Разместить рекламу, поздравление, соболезнование
можно по телефону(Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Изобретатель – профессия не устаревшая

В советское время, помнится, в обязанности заводчан входило изобретательство. На некоторых предприятиях по плану раз в год или полгода человек должен был изобрести что-нибудь или, иначе говоря, внести рацпредложение. Насколько существенное - вопрос второстепенный. Поскольку за изобретательство причитались премии, «рацуха» была достаточно распространена. Но помимо тех, кто гнался за деньгами, вырастали на заводах истинные кулибины. Фамилия Шлеппер хорошо известна в нашем городе. Яков Шлеппер и его сын Григорий являются представителями достаточно редкого ремесла - они профессиональные изобретатели.- Именно отец и пристрастил меня к изобретательству, - рассказывает Григорий Яковлевич. - Первыми моими творениями были игрушки. В молодости по комсомольской путевке направили на работу с детьми и, чтобы было мальчишкам интересно, мы с ними вместе плавающих рыбок выдумывали, участвовали в выставках. Это отец заразил меня страстью выдумывать что-нибудь новенькое, нестандартное.
- Наверное, пример отца определил и выбор профессии?
- Да, я поступил в орский политехнический институт на профессию инженера-механика. Работая в то же самое время на ЮУМЗ, изобретал механизмы для использования на производстве. Но первым моим запатентованным изобретением по окончании вуза был веломобиль, идея создания которого родилась из желания ездить всей семьей. Это средство передвижения для трех человек, приводящееся в действие с помощью педалей. Для него я использовал два разборных велосипеда типа «Салют», причем, не разбирая их на части, а целиком, так, что, убрав корпус, можно было получить два действующих велосипеда. На таком веломобиле мы ездили вместе в женой и дочкой по городу, пока, в конце концов, его не украли. Тогда-то пришлось отцу впервые выдумывать надежный замок.
- И именно на замках Вы сейчас специализируетесь?
- Да, на замках и противоугонных системах. Часть разработок уже запатентована. Например, замки отличаются от существующих нестандартной конструкцией. Он не имеет замочной скважины и выглядит, как небольшая стальная ручка, в нем нет ни единой пружины, отсутствуют пустоты. Ключ выглядит очень необычно - в виде подковы и действует по принципу электронного, являясь носителем кода, поэтому к замку сложно подобрать ключ или открыть его отмычкой. Также снижается до минимума износ. И технология производства замка позволяет изготовить несколько миллиардов комбинаций!

- А минусы у этих замков есть?
- Самый главный минус состоит в том, что отсутствуют технологии промышленного производства: опытные образцы изготавливались кустарным способом. Настоящие же минусы выявятся при сертификации. Некоторые выдвигают аргументом то, что металл можно разрушить жидким азотом. Но попробуйте-ка раздобыть где-нибудь этот жидкий азот и создать специальные условия для его действия, ведь он очень быстро испаряется.
- Противоугонные системы, как видно, тоже механические. Насколько я знаю, это актуально сейчас в Москве, где городская дума грозится запретить электронные сигнализации. Из последних механических блокираторов на коробку передач есть три конкурирующие фирмы: Multi-Lock, Defend-Lock Dragon и «Гарант». Они себя зарекомендовали как лучшие, и многие пытаются придумать альтернативу. Ваши конструкции существенно от них отличаются?
- Разумеется. Принципиально новым является отсутствие изменений в автомобиле, используется новая система блокировки механизмов коробки передач, сцепления и вала рулевого колеса. Вообще, электроника очень сильно уступает механике, и именно последняя является приоритетным направлением развития систем безопасности. Во-первых, электроника может сработать от перепадов температуры; во-вторых, сканирование. В третьих, могу сказать, что электронные системы для отечественных автомобилей мало подходят. Дело в том, что электрическая схема российских машин очень проста, и какой бы сложной ни была сигнализация, вывести ее из строя не составляет особого труда, поставив “паука”. Другое дело – иномарки. Но мои изобретения предназначены именно для отечественных переднеприводных автомобилей. Такие системы блокируют не только рулевое управление, но и само движение автомобиля.
- Наверное, Ваши изобретения пользуются большим спросом?
- Нет, еще даже не начато их массовое производство. Несколько единичных моделей ради эксперимента установили мои друзья, этим круг пользователей пока и ограничивается. Заводы не берутся за это дело по нескольким причинам. Во-первых, оборудование устаревшее; во-вторых, предприятия огромные и себестоимость продукции получается слишком высокой; в-третьих, заводы берут очень большой заказ, следовательно, сразу требуют огромных денег. Правда, нашлось все-таки оренбургское предприятие, заинтересовавшееся противоугонными системами и сумевшее переоснастить свое производство. Конечно, хотелось бы наладить выпуск разработок, потому что, считаю, не только английские замки и европейские сигнализации надежны, российские изобретатели тоже не лыком шиты. Но тут все упирается в финансы. Взявшись за выдвижение своих конструкций на рынке, я испытал на себе все “прелести” малого бизнеса. Например, регистрация товарного знака буквально полгода назад стоила 330 рублей, а сейчас уже 10 тысяч. Для начала дела можно взять кредит в банке, но его выдают, только взглянув на движение капитала в фирме. А у меня и двигаться пока нечему. Конечно, есть кое-какие зацепки, и рук не опускаю.
- А как рождается сама новаторская идея?
- Творческий процесс сложно описать. Сначала возникает проблема, я ее изучаю, пытаюсь решить с ходу, и пока не осилю ее, не успокоюсь – это как болезнь. Но окончательное решение – это не “озаризм”, а результат кропотливого изучения проблемы, чему, кстати, меня научили на курсах “Теория решения изобретательских задач”. Это система, созданная в альтернативу теории “мозгового штурма”. Очень помогает в работе чтение профессиональных журналов. Результат – все мои семь запатентованных изобретений работают.

- Найдут ли Ваши изобретения общественное применение – еще неизвестно, так что риск в работе достаточно большой. А как родные относятся к этому?
- Жена и дочь полностью поддерживают мое увлечение. Конторы у нас никакой нет – все чертежи составляю на домашнем компьютере, для чего пришлось самостоятельно буквально за полгода освоить несколько современных программ. Зато удобно, потому что сокращается число испытаний заготовок. Но необходимо добиться высокого качества деталей, а для этого нужны промышленные условия.
- Успехов вам.

Фото Григория Горбунова.

Материалы по теме

Изобретатель – профессия не устаревшая

В советское время, помнится, в обязанности заводчан входило изобретательство. На некоторых предприятиях по плану раз в год или полгода человек должен был изобрести что-нибудь или, иначе говоря, внести рацпредложение. Насколько существенное - вопрос второстепенный. Поскольку за изобретательство причитались премии, «рацуха» была достаточно распространена. Но помимо тех, кто гнался за деньгами,...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.