Смерть по неосторожности
- Общество
- 20-11-2012
Тот, кто бывает на кладбище поселка Первомайского, не мог не заметить странного памятника молодой орчанке. Она погибла на операционном столе при удалении гланд. Врач нечаянно задел инструментом сонную артерию, и девушка умерла от кровопотери. На памятнике безутешные родители выбили фамилии врача и анестезиолога, по вине которых погибла девушка.
Проходишь по кладбищу возле могил знакомых людей и понимаешь, что некоторые умерли «благодаря» медикам. Этому ввели новейшее лекарство для сердца, не проверив, как среагирует организм, и он умер. Этой стало плохо прямо на вокзале. Врачи «Скорой» могли констатировать только смерть да посетовать, что единственная реанимационная машина сейчас на вызове, а так бы могли спасти. А народ не ропщет: что ж, Бог дал – Бог взял, мертвого не поднимешь, и понимает, что в битве с медициной он проиграет.
Однажды в Орске произошел вопиющий случай, когда бригада медиков пошла перекусить, оставив только что родившую женщину без присмотра. Она умерла. Остался грудной ребенок, а в семье были еще дети. Суд шел долго, потому что любой судейский запутается в медицинских терминах, а у врачей существует негласная «корпоративность»: все за одного. Юристы перечисляли «проколы» экспертизы – низкое качество. Под этим специалисты понимают неполноту исследований, неоднозначные выводы, когда их можно трактовать как угодно. Как правило, эксперты отказываются устанавливать причинно-следственную связь между действиями медиков и наступившими последствиями. Пришлось суду вызывать из другой области судебно-медицинскую экспертизу, чтобы доказать, смерть произошла по вине врача. Тогда анестезиолога приговорили к выплате алиментов ребенку до 18 лет.
По статистике Следственного комитета, сегодня в каждом регионе страны расследуются десятки смертей, которых стало больше, в которых подозреваются врачи. Чаще всего медикам вменяют две статьи УК – № 109 «Причинение смерти по неосторожности» и № 293 «Халатность». Но расследование таких дел затягивается на годы, а судебные приговоры поражают мягкостью. Чего удивляться, если в законе даже нет понятия «врачебная ошибка»...
Рядом, в Медногорске, врач «Скорой» выехал по вызову. Звонившая женщина объяснила, что муж не может дышать и у него боли в груди. Доктор, как потом доказал Следственный комитет, толком не осмотрел пациента, быстро поставил диагноз – «остеохондроз» и посоветовал идти к участковому. Под утро, когда мужчине стало совсем плохо, жена опять вызвала «Скорую». Но доктор просто отказался ехать. Послал вместо себя фельдшера. Она и констатировала смерть мужчины от острого инфаркта. Суд дал доктору два года, но условно.
Правилом «хорошего тона» стало замалчивание очевидных искажений и приписок в медицинских картах, которые присылают клиники. Повсеместной «болячкой» стала необъективность выводов экспертов из региональных бюро, если речь идет о действиях медицинского персонала лечебных учреждений «своего» субъекта. Это объяснимо. Эксперты на местах и медики подчиняются одному и тому же управлению здравоохранения. А системы независимых экспертов в стране не существует. У следователя нет выбора, он может обратиться либо в региональное бюро судмедэкспертизы, либо в единственное федеральное экспертное учреждение Минздрава. Там колоссальная очередь, а услуги для регионов платные. В итоге экспертиза растягивается на долгое время, поэтому высок процент отказов в возбуждении уголовных дел по заявлениям граждан.
Так что же такое врачебная ошибка? В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» есть лишь упоминание о ней. Нет и юридического понятия «ошибки в профессиональной медицинской деятельности». Уголовный кодекс РФ тоже не содержит норму, раскрывающую содержание. Потому, определяя вину медика, следователи часто руководствуются здравым смыслом. По их мнению, самой распространенной причиной врачебной ошибки является отсутствие у человека в белом халате достаточного опыта. А если даже опыт есть, то каковы нагрузки, которые несут орские врачи? Они и днем на работе, и набирают побольше ночных дежурств, чтобы заработать зарплату, на которую можно прожить. В поликлиниках их просто не хватает, им приходится принимать больных сразу двух участков. А добросовестных среди медиков немало, особенно той, старой школы, и дай нам Бог попасть именно к ним...
Татьяна Алова
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024