РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Есть ли у города будущее?

Орск умирает на наших глазах, а мы этого не замечаем, потому что успеваем привыкнуть к худшему. Привычными стали перебои с водоснабжением. Безропотно взирают городские власти (и мы вместе с ними) на беспредел ириклинских энергетиков, которые, того и гляди, смоют с лица земли не только сады-огороды, но и весь город…Не удивительно, если однажды Орск превратится в ледяное царство. Потому что денег не хватает не только на ремонт водозаборов, но и теплосетей, и если их не отремонтировать, то недалеко до катастрофы.
После этого мы станем беднее в 2-3 раза. Потому как недвижимость в мертвом городе менее привлекательна, нежели в богатом и сытом. Судите сами: жилье на Новой Биофабрике стоит значительно меньше, чем в Новом городе. Почему? Да потому, что поселок уже однажды заморозили. К тому же, нет работы и далеко до центра.
Орск в масштабах России – это Биофабрика в масштабах Орска. И только благодаря стараниям команды В.Васькина при скудном финансировании коммуналки мы еще держимся на плаву.
Если город сравнивать с озером, а финансовые потоки с реками, то Орск – уже болото. Денежные ручейки устремляются прочь, а притока нет. Почему это произошло? Все очень просто. Во-первых, наиболее значимые заводы куплены «варягами». Пришлые люди, естественно, заботятся прежде всего о максимальном получении прибыли. Тот же ОНОС приобретен Тюменской нефтяной компанией (ТНК). За штат выведены более 700 человек. От нефтяных денег отлучены всевозможные РСУ, бригады по строительству коттеджей и пр. Налогов в местный бюджет выплачивается значительно меньше, чем прежде. В результате, по моим расчетам, орчане теряют ежемесячно 25 – 35 миллионов рублей.
Да и «ОРМЕТО», и ЮУМЗ платят своим рабочим не так уж много. По этому поводу даже анекдоты рассказывают. Вот и мясокомбинат недавно продан столичной компании «Разгуляй». А значит, и там - ни высоких заработков, ни налогов в городскую казну.
Вторую причину финансового оскудения вижу в том, что город стал значительно менее привлекателен, чем, скажем, 10 лет назад. Надо учесть амортизацию цехов и морально устаревшее оборудование. К тому же, кадровым рабочим нет смены, и уже трудно найти хорошего токаря или слесаря.
Следующее. Правительство России при помощи Налогового кодекса (читай: депутатов Госдумы) провело продразверстку, т. е. перераспределило налоги в пользу Москвы. Если раньше городу доставалось 18% от самого собираемого налога на добавленную стоимость, то сейчас и этот высокодоходный источник изъяло правительство России. Потеря весьма ощутимая: более 60 миллионов рублей в год. Акция все же более политическая, чем экономическая – усиление центра и ослабление регионов. Создавая очередную головную боль местной власти, правительство подняло зарплату бюджетникам, в том числе и финансируемым из местных бюджетов.
Область тоже кое-что откусила у города. В частности, Орское БТИ забрал себе губернатор, и тут же расценки на услуги выросли в несколько раз. Теперь и эти деньги Орску не достаются.
С преступной легкостью местные власти распорядились своим имуществом. Большинство продано за цену, равную 6-12-месячной арендной плате. Нет сомнения, что делалось это не всегда бескорыстно. Потеряны арендные деньги, которые можно было собирать и 50, и 100 лет. И только недавно появилась практика продажи имущества на аукционах.
Мы забыли аксиому: никогда не разбогатеешь, если не научишься зарабатывать. К сожалению, Орск готов отдать свои деньги кому угодно: Москве, Самаре, Уфе... Но покуда будем пить оренбургское молоко, а пиво – стерлитамакское, нам не выжить. Ведь даже хлеб приучили есть «импортный» – Новотроицкий, Новоорский, Гайский…
Вы хотите жить в такой обстановке? Я – нет. Глядя на городские кладбища, не хотелось бы и умирать в этом городе.
Что же делать? Рецепт, в общем-то, простой: работать. Если учесть, что продукция регионов, как правило, не востребована за пределами страны, то российские города вынуждены вести между собой «гражданскую войну» за финансовые потоки. В этих условиях вижу только два варианта выжить. Во-первых, добиться для Орска статуса свободной экономической зоны в торговле с Казахстаном. Во-вторых, создать новые предприятия и новые рабочие места с высоким уровнем заработной платы.
Первый вариант, безусловно, предпочтительней, так как сбудется вековая мечта нашего народа – лежать на печи. Но этот вариант был реален, пока орчанин Черномырдин был премьер-министром. А может быть, Орск – не та овчинка, что стоит выделки? Тогда надо придумать какой-либо финансовый «каток», чтобы раздавить 260000 орчан и город-болото превратить в город-кладбище. Власть, впрочем, и на это способна.
О власти. Не так давно министр финансов хвалился, как мы ловко вышли из дефолта 1998 года. Даже предлагал бесценным опытом с другими странами поделиться. Вот только полагаю, что не с кем. Потому что нигде больше нет такого удобного народа, как у нас. Ну, к примеру, обрушили рубль в 5 раз и во столько же раз страну сделали беднее. И мы промолчали. Те же аргентинцы не захотели быть беднее всего в два раза и уже привлекают к суду министров, а правительство отправляют в отставку…
Наши правители до сих пор проводят эксперименты на народе. На днях опять подняли цены на бензин до уровня мировых (но зарплата, даже у нефтяников, в несколько раз ниже мировой), а мы так и не потребовали отправить правительство в отставку. Власть в лице Касьянова в очередной раз обманула мелких предпринимателей, прибавив к вмененному налогу еще и социальный. И опять никто не потребовал отставки. В хулиганских событиях на Манежной площади после просмотра футбольного матча опять-таки виновато не правительство, а постовой милиционер. Такое ощущение, что власть руководствуется известным законом курятника: виноват тот, кто на насесте сидит ниже, хоть и гадят сверху. Этим же правилом недавно, к слову, воспользовался и наш губернатор, устроивший на глазах общественности публичную порку местной администрации. Однако никто не подал в отставку и даже не застрелился. Все стойко пережили позор. Стыдно и за выпоротых, и за присутствовавших.
При этом у самого губернатора был неплохой шанс поднять Оренбургскую область. Да, он не смог воспрепятствовать продаже «ОНАКО» в руки ТНК, но область за свой пай получила более 100 миллионов долларов США. Деньги более чем солидные. Совершенно очевидно, что с продажей «ОНАКО» область потеряла и рабочие места, и часть налоговой массы. Чтобы это восполнить, надо создавать новые предприятия и новые рабочие места. Нужна четкая инвестиционная политика. Например, если предприниматель на каждые полученные 5000 долларов создает рабочее место, он платит 5% годовых. Если одно рабочее место на 10000 долларов, – уже 10% годовых. Если ничего не создал, – двойную банковскую ставку, т. е. 50% годовых. Если бы к этому ввести персональную ответственность чиновников за возврат инвестиционных кредитов, ежегодно в области прибавлялось бы 20–30 тысяч новых рабочих мест.
Кому же были отданы инвестиционные деньги? Информация большей частью закрытая, однако известно, что львиную долю «проглотило» сельское хозяйство. Но и в Орск пришло более трехсот миллионов рублей, в частности, на «ОРМЕЗ», «ОРМЕТО-ЮУМЗ», «Нику»… А вы спросите у рабочих данных предприятий: «Есть ли толк от кредитов?». Уверен, что ответ будет отрицательным. Потому что кредиты либо использованы не совсем эффективно, либо разворованы. Полагаю, администрация области обязана отчитаться за использование инвестиционных денег и за их возврат, а лучше – опубликовать подробный отчет.
Власть научится работать только тогда, когда мы ее будем оценивать по реальным делам. А пока что центральная и местная власть не пытается зарабатывать деньги в бюджет, а все усилия направляются на увеличение налогов. Так, правительство за счет продажи ежегодно сгнивающего леса могло бы пополнять бюджет страны на десятки миллиардов долларов.
Я не сталинист, но вспомните: именно Сталин скорректировал первый пятилетний план до недосягаемых, вроде бы, высот. Поэтому за 10 лет страна построила почти все ныне действующие гиганты – Днепрогэс, металлургические комбинаты Магнитогорский и Кузнецкий, Харьковский и Челябинский тракторные, Московский и Горьковский автомобильные заводы… Впечатляет? А что сделано за последнее десятилетие? Обидели пенсионеров и разворовали все, что они сделали.
О народе. Власти выгодно, когда народ бедный, пьяный, неграмотный и, желательно, судимый. Таким народом очень легко управлять. К тому же, порог выживаемости у нашего народа резко понижен. Уничтожены свободолюбивые казаки, труженики-«кулаки», дворянство и интеллигенция. Мы в большинстве своем – правнуки лодырей и пьяниц. Обратите внимание, сколько ваших соседей и друзей спилось в последнее время, лишившись работы.
Мы словно запрограммированы на нищету.
Созидательный процесс приостановлен. Разворовываем остатки. Даже у отдельных работников милиции к удостоверению и пистолету - через подставных лиц – собственные магазины и маршрутные такси. Дошли до того, что в рабочее время сопровождают коммерческие грузы. Но это все-таки лучше, чем прикрытие воров цветного и черного лома…Орчане живут не по законам, а по понятиям. Если у вас украли машину, вы готовы заплатить ворам «за работу». Ведь процветающее воровство – уважаемый многими труд. А самое главное – мы не можем противостоять вороватой власти.
Какие ценности у нас остались в этой жизни? Наши дети? Но они играют в рэкетиров и не стремятся быть ни принцессой Дианой, ни премьером Черчиллем. Это мы им опустили планку. Так вот. Если мы с вами упорно стоим в очереди в крематорий, то не надо держать детей за руку. Отпустите. У них нет будущего в этом городе.
Но мы еще на что-то надеемся, если пришли на выборы. Правда, одни выбирали, а другие продавали свои голоса за бутылку водки, песок в песочницу, копеечную помощь и парты в школу. В этом случае пенять надо только на себя. Дешево продаемся. И вообще. Если уж на то пошло, предлагаю заключить сделку с правительством. Оно делает Орск свободной экономической зоной, а мы позволяем себя переписать во время октябрьской Всероссийской переписи. Ведь перепись – для живых, а наше прозябание сложно даже назвать жизнью. Поэтому так и тянет бойкотировать это мероприятие в обмен на лучшие условия жизни.
И все-таки никто кроме нас не изменит нашу жизнь. Что же делать, чтобы жить достойно? Не мешало бы вспомнить о величии предков, о таких понятиях, как честь и достоинство. Давайте не будем стесняться поддерживать остатки хорошего. Чтобы как следует жить, надо хорошо работать. Создавать новые предприятия, рабочие места. Много еще чего надо, но это – тема другой статьи.
Предлагаю высказать свои мысли на страницах «Орской хроники» по решению обозначенных проблем.
Александр ЗУЕВ,
юрист.

Материалы по теме

Нас вновь прокатят

Хроника авиакатастроф с пугающей стабильностью пополняется новыми фактами.В среднем каждые полгода случаются крупные крушения самолетов, когда число жертв приближается, а то и переваливает за сотню. В очередной раз из-за непростительной халатности на границе Германии со Швейцарией разбился авиалайнер «Башкирских авиалиний». Самым страшным в этой ситуации оказалось то, что погибли дети. Большинство...

Есть ли у города будущее?

Орск умирает на наших глазах, а мы этого не замечаем, потому что успеваем привыкнуть к худшему. Привычными стали перебои с водоснабжением. Безропотно взирают городские власти (и мы вместе с ними) на беспредел ириклинских энергетиков, которые, того и гляди, смоют с лица земли не только сады-огороды, но и весь город…Не...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.