«Художнику нужна эмоциональная свобода»
- Люди нашего города
- 25-08-2012
На этой неделе стартовал II Всероссийский художественный фестиваль-пленэр «Россия – Арт – Орск», посвященный 277-летию Орска. В числе его участников живописец с мировой известностью народный художник России Герман Травников. Сегодня Герман Алексеевич в гостях у «ОХ».
– Чего Вы ждете от участия в фестивале-пленэре?
– Любой художник, если он настоящий художник, – вечный студент. А учиться лучше всего в коллективе. Когда ты общаешься с коллегами и имеешь возможность взглянуть на себя их глазами как бы со стороны. И в то же время других мастеров познаешь. Тем самым растешь творчески. Как неоднократный участник различных пленэров, я могу сказать, что Орск подает пример другим городам, второй раз объединяя художников из разных областей и школ.
– Что послужило толчком к осознанию: хочу стать профессиональным художником?
– Очень важно, когда, где и у кого человек родился и учился. Я вырос в семье, которая всегда стремилась к знаниям. Мама, уроженка Вятской области, в 1917 году окончила гимназию. Долгое время учительствовала. Гражданская война забросила ее в Екатеринбург. Там она имела много профессий, даже пела в оперном театре. Вышла замуж, и отец увез ее в деревню. Работал директором лесхоза. При этом очень хорошо рисовал, собственноручно оформляя все праздники. Его отец, мой дед, тоже имел отношение к живописи. Помню, рассказывал, как помогал иконописцам. А вообще, талант ведь человеку от рождения дается. И только от человека зависит, как он им распорядится. В моей жизни всё было против того, чтобы я профессионально занимался живописью. Мы жили в деревне. Отец рано умер. Война. Бедность. Но у меня всегда были характер и внутренняя потребность писать. Взяв в три с половиной года в руки карандаш, я уже больше не мог не рисовать.
– Что Вас прежде всего вдохновляет на работу?
– Любознательность. Я считаю, художник должен до конца жизни сохранять в себе детское, непосредственное, чистое восприятие мира.
– И когда же этот хулиганистый, озорной мальчишка просыпается в Вас особенно рьяно?
– Когда работаешь, работаешь – и вдруг рождается какая-то идея. Появляется азарт. Хочется воплотить задуманное в определенной форме.
– Кто на Вас, как на художника, оказал особенно сильное влияние?
– Мои первые учителя – ссыльные живописцы, которые, увидев однажды мои работы, стали со мной заниматься. Я тогда учился в восьмом классе. И наша семья жила в селе Пихтовка, Новосибирской области. Кстати, в числе ссыльных была и сестра поэта Марины Цветаевой Анастасия Цветаева. Мы периодически встречались с ней на мосту, когда я шел на почту, а она обратно, здоровались... Но речь не об этом. Мои учителя дали мне главный профессиональный совет: «Рисуй с натуры!» И я рисовал. Уходил за деревню и рисовал. Мы часто переезжали. Получалось, я не успевал завести друзей на новом месте, как мы срывались и меняли место жительства. Поэтому я много времени проводил наедине с собой. Размышлял. По сей день люблю одиночество. Часто ухожу, как в скит, в свою мастерскую или в лес. Люблю один бродить по лесу, хорошо его чувствую.
– Принято считать, что сегодня живопись переживает сложные времена. В каком направлении она должна развиваться, чтобы иметь перспективное будущее?
– Сегодня трудные времена переживает не живопись, а культура в целом. Меж тем отношение к культуре определяет многое. И на государственном уровне должна быть разработана программа, касающаяся вопросов развития и поддержки культуры. А сейчас в живописи правит стихия. На этой почве развивается много уродства: страшилки, мистика. Словом, творческий мусор. Нет образа. В живописи важен образ, а не смысл.
– Насколько Ваша семья связана с творчеством?
– Три мои дочери в детстве учились рисованию. Две из них сделали свое увлечение профессией. Младшая, Анна, выучившись на графика, работает ведущим дизайнером в столичном журнале интерьера. Средняя, Юлия, окончила Строгановку и сейчас живописец, живет в Москве, имеет там свою мастерскую. Старшая дочь Ника увлеклась в свое время психологией. Живет в Питере. Кандидат психологических наук.
– Когда дочки были маленькими, мечтали, чтобы они продолжили династию?
– Нет. Такой мечты не было. Женщине быть художником сложнее. Тут нужно не только научиться подрамники колотить, пилить, строгать... Тут нужно многим пожертвовать. Даже не думал, что они этим путем пойдут. Никогда их не заставлял рисовать, но и не препятствовал. Им это было интересно. Может быть, мой образ жизни подстегивал творческое любопытство.
– Всю профессиональную жизнь Вы провели в творческих поездках. А как жена относилась к столь регулярному отсутствию мужа дома?
– Знаете, как говорят: хорошая жена – половина жизни. Ольга никогда не препятствовала моей работе. Понимала, что художнику нужна эмоциональная свобода. Жена у меня сама человек неординарный. В 65 лет получила второе высшее образование, с отличием окончила психологический факультет Курганского университета.
– Как отдыхаете от работы?
– А работа меня не утомляет. Отдых для меня заключается в смене задач, темы, идеи. Новый образ – новая задача. В поиске внутренней гармонии помогает увлечение литературой, музыкой.
– Вы обмолвились, что очень любите лес, а собирательством грибов, ягод увлекаетесь?
– Я вырос в деревне и всегда был близок к крестьянскому труду. Могу лошадь запрячь, печь сложить... Но сейчас я собираю, как грибы и ягоды, впечатления. Вот буду гулять по Орску и буду собирать...
– Поделитесь задумками, планами на будущее...
– Стать художником, как сказал японский живописец Хокусай, когда ему исполнилось 90 лет. Мой стиль жизни – постоянное стремление к совершенству.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024