«Главный наш бич – отсутствие патриотизма», — считает депутат городского Совета, директор Орской ТЭЦ-1 А.Г. Селифанов.
- Власть
- 28-05-2002
Орск – город особенный. Уже в имени заключен признак некой избранности, если не величавости. Вслушайтесь, как горделиво и исключительно независимо звучит его знаменитое «О»! Как затем раскатисто, намекая на рык гордого зверя, сотрясает воздух полновесное «р»… Слово «Оренбург», вроде бы, из тех же начальных звуков формируется, но сравните: и «О» и «р» в нем – уже вовсе не те… Фонетика фонетикой, но еще в недавние совсем времена Орск, обладая мощнейшим (более 50% от уровня всего Оренбуржья) промышленно-экономическим потенциалом, мог вполне с независимым видом посматривать на областной центр. И в случае, если властолюбивый младший братец (хотя бы по возрасту) Оренбург слишком рьяно начинал в свою сторону бюджетное одеяло тянуть, мог и постоять за себя с достоинством. Город-донор – это кое-что значило!Десятилетие реформ принесло Орску вовсе не ожидаемое процветание, хотя все предпосылки для этого имелись. Все, увы, произошло с точностью до наоборот. Недальновидность ли местной администрации тому причиной, географическая ли отстраненность от основных магистралей или некий злой рок, но на сегодняшний день негласную столицу восточного Оренбуржья процветающим городом назвать никому и в голову не придет. Буквально на всем – печать угасания… Даже в самом центре Орска глаза натыкаются на следы явного неблагополучия - облупившуюся краску фасадов элитных домов, неработающие светофоры на перекрестках, коряво залатанный асфальт, служащий поводом для непроизвольного извержения ненормированной лексики из уст автолюбителей… В Орске почти ничего не строится, не производится, а все сколь-нибудь значимые предприятия перекуплены богатыми и проворными дельцами из других регионов страны… Орску, а значит, коренным орчанам, оставляют разве что облака гари и дыма.
Неблагополучие в экономике приводит к упадку всю социальную сферу. Это закон. Не обошел он стороной и жителей нашего города. Лишь малая толика орчан сумела всеми правдами или неправдами приспособиться к новым условиям бытия. А потому лишь изредка на дорогах, в дымящих стадах видавших виды «жигулей», «запорожцев» или «волг», сверкнет лаком дорогая иномарка… Тут и там высятся, смущая своими нестандартными размерами и формами, особняки особо удачливых предпринимателей, вызывая глухой ропот большинства тех, кому приходится довольствоваться убогими «маломерками» в спальных кварталах… Даже понятие стабильной зарплаты для трудящихся Орска давно стало несбыточной мечтой. Ну, а работники немногих стабильно работающих предприятий, где деньги за труд выплачивают вовремя (если еще это и деньги, на которые можно содержать семью), воспринимаются в городе чуть ли не червями, паразитирующими на теле общества. Такого количества морально и физически опустившихся людей, коих молва звучно именует «бомжами», нет, наверно, ни в одном другом населенном пункте России. Помойки и городские свалки – вот привычная, к сожалению, среда, ставшая для этих изгоев местом и пропитания, и проживания… Затерявшийся в степных просторах провинциальный Орск, в силу своей отдаленности от центра, был некогда чуть ли не эталоном целомудрия и кротости нравов. Ну, а нынче - по количеству наркоманов и ВИЧ-инфицированных на душу населения - упрямо рвется в общероссийские лидеры…
Социальную апатию, чуть не поголовно охватившую некогда динамичный и легкий на подъем город, нужно, по-видимому, понимать как своеобразный протест против стремительно ухудшающихся условий жизни. Будто сговорившись, жители Орска продемонстрировали давно уже не наблюдавшуюся за ними солидарность, когда проигнорировали 24 марта выборы в Законодательное собрание области. И бездействие городских чиновников, самоустранившихся от организационной работы накануне выборов и в день их проведения, лишь поспособствовало «успеху» этого скандального политического шоу.
Практически месяц отделяет нас от повторных выборов в высший законотворческий орган Оренбуржья. Отсутствие орских «лоббистов» (В. Тан – не в счет, ведь он живет и работает в Оренбурге) в Законодательном собрании уже «акнулось» Орску самым что ни на есть недвусмысленным образом. Мало того, что без ведома орчан поделены все комиссии и комитеты! Можно смело утверждать, что финансовая дискриминация по отношению к Орску идет уже полным ходом! Думаете, почему у нас в столь плачевном (такого не было еще никогда!) состоянии дороги? Да лишь потому, что деньги дорожного фонда делили, опять же, без нашего участия. Дороги - это, как говорится, из категории наиболее зримых аргументов. А сколько иных фактов, не сразу бросающихся в глаза, но не менее красноречиво свидетельствующих об ущемлении наших с вами прав!
все-таки, в атмосфере охвативших город безразличия ко всему и вся, апатии и уныния и сегодня есть политические лидеры, которые не поддались всеобщей истерии и, напротив, увидели свет в конце туннеля. Мы беседуем с депутатом городского Совета, председателем комиссии по городскому хозяйству, муниципальной собственности, экологии и природным ресурсам, директором Орской ТЭЦ-1 А. Селифановым.
— Александр Григорьевич, что в первую очередь, на Ваш взгляд, нужно, чтобы вырвать наш город из порочного круга сплошных проблем?
— Нужно любить свой город. Любовь – огромная созидательная сила, и с ее помощью можно горы свернуть. Только любить не в одиночку, от этого мало проку. Нужно всячески, всеми доступными средствами, методично, шаг за шагом прививать нашим горожанам, от мала до велика, утраченное ныне чувство гражданственности, то есть сопричастности ко всему, что зовется Орском, является нашей малой родиной. Я достаточно поездил по свету и лично наблюдал, как трепетно относятся те же немцы ко всему, что их повседневно окружает. Чистота и бытовой порядок – вот их «конек». Если немец, скажем, владеет кафе или булочной, то в радиусе нескольких десятков метров от места его бизнеса все подметено, вычищено, побелено и покрашено. И природное «чистоплюйство» здесь – не самый главный фактор: следить за порядком на близлежайшей территории бизнесмену там вменено законом, невыполнение которого принесет всевозможные неприятности.
— 29 мая, насколько мне известно, состоится сессия городского Совета, на повестку дня которой выносится вопрос о санитарном состоянии Орска. И возглавляемая Вами комиссия принимает в подготовке данного вопроса самое деятельное участие. Ваши впечатления от всего, что удалось увидеть за эти дни?
— Честно говоря, положительных эмоций испытать ни разу не довелось… Если назвать Орск городом с неумытым лицом – это будет только часть правды. Не умыты и запущенны буквально все части тела этого огромного живого организма.
Являясь представительной властью, мы, естественно, контролируем исполнительные структуры, призванные обеспечивать чистоту и санитарный порядок в городе. И здесь любые наши нарекания и возмущения парируются всегда одним - единственным аргументом: не хватает денег. Да, без денег далеко не уедешь, спорить не буду. И многие наши городские проблемы и беды тесно увязаны с бюджетным дефицитом. Тесно, но не однозначно. Известно выражение: живут в бедности, но в чистоте. То есть чистота и опрятность никогда напрямую не связывались с толщиной кошелька. Эта категория не столько экономическая, сколько этическая, культурная, прививающаяся воспитанием. И всегда последней стадией морального упадка и деградации личности считались внешняя запущенность, безразличие к собственной одежде, внешнему виду…
— И если город – сообщество таких вот личностей, то…
— Да, параллель получается нелестная. Но от фактов, как говорится, никуда не денешься. Меры по выведению нашего городского общества из пагубной спячки нужны экстраординарные, срочные и решительные. Содержание себя в чистоте – один из инстинктов живого организма. Сегодня, по-видимому, уже налицо процесс коррозии этого самозащитного инстинкта. Пора вмешаться и сказать всему этому: «Стоп!».
Готовя вопрос о санитарии в Орске, члены нашей комиссии, и я в том числе, побывали на множестве объектов, имеющих прямое или косвенное отношение к интересующей нас теме. Фактов, в основном негативного свойства, собрано столько, что и на десяток таких городов, как наш, хватило бы… Все примеры в кучу валить бессмысленно, но на отдельных позволю себе остановиться.
Удручающее впечатление оставило посещение городской свалки. Сегодня она отдана на откуп одной из коммерческих структур. Сама идея такого эксперимента весьма похвальна. Но что касается его реализации на практике – здесь полнейший провал. Бесхозяйственность чувствуется уже километра за два до подъезда собственно к месту свалки. Ветер разносит по окрестности клочки бумаги, целлофана, другого легкого мусора… Сама же свалка буквально кишит бомжами, промышляющими здесь остатками цветного и черного лома. И на все это с достойным иного применения невозмутимостью наблюдают из окна будки новые хозяева этого «клондайка». На нашу просьбу предъявить лицензию на право заниматься этой деятельностью доморощенные коммерсанты ничего не ответили. Лишь руками развели. Приходится констатировать, что призванные навести образцовый порядок или хотя бы что-то близкое к порядку, горе-бизнесмены лишь усугубили проблему свалки, превратили ее в источник криминального бизнеса и антисанитарии.
Или взять проблему коммерческих киосков. Одно время, призванные разрядить обстановку с недостатком торговых мест, они росли в изобилии, как грибы после дождя. Этот процесс, видимо, был пущен на самотек. Ничем иным, как бесконтрольностью со стороны исполнительной власти, нельзя назвать нынче эту проблему. Мало того, что часть этих торговых точек не отвечает элементарным требованиям дизайна, портя своим неэстетичным видом публичные места нашего города, так они вокруг себя развели настоящие авгиевы конюшни! В качестве примера только что сказанному годится большинство наших киосков, но я бы советовал обратить внимание на «организацию» этого вида уличной торговли в районе кольца трамвая № 4.
Состояние асфальтового покрытия с проблемой санитарии, вроде бы, не связано. Но с нашим повсеместным бескультурьем, отсутствием элементарной ответственности за собственный труд – напрямую! Вот на днях вижу, как бригада примерно из 10 человек латает асфальт. А до этого в течение недели, если не двух, проезжая часть была изуродована выдолбленными ямами с острыми краями, замазанными битумом. И никто не несет ответственности за разбитые во множестве автомобильные подвески и проколотые шины! Как никто не отвечает и за пагубную практику такой вот «подготовки» к латанию дорожных дыр. По технологии их следует обрабатывать сразу же после отбойного молотка, а что происходит у нас? Подобная работа превращается фактически в дорогостоящую фикцию. Ну, а что мы видим в результате? Вместо ям на дороге появились настоящие «горбы», что для наших автомобилей, согласитесь, ненамного лучше. Когда я спросил у горе-укладчиков, кто руководит их работой и где бригадир, оказалось, что никакого начальства нет. То есть, спросить за безобразное качество укладки, получается, не с кого…
По долгу службы я часто бываю в Оренбурге. Знаете, по уровню чистоты, озеленения и иных факторов, по которым можно судить о культуре города и его горожан, областной центр куда выше Орска. И досада берет: ну, чем мы-то, орчане, хуже?
С нескрываемой ностальгией вспоминали мы с Александром Григорьевичем те недалекие еще времена, когда наш город, поделенный на секторы между множеством предприятий и организаций, приводился в надлежащий порядок во время субботников и так называемых «чистых пятниц». Заметьте, без напряжения городской казны, а лишь благодаря творческому энтузиазму. Непонятно, какой, с позволения сказать, демократии повредили эти добрые традиции? Зачем поторопились их забыть? Впрочем, к счастью, не везде… ТЭЦ-1, например, подает совершенно беспрецедентный для заросшего мусором города пример чистоты и опрятности – как на своей территории, так и соседней. Не знаю, где еще в Орске, на каком из предприятий так следят за газонами и зелеными насаждениями, где столько цветущих клумб, а травка – так аккуратно подстрижена… Порядок и чистота возведены на ТЭЦ-1 в абсолют. Ступени лестничных пролетов в цехах и здании управления моются практически безостановочно, и уборщиц, скучающих без дела, здесь не найдете, как ни старайтесь. Впрочем, как и прохлаждающихся без дела рабочих, следящих за состоянием зеленых насаждений, кустарников, травы и цветов… По результатам недавно проведенного конкурса цветник ТЭЦ-1 признан лучшим в городе. И нигде, пожалуй, ни на одном орском предприятии вы не услышите, как в густой листве поют майские соловьи…
На вопрос, как переломить ситуацию с наведением в Орске элементарного санитарного порядка, однозначного ответа, конечно же, нет. Для Селифанова ясно одно – нужно работать, засучив рукава. И отсутствие больших денег – не главная беда. Нужна воля городского руководства, его целеустремленность на выполнение этой и других задач. Чего, к сожалению, не наблюдается. По мнению Александра Григорьевича (и не согласиться с его доводами просто невозможно), лишь истинный патриот родного города способен остановить его столь очевидное скатывание в мусорную яму нищеты и гражданской апатии. Остановить, а уж затем повести вперед.
Любящие свой город граждане не позволят Орску превратиться в отчаявшегося «бомжа», махнувшего на себя рукой. Нужен только достойный пример такого патриотизма. Кто его подаст?
Беседу вел
Александр Костенко.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024