречи Владимир Семенович передал в Орский историко-краеведческий музей подарки: семейные фотографии, футболку, которую ему вручили в Кембридже, где Владимир Семенович читал лекции. Но особой ценностью, безусловно, обладают отрывки из рукописи нового романа «Две сестры и Кандинский» с финальной авторской правкой. И орчане, и Владимир Маканин расставались друг с другом в надежде на новую встречу, хочется верить, очень скорую.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024