Истинная популярность стоит дороже рекламных трюков
- Репортаж
- 13-07-2002
За 18 лет работы на профессиональной сцене этому человеку удалось попробовать все: он был лучшим голосом ленинградского рок-клуба, собирал различные «бонусы» в качестве поп-кумира и исполнителя романсов, выступал на одной сцене со звездами зарубежной эстрады и известными оперными исполнителями. В 33 года ему присвоили звание заслуженного артиста России. Но для целого поколения советской молодежи Сергей Рогожин, безусловно, ассоциируется с солистом легендарной группы «Форум», не сходившей на протяжении целого ряда лет с вершин хит-парадов. На днях он побывал в Орске в новой ипостаси - удачливого бизнесмена, финансового консультанта крупной российско-швейцарской компании. В перерыве между деловыми встречами артист согласился дать эксклюзивное интервью «Орской хронике».- Сергей, после распада «Форума» о Вас еще появлялись статьи в центральных изданиях, а потом все, вроде бы, затихло. По крайней мере, у нас, в провинции.
- Если тебя не показывают по всем центральным телеканалам и твоими фото не пестрят первые полосы желтой прессы - это еще не повод думать, что человек перестал работать, ездить на гастроли, не пользуется уважением и любовью зрителя. А что Вы думаете, тот, кого показывают, действительно популярен и работает на всю катушку? Всевозможные рейтинги, хит-парады, да и знаковая для нашего времени «Песня года» составляются теперь не по письмам телезрителей, а (я утрирую) по номерам платежных поручений клиентов. Ни для кого не секрет, что популярность продается и покупается. Для этого достаточно прийти в специальную промоушн-компанию и, отслюнявив кругленькую сумму, можно добиться того, что в течение месяца песня, на которую сделана ставка, будет звучать повсюду, даже из электробритвы. При дополнительных финансовых вливаниях и тостер споет твоим голосом.
Но какова истинная цена такой популярности? Максимум, чего удается добиться, так это того, что будут узнавать на улицах, говоря при этом: «Вон, пошел тот придурок, которого вчера по телеку показывали». Сегодня музыкальный рынок просто перегружен обилием всевозможных проектов и проектиков, которые, выскочив, как грибы после дождя, изначально обречены на провал.
В этом плане всегда был показателен концертный зал «Октябрьский» Санкт-Петербурга. Туда очень часто привозят всяких исполнителей, но порой даже самые новомодные и ангажированные терпят фиаско. При вместимости зала четыре-пять тысяч человек продается не больше десятка билетов. Концерт, естественно, отменяется. Расстройство, слезы. Жуть. Я по этому поводу всегда вспоминаю поговорку: четыре человека могут подвести лошадь к воде, но и сорок не заставят ее пить. Можно ежедневно показывать по телевизору одного и того же исполнителя, крутить его по радио и т. д., но заставить зрителя полюбить его по-настоящему, а главное, выделить часть из зарплаты на концерты, учитывая, что билеты сейчас очень дорогие, удается только настоящим талантам. Я очень рад, что у нас подрастает новое молодое поколение, у которого выработался своего рода иммунитет к подобной информации. Уж как наших бедных деток ни шпигуют газеты, радио, ТВ, а большинству все равно наплевать на просоветские «Утреннюю почту» или «Песню года». Они выбирают не то, что им предлагают, а то, что хотят. В то же время я с сожалением смотрю на начинающие музыкальные коллективы. Сейчас на профессиональную сцену им очень тяжело пробиться.
- А как Вы считаете, почему с распадом бывшего государства все так резко изменилось в современном шоу-бизнесе?
- Главная причина, на мой взгляд, кроется в том, что российский музыкальный рынок, шоу-бизнес локальны. Ни одному нашему исполнителю мировой рынок или хотя бы европейский завоевать пока не удалось. Все рассказы о том, что отдельные российские исполнители популярны в Европе - не более чем попытка постучать себя пятками в грудь. Никто наших там знать не знает!
- А конкурс «Евровидение»?
- Это не показатель крутости. Вы думаете, талантливая молодая девочка Алсу, которая получила второе место, - западная поп-звезда? Мои знакомые, живущие в Европе, рассказывали, что ради эксперимента заходили в фирменные музыкальные салоны и тщетно пытались купить альбомы Алсу. В одном магазине продавец даже удивлено спросил: «А кто это такой?..».
Когда я понял, что успех зависит не от меры таланта, а от проплаченности эфира, решил работать не на публику, а для себя и того зрителя, который остается верным мне до сих пор.
- Расскажите подробнее о том, чем Вы сейчас занимаетесь.
- Начнем с того, что в начале года выпустил три диска: «Сергей Рогожин - избранное», «Романсы» и сборник лучших песен «Форума». Как любая творческая личность, я думаю о проектах. Последний, которым занимаюсь, - программа с участием рок-группы и симфонического оркестра. До этого был шикарный проект с балетом. Кроме того, выступаю с солисткой театра оперы и балета Еленой Рубин. Я никогда не прекращал петь романсы. Сейчас работаю под аккомпанемент двух роялей, скрипки и гитары. Имеется и танцевальная программа. Естественно, иногда «проскальзывает» и прежний репертуар. Есть песни, без которых просто невозможно обойтись. Например, «Летняя зима». Публика до сих пор не отпускает меня со сцены, пока я не спою. Очень просят. Не растерял и былых связей с «форумцами». Бывший художественный руководитель Сайко живет сейчас в Москве, мы поддерживаем с ним хорошие отношения. Вот уже лет пять продолжаю петь Володины песни. Работаю и с другими композиторами и авторами. Очень много для меня написала Ольга Клименкова. Например, песню «Ревность», «Моя Баттерфляй». Последний шлягер, который мы с Володей записали, - «Мне тебя не хватает». Тексты написала дочь Ольги - Марина.
Я довольно часто выезжаю на гастроли как по России, так и за границу. В прошлом году был приглашен на фестиваль «Славянский базар». Выступал на праздновании Дня независимости России. В этом году на «Славянском базаре» будет день Петербурга. В прошлом году на фестивале от России выступали те артисты, которые работают с оркестром: Николай Басков, Надежда Бабкина, Феликс Церекати. Пел с оркестром и я песню «Святая Мария». Считаю, что творчество у меня в крови и не быть артистом просто не смею.
- Как для Вас началась карьера исполнителя?
- Мне необходимо петь так же, как дышать. Я просто не могу этого не делать. Пою с самого детства дома, на работе, везде. Если бы была возможность, то и интервью я бы давал посредством пения. Но, так как принято общаться словами, приходится говорить. Для меня пение - естественный процесс. По счастливой случайности вышло так, что за это еще и платят деньги. Первый раз на сцену я попал в раннем детстве, когда ходил в садик. Помните, была такая маленькая певица Ирма Сохадзе, она пела тогда песню, известную на всю страну: «Оранжевое небо, оранжевое солнце, оранжевый верблюд...». А страна была какая? Коммунистическая. И если появился один поющий ребенок, значит, непременно должно быть много поющих детей, и один за другим в разных регионах стали появляться маленькие певцы и певицы. Одним из таких поющих детей был Сережа Рогожин. Первый шаг был сделан, а дальше все, как говорится, было делом техники.
- Но почему же тогда Вы оправились учиться в Санкт-Петербургский институт культуры? Зачем подающему надежды артисту понадобился диплом режиссера?
- Я любил петь, но, несмотря на это, к возможности сделать музыкальную карьеру относился довольно скептически. Я видел себя в роли знаменитого драматического актера и долго жил этой мечтой, но судьба распорядилась иначе. На втором курсе ребята из группы «АукцЫон» предложили стать у них солистом. Выглядело это примерно так: ко мне подошли и сказали: «Чувак, мы слышали, ты классно поешь, пойдем петь с нами». Я сходил на репетицию и подумал, что такого у меня еще не было, и после этого работал и гастролировал с этой группой.
- Более того, Вы в свое время были настоящей звездой настоящего питерского рока. Почему променяли его на сладенькую попсу?
- Рок-н-ролл - это даже не работа, это стиль жизни. Просто однажды я честно посмотрел себе в глаза и сказал, что это не мое. Зная, как работают в рок-клубах, когда срываются репетиции, когда люди с ненормальным поведением могут выйти на сцену... Конечно, я, как профессиональный актер, мог изображать из себя такого рок-н-рольного парня сколь угодно долго, но не захотел себе врать. И потому, когда поступило предложение работать в профессиональной группе «Форум», сомнений не было. С этой группой я пел лет десять. Мы много гастролировали, пели по 10-12 часов в день, ложились под утро, чтобы к полудню снова идти на концерт. Сегодняшний ритм жизни в сравнении с прежним куда более спокойный.
Это была очень насыщенная жизнь, а можно даже сказать - концентрация событий.
- Как получилось, что Вы ушли из «Форума»?
- С чего Вы, собственно, взяли, что кто-то куда-то уходил. Эта творческая единица просто отжила положенный срок и сошла с дистанции. В свое время, когда «Форум» только появился, - это была первая ласточка, первая электронно-компьютерная группа в Советском Союзе. У нас были свой стиль, неповторимый колорит, зритель, а потом появилось очень много музыкантов, которые стали работать в этом же направлении. До определенного времени мы улучшали качество звука, изменяли аранжировку, форму и тем самым удерживались на волне. В профессиональной музыке существует такое понятие, как «майн стрим» - эта музыка вечна. В русском роке - это Борис Гребенщиков, «Машина времени». Танцевальную музыку отличает сиюминутность. Поп-группы долго не живут. Считаю, что 10 лет, а именно столько мы продержались на сцене, для «Форума» - очень большой срок. Мирно расставшись, музыканты отправились в свободное творческое плавание.
- А как Вы «доплыли» до бизнеса?
- Я довольно долгое время старался найти работу, которая не только позволила бы поддерживать привычный уровень жизни, но приносила определенное моральное удовлетворение. Кроме того, хотелось найти сферу деятельности более справедливую нежели шоу-бизнес. У меня получилось. Последние несколько лет работаю в швейцарской компании и занимаюсь финансовым консультированием. Это очень интересно: в СССР нас никогда не учили, как зарабатывать деньги и как правильно их тратить. Большинство наших граждан живет по старинке - от зарплаты до зарплаты, и если сегодня деньги есть, то их обязательно нужно быстрее спустить. Никто не хочет заглядывать в будущее. Поэтому и случаются экономические кризисы, «черные вторники», «синие понедельники» и т. д. Институт квалифицированной экономики необходимо иметь внутри каждому, чем, собственно, и занимается наша фирма.
- Вы с таким блеском в глазах рассказываете о делах компании... Нельзя не заметить, что это доставляет Вам истинное удовольствие. Но не мешают ли финансовые операции творчеству?
- Я бы сказал, что эти дела сейчас неотрывно связаны между собой и дополняют друг друга. Природная общительность, коммуникабельность и прежние связи помогают работать в бизнесе, а имея дополнительный заработок, я могу позволить себе такую роскошь в творчестве, как независимость. Давно уже не хожу по спонсорам с протянутой рукой с просьбой дать денег на какие-нибудь песни, проекты, клипы. К тому же, я твердо верю в принцип, что, если у человека все получается одно дело, то он сможет и другое, потому что, если мыслишь категориями успеха, то поражению просто неоткуда появиться. Счастлив, что удалось наладить свою жизнь. Вообще, я стремлюсь к гармонии с собой. Мы идем от вершины к вершине и самое главное - знать свое место в жизни. В любой момент необходимо самоопределиться и быть адекватным. Я занимаюсь бизнесом, но в то же время у меня очень плотный творческий график.
К примеру, 29 августа фирма «Квадродиск» организует презентацию моих новых трех дисков. 28 сентября буду выступать с новой программой романсов в концертном зале имени Чайковского....
- Но, между тем, Вы приехали к нам в город с частным визитом, а не на гастроли.
- Думаю, это не последний визит в Орск. Надеюсь, что удастся вырваться к вам на гастроли со своими любимыми романсами. Танцевальными программами сейчас уже никого не удивишь, нужно волновать душу. Потому что зрители в таких небольших городах, как ваш, очень требовательны. В то же время, если выкладываешься на все сто, то к тебе потерянная энергия сполна возвратится благодарностью пришедших на концерт людей.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024