Культура
- Культура
- 28-01-2012
Окружающий нас мир зыбок, непостоянен и уникален. Сколько неповторимых моментов, которые хочется запечатлеть навсегда. Остановить время можно. Особенно хорошо это знают фотографы и художники. Ведь именно изобразительное искусство во всем его многообразии позволяет человечеству сохранять историческую память, восхищаться навсегда ушедшей красотой.
А. Качурин: «Чтобы правила нарушать, их нужно знать»
Несколько дней назад в городском выставочном зале завершилась фотовыставка. На ней были представлены работы как начинающих фотографов, так и настоящих мастеров фотообъектива. Несомненно, к числу асов можно отнести А. Качурина. Его выразительные пейзажи, привезенные из творческой поездки на Алтай, вызвали огромный интерес у зрителей.
Цифровые фотоаппараты убили искусство
– Появление цифровых фотоаппаратов практически убило фотографию как искусство, – со столь неожиданного заявления Алексея начался наш разговор с ним. – При этом сам я всегда относился к фотографии исключительно как к искусству. Научиться строить кадр по золотому сечению так же просто, как завязывать шнурки. Понять, как сделать карточку живой, гораздо сложнее. Для этого, как минимум, нужно осознать, что ты не раб композиции и экспозиции, а они лишь твои помощники в деле этого самого оживления. Ты волен сделать фотографию светлее или темнее, чем нужно, чтобы добиться определенного настроения. Ты волен сделать выдержку длиннее, чем нужно, чтобы все поплыло перед глазами. Главное – знать, что твоя цель не неукоснительное соблюдение правил, а максимальный эмоциональный заряд в твоей фотографии. Правда, есть один очень важный момент: чтобы правила нарушать, их нужно знать.
Последнюю фразу мой собеседник произнес почти с досадой, добавив, что большинство молодых людей, берущих сегодня в руки пусть даже дорогой фотоаппарат, не желает изучать азы искусства фотографии в теории. А Качурин изучал. Изучал педантично, щепетильно.
Когда работал на ЮУМЗ и денег на то, чтобы оформить годовую подписку на специализированные фотожурналы, не хватало, заказывал по одному в месяц. А после, посчитав свои доходы, покупал пленку на 16 кадров. Дальше Алексей покадрово отслеживал все преимущества и недостатки тех или иных технических тонкостей, записывая наблюдения в блокнот.
«Не могу жить серо»
Начиная с 2000 года, когда Качурин увлекся фотосъемкой всерьез, он поэтапно освоил все жанры.
А свои первые фотографии Алексей сделал в 13 лет. Сначала купленным отцом по случаю фотоаппаратом «Смена 8М», позже – «ФЭД-3». Куда бы ни отправлялся мальчишка, «фотик» всегда был у него с собой. От той поры осталось множество снимков, на которых запечатлены семейные поездки на природу, школьные праздники, дворовые друзья.
– Снимать на пленку было сложно, но интересно. Фотоаппараты имелись далеко не в каждой семье. А процесс проявления фотоснимков казался почти магическим. Но в девяностые все изменилось. Рынок заполонили доступные по цене «мыльницы». Проявление пленки, печатание снимков стали доверять «умным» машинам. Поначалу и я подсел на эту легкость. Но вскоре подостыл и на какое-то время оставил фотографию, – делится Качурин.
Вновь за фотоаппарат Алексей взялся, уже будучи взрослым человеком. Работал инженером на заводе и в какой-то момент понял, что жизнь стала скучной, однообразной.
– А я физически не могу жить серо, когда чем-то не увлечен. На тот момент у меня не было фотоаппарата. И знакомые посоветовали дать объявление в газете под рубрикой «Куплю». За два с половиной года я приобрел восемь «Зенитов», – с улыбкой вспоминает Алексей.
Первые несколько лет Качурин учился. Собрал толстенную подшивку журнала «Советское фото». Самостоятельно искал секреты мастерства в снимках более опытных орских фотографов.
– Помню, как на одной из фотовыставок увидел снимок Дмитрия Сабировича Бикбова «Продавец газет». Был восхищен способностью фотографа поймать такой момент, такой взгляд человека. Большую роль в моем становлении сыграл Михаил Орлов, член Союза фотохудожников России, – признается Алексей.
Ни дня без кадра
Вскоре Качурин и сам стал постоянным участником городских фотовыставок. В последние годы поклонники фотографии особенно ждут его очередного цикла пейзажных фотозарисовок. В поисках живописных мест Алексей вместе с другими местными фотографами уже не раз бывал в Башкирии. В прошлом году съездил на Алтай. А в этом планирует отправиться в Пермский край.
– Да, можно сделать три тысячи снимков и наугад поймать неплохой момент. Но для меня важно добиться желаемого за гораздо меньшее количество спусков затвора фотоаппарата, – говорит Алексей.
– Сегодня многие фотографы недостаток мастерства компенсируют возможностями фотошопа, – замечаю по ходу разговора.
– Лично мне фотошоп помогает преодолеть технические несовершенства фотоаппарата. У цифровой техники есть один главный минус: она не обладает большой градацией тонов в отличие от пленки. Фотошоп позволяет изображению задышать.
Качуринские пейзажи и правда словно живые. По запечатленным им оренбургским степям гуляет ветер, ощутим запах полыни, а бурные реки Башкирии обдают тебя влажной прохладой мелких брызг.
На данный момент фотография для Качурина не является основным источником дохода. Помните, фотография – это искусство. Бывают моменты, что Алексей недели две не берет в руки фотоаппарат. Обычно это случается после больших выставок, когда наступает эмоциональное перенасыщение. Но внезапно в голове вновь всплывает когда-то сформулированный самим для себя девиз «Ни дня без кадра». И снова глаз почти невольно находит в окружающем мире то, что навсегда должно остаться на фотографии.
Сейчас Алексей готовится к персональной выставке, которая пройдет в мае в выставочном зале Новотроицка. Хочется верить, что в ближайшем будущем подобная экспозиция порадует и орчан.
Над городом поднялась «Белая радуга»
Вчера в городском выставочном зале открылась новая выставка работ художников из Медногорска и Кувандыка, членов творческого сообщества «Белая радуга».
15 талантливых авторов представили вниманию орчан 97 полотен, созданных в жанре пейзажа, портрета, натюрморта. Последний раз медногорские и кувандыкские живописцы приезжали в Орск со своими работами два года назад. За это время художники успели создать много новых картин, которые, несомненно, вызовут интерес у зрителей.
Выставка продлится до 25 февраля.
Не выставка – нектар с цветка
В музее им. Шевченко открылась новая выставка живописных работ под названием «Запоржин и его ученики».
Принято считать, что художники крайне закрытые люди, которые не спешат делиться с коллегами секретами мастерства. Но хорошо известный в Орске живописец член Союза художников России А. Запоржин решился приоткрыть завесу тайны перед восемью своими учениками. Выставка стала своеобразным подведением итогов годового сотрудничества мастера с начинающими дарованиями.
– В амплуа педагога я выступил впервые. Раньше не занимался преподаванием, воспитывал сам себя. А два года назад почувствовал, что нужно поделиться знаниями, полученными в Саратовском художественном училище, – отметил в разговоре с корреспондентом «ОХ» Александр Васильевич. – Стараюсь научить молодежь отталкиваться от впечатлений, которые дарит природа. Ведь современное искусство ориентировано на эстетические изыски, которые не связаны с непосредственными впечатлениями от природы. Это не совсем правильно. Я близок к взглядам художников советского периода, когда живопись в изображении натюрморта, пейзажа следовала традициям, заложенным художниками XIX века Левитаном, Коровиным, Врубелем. Я поставил перед собой задачу подготовить художников, которые владели бы рисунком, живописью, овладели масляными красками. Без участия педагога данную технику трудно освоить, в книгах об этом не пишут.
Сам Запоржин сравнивает работы, представленные на выставке, с нектаром, собранным с цветка. Его ученики показали лучшее.
– Конечно, не обошлось без трудностей, – замечает художник. – И в первую очередь они связаны с приобретением материалов, красок, холстов, которые дороги. Но при поддержке родителей, родственников мои ученики с материальными трудностями справились.
Поздравить участников выставки с открытием пришли их друзья и близкие, а также коллеги Запоржина. В процессе активного обсуждения увиденного орские живописцы пришли к выводу о необходимости создания в городе студии, в которой бы мастера могли делиться знаниями с молодежью.
Завершилось мероприятие выступлением преподавателя Орского колледжа искусств А. Карнацкого, заслуженного работника культуры РФ, виртуоза-балалаечника.
Комментарий
И. Осипова, преподаватель художественной школы:
– У учеников Александра Васильевича, многих из которых я знаю лично, глаз горит. Это главное. Да, пока еще в работах молодежи видна рука мастера. Но я уверена, что уже через год у каждого из учеников Александра Васильевича вырастут свои крылья.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Слоганы писали и победу одержали!
03-12-2024 -
На Кирпичной и Краснодонской не будет света
03-12-2024 -
Школе-интернату – тщательное обследование
03-12-2024 -
На свет появились Иванна и Марианна
03-12-2024 -
Были ребята, а стали Орлята!
02-12-2024