Променяв штурвал на баранку,он об этом не жалеет
- Люди нашего города
- 27-06-2002
Нас бросает из одной крайности в другую. Кто или что - тема отдельного разговора, но действительность в родном отечестве в самом деле отличается контрастностью. В эпоху развитого социализма или, как его теперь называют, период застоя, кто являлся самым ценным и главным в стране? Человек труда, конечно. Не упомнить года, чтобы кого-нибудь в городе, районе не наградили орденом или, на худой случай, медалью.Куда сегодня передовик производства подевался - неизвестно, кто теперь стоит у плавильной печи, станка с числовым программным управлением - непонятно. И вот на тебе: в ПАТП-2 на днях водитель получил звание “Почетный автотранспортник”. По нынешним меркам событие, можно сказать, тянет на разряд неординарных. Кто же такой, спрашивается, за какие заслуги и подвиги?
Он встретил нас в свежей рубашке с галстуком, новом костюме. Запросто примешь за директора таксопарка. Но Жиляев на эти слова, похоже, даже обиделся:
- Раз шофер, значит, должен ходить весь чумазый и руки в мазуте! А наша первая заповедь - быть опрятным, чисто выбритым и приятно пахнуть. Не дрова возим - людей. Я одно время в пассажирском автохозяйстве работал, в форме ездил: дисциплинирует, ответственность повышает, расслабляться не позволяет.
За руль Геннадий Иванович сел в 1969-м, когда жил в Адамовском районе. Дядя Саша, брат отца, водил самосвал, пристрастил племянника к технике с ранних лет. Тот в уборочную страду перевез на совхозный ток не одну сотню тонн хлеба. Но захотелось вдруг романтики, как это случается в известную пору. И вот парень уже курсант мореходки, а впереди, стало быть, загранплавания, экзотические страны и увлекательные путешествия. Однако заманчивым перспективам предшествовал поход по морям, по волнам. Еле дождался курсант берега, думал, не останется живой от изматывающей качки. Ступил ослабевшими ногами на землю и понял: ведь степняк он, а чего придумал! Вспомнил, что дед Иван у него с Дона, и родители выросли, имея под собой надежную земную твердь. Больше искушать судьбу не стал, одним словом. Сегодня за плечами у Жиляева лишь в таксопарке 27 лет стажа.
В 1975-м в ПАТП-2 насчитывалось 260 машин, принимали сюда далеко не всякого. А того, кого все-таки брали, проверяли делом. Геннадию Ивановичу после оформления документов в отделе кадров показали крепко побитую “Волгу”, приткнувшуюся к гаражу с наружной стороны, и предупредили: “Она без мотора, но, если есть руки и желание, поедет”. Короче говоря, восстанавливать транспортное средство пришлось практически с нуля самому. Слесарь кое-какие узлы только отрегулировал.
- А с другой стороны, в этом есть свои плюсы, - поясняет собеседник. - В технике должна быть уверенность и надежность, поскольку такси использовались на всю катушку. В день требовалось намотать на спидометре минимум 360 километров. Тариф тогда равнялся 10 копейкам, т. е. плановая выручка составляла 36 рублей. Но фактически за смену счетчик показывал полтысячи километров.
Те нормы выработки теперь остались в прошлом. Да и порядки сменились сильно. Подвижной состав ПАТП-2, который представляет собой 32 единицы, находится у таксистов в аренде. Следовательно, на них лежат и ремонт, и заправка топливом, и замена резины. Само собой, и заработок. Дается он непросто. Как известно, в городе полно частных маршруток. Число автолюбителей, промышляющих частным извозом, никто точно назвать не в силах. К конкуренции Геннадий Иванович относится с пониманием.
- Чем больше у людей возможности добраться в нужное место города, тем лучше. Я ведь в определенные часы тоже становлюсь пассажиром, - размышляет он. - Однако частники занимают не совсем честную позицию. Основное большинство их налоги не платит, от чего страдает местная казна. Да и безопасность движения под вопросом. Они могут сесть за руль в любом виде, не уделять должного внимания техническому состоянию автомобиля. У нас постоянный медицинский контроль, регулярные профилактические ремонты. Есть разница?
Разница то есть, кто спорит. Только пассажир вряд ли задумается над сказанным. Ему вечно некогда, ему ехать надо и, как правило, скорее. Это тоже хорошо понимает Жиляев. Поэтому за многие годы он изучил, где может возникнуть потребность в нем утром, а где вечером. Есть постоянные клиенты. Они звонят диспетчеру и просят: “Пришлите двадцатого”. Под таким номером рация у Геннадия Ивановича, который отличается оперативностью, внимательностью и радушием. Он как свои пять пальцев знает город, поддержит разговор на любую тему, выслушает, посочувствует. Заметив, что пассажир, устроившись на сиденье, не отпускает дверную ручку, сбавит ход, поскольку тот, видно, не любит быстрой езды. Не останется сидеть, а обязательно поможет выбраться из салона тому, кого доставил в поликлинику, доведет до крыльца.
- Нынче пассажир поднялся в цене, он по значимости теперь на первом месте, а не наоборот, - замечает Жиляев. - Так и должно быть. Сегодня случается ездить и на большие расстояния, например, в Казань за 1200 километров, Челябинск, Курган, Кустанай. И все-таки деньги не должны становиться главной целью. Жадность съедает человека, превращает в раба, заставляет заискивать, терять достоинство. Погоня за рублем не по мне. Душевное равновесие, уважение друзей - гораздо важнее.
Что касается авторитета, то его Геннадию Ивановичу не занимать. Ходил Жиляев и в начальниках участка, и в бригадирах, но вернулся снова за баранку, на свое место. С готовностью стажирует молодых: опыта, умения не терять самообладания в любой ситуации у него хватит на всех с лихвой. Впрочем, иного и быть не могло: в роду принято отдавать выбранному делу силы, энергию сполна. М. Жуков, брат отца - Герой Соцтруда, двоюродные братья Леонид и Василий - кавалеры орденов Славы, “Знак Почета”, отец Иван Иванович - почетный железнодорожник, сестра Татьяна - почетный связист. Жиляеву известно, как достаются награды. Таксистам звание «ударник» присваивали лишь после десяти лет безаварийной работы. В придачу - вторая водительская категория. У Геннадия Ивановича - высшая, что означает 15 лет без замечаний. Лучшего свидетельства признания, чем “Почетный автотранспортник”, для рядовых шоферов на сегодняшний день в стране не существует. Причем в ПАТП-2 подобный знак трудового отличия пришел впервые за все 40 лет его существования. Выходит, теперь Жиляева с полным правом можно назвать исторической личностью.
Фото Григория Горбунова
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024