Загнанные в угол или Чем обернулись для трамвайщиков благодеяния государства
- Экономика
- 21-05-2002
Проблема, о которой сегодня пойдет речь, актуальна не только для нашего города, но и области, и страны в целом. Орск, Оренбург, сотни городов России, за исключением разве что столиц, находятся примерно в одном положении и испытывают одну беду, искусственно созданную нашим родным правительством, как нынешним, так и предыдущими, различными ведомствами и министерствами, превратившими страну в один сплошной собес.Приятно и выгодно быть, а точнее, казаться хорошим: раздавать направо и налево льготы, заявлять о повышении заработной платы, пенсий. Воплощать же в жизнь эти, несомненно, благие намерения приходится на местах. Ладно, если бы разговор шел о чисто технической стороне вопроса. Но когда для выполнения правительственных обещаний необходимы средства, и немалые, то дело получает совершенно иной оборот…
Орское трамвайное управление N 1 было, есть и, хочется надеяться, еще долго останется предприятием, на котором лежит основная нагрузка по перевозке пассажиров в нашем городе. Проблем здесь немало, перечислять которые смысла нет. Достаточно сказать, что предприятие в настоящее время находится в состоянии реструктуризации задолженности в бюджетные и внебюджетные фонды и несет это бремя с огромным трудом. Что может последовать в случае невыполнения его условий, даже представлять не хочется: арест счетов, опись имущества и как следствие – банкротство. Чтобы избежать столь плачевного не только для коллектива ОТУ-1, но и для всех горожан конца, каждую копейку доходов здесь направляют не на развитие предприятия, не на повышение безопасности пассажирских перевозок, а на выплату долгов в бюджеты всех уровней, различные бюджетные и внебюджетные фонды. А долгов накопилось ни много ни мало - 19 млн. рублей, в т. ч. в пенсионный фонд – 15 млн. рублей. Но самое интересное во всей этой истории заключается в том, что трамвайщики должниками как таковыми не являются. Напротив, должны им. Все то же правительство в лице его многочисленных структур и ведомств.
В очень давние времена на Руси появилась пословица: «Закон – что дышло, куда повернул – туда и вышло». Века проходят, а почва для ее существования остается. Жива пословица и теперь, несмотря на все усилия, прилагаемые для построения в нашей стране правового государства. Нельзя сказать, что результатов этих усилий нет никаких, но взаимоотношения государства с субъектами федерации по-прежнему напоминают игру в одни ворота. Как, впрочем, и взаимоотношения центров этих самых субъектов с муниципалитетами.
Итак, что же стало причиной того, что трамвайщики загнаны в угол? Кто виновен в том, что они для того, чтобы выжить, вынуждены прибегать к таким крайне непопулярным мерам, как подъем стоимости своих услуг? Кто или что может положительно повлиять на ситуацию, которая сложилась не только в сфере горэлектротранспорта, но и всего коммунального хозяйства?
Чтобы ответить на первый вопрос, обратимся к цифрам и фактам. До начала 90-х годов лишь 7 категорий граждан пользовались правом льготного проезда в трамвае. В настоящее время их число составляет 27. Почувствовали разницу? Причем это не только участники Великой Отечественной войны, инвалиды, «чернобыльцы», пенсионеры, т. е. те, кто это право заслужил без преувеличения ценою жизни или по разным причинам еле сводит концы с концами, но и сотрудники милиции, прокуратуры, таможни, судов, налоговых служб и других ведомств, которых нищими никак не назовешь. Ну, да Бог с ними, пусть хоть все ездят бесплатно, но кто при этом будет возмещать трамвайщикам выпадающие доходы? В настоящее время финансирование осуществляется лишь по двум категориям, да и то не в полном объеме. По итогам первого квартала текущего года трамвайщики должны были в качестве компенсации расходов получить 7 млн. 700 тыс. рублей, получили лишь 850 тысяч, что составляет 11 процентов от потребностей. Не лучше складывалась ситуация и в прошлом году: из «потерянных» на льготах 25,5 млн. рублей ОТУ-1 возвращены лишь 9 миллионов.
По положению о льготниках компенсируется 21 поездка в месяц. Согласитесь, что пенсионер или ветеран войны в силу возраста и здоровья вряд ли «наездит» больше. Чего не скажешь о том же сотруднике милиции или налоговой службы. Но даже при таких расчетах при условии полной компенсации соответствующими ведомствами затрат на льготы для их сотрудников в 2001 году трамвайщики могли бы получить 51 млн. рублей. Если к ним прибавить 45,2 млн. рублей, заработанных самостоятельно, то эти деньги полностью покрыли бы расходы трамвайщиков за прошлый год – а это 84 млн. рублей. Таким образом они не только не влезли бы в ярмо реструктуризации, но и успешно развивали свое хозяйство, не беря при этом ни у кого ни рубля. Ни в городском бюджете, ни у населения: в повышении платы за проезд просто не было бы нужды.
Где же «застряли» недостающие средства? В кармане городской администрации? Нет, все, что положено, трамвайщики получили. Более того, администрация, учитывая создавшееся положение, оказывает предприятию всяческую помощь. Выпадающие доходы просто не доходят до Орска. Утверждать, что они оседают в областном центре, тоже нельзя. Но не потому, что дележ между городами и районами по этой статье расходов справедлив – по затраченным средствам. А потому, что нет той прозрачности бюджета, о которой так много говорится на всех уровнях – от местного до государственного. Особенно его расходной части. Все попытки трамвайщиков выяснить в областном управлении соцзащиты, через которое идет финансирование льготников, сколько средств выделено на область, как они распределяются по городам и районам, окончились безрезультатно. Возможно, для областных начальников орские трамвайщики - не тот уровень, чтобы им такие «великие тайны» раскрывать. А ведь возможно и другое, о чем молчать нельзя и говорить не стоит.
Вот и получается, что государство в лице своих управленческих структур и чиновничьего аппарата «подставляет» предприятия на местах, сталкивая их интересы с интересами населения, вызывая волну возмущения, часто направленную не в тот адрес, усиливает социальную напряженность.
Кто-то может сказать, что государство – понятие абстрактное, а, следовательно, пытаться разрешить возникшее противоречие все равно, что воевать с ветряными мельницами. Это очень удобная позиция для тех, кто привык ссылаться на объективные трудности, прикрывая ими свои некомпетентность и неспособность что-либо решить. А решать нужно и можно.
Во-первых, речь идет об исполнении законов Российской Федерации. В нашем примере одна сторона их строго соблюдает и выполняет: трамвайщики, как и все коммунальщики в целом, исправно предоставляют льготы, хотя и в ущерб себе. Да и попробуй откажи – прокуратура, как надзирающее око, тут как тут. Так чуб накрутят, что мало не покажется. Но где же это надзирающее око, когда речь идет об обязанностях в исполнении законов с другой стороны – со стороны государства в лице все тех же многочисленных структур, которые призваны законы страны в жизнь воплощать?
Во-вторых, где же наши народные избранники, задача которых не только законы принимать? Ведь выпадающие доходы по предоставлению льгот заложены в бюджетах всех уровней. И уж если трамвайщиков в области не жалуют, почему бы вопросом: «куда и как они расходуются?» не заняться именно им – наделенным значительной властью и полномочиями? Это было бы для города куда полезнее, чем заниматься дебатами по поводу ликвидации в Орске трамвая и замены его маршрутными такси. Да и столь непопулярные решения, как повышение платы за проезд, принимать бы не пришлось. Но, видимо, легче дружно проголосовать «за», чем «воевать» в высоких кабинетах.
А повоевать депутатам всех уровней есть за что. Ведь от систематического недофинансирования по льготам страдают не только горэлектротранспорт, коммунальные службы, но и ряд других ведомств, оказывающих населению различные услуги. Целая махина чиновников сверяет бумажки, пересылая их друг другу, пытаясь навести порядок в системе выплаты и компенсации льгот. А порядка все равно нет. Так не лучше ли и дешевле отдавать эти деньги напрямую тем, кто оказывает населению эти самые услуги? Хотя, наверняка, при этом будут затронуты материальные интересы многих – ну как добровольно откажешься от такой кормушки! Вот тут вся надежда на народных избранников.
А пока орские трамвайщики вынуждены снижать расходы на материальные затраты: если в первом квартале прошлого года на приобретение запчастей ушло 2 млн. 600 тыс. рублей, то в этом - всего 1,5 миллиона. В полном объеме не покупаются запчасти, не ремонтируются контактные сети и пути, не обновляется подвижной состав, а в итоге все меньше остается гарантий, что наша с вами очередная поездка в трамвае завершится благополучно.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024