Узкие нары и душные камеры ожидают любителей “красивой жизни”
- Криминал
- 18-07-2002
Следственный изолятор - учреждение серьезное и на всем здесь лежит печать однозначности. Даже на входной двери, которая в любое время суток на крепком запоре изнутри. Чтобы попасть туда, следует нажать на кнопку звонка. Снаружи - никакого навеса, только крутые ступеньки. Палящее солнце заставляет быстрее преодолеть их, будто там, дальше, спасение. Глухой щелчок замка впускает в тесное помещение и тут же отрезает путь назад. За двумя надежными решетками находится постовой. Он при исполнении: суровый лицом, бесстрастный голосом.
- Ваш паспорт. К кому, с какой целью?Одни прутья, сваренные в клетку, сменяются другими и, наконец, приводят к лестнице в административный корпус. Несколько лет назад на ней держал заложников рецидивист, ставил свои условия. Здесь и остался. Случай редкий, если не единственный, но в историю прочных стен вошел. А так-то жизнь идет размеренно и прямо, без неожиданных зигзагов и поворотов. И служащий персонал, вроде, как везде, хотя и в погонах. А инспектор по воспитательной работе с несовершеннолетними Е. Нуркенова даже приветливо улыбается. Может, оттого, что имеет дело с не закоренелыми преступниками, а с непутевыми подростками. На данный момент их у нее около 70 душ, в каждую из которых надо проникнуть, понять и направить на путь истинный.
- Ребята все разные, непохожие, есть из вполне благополучных семей. Они поначалу оглушены страхом от самого факта попадания сюда, на откровенную беседу не идут, - поясняет Екатерина Кулумбетовна. - У тех, кто уже успел войти в конфликт с законом, практика общения с правоохранительными органами имеется. Они стараются не терять самообладания, относятся к реальной действительности просто, без затей. Из таких, например, Вовка, ему 16, попадает к нам второй раз. Первый раз отбывал за кражу год. Через шесть месяцев опять принялся за старое. Говорю ему: теперь ведь больше дадут. А он: «Сколько бы ни дали, все мое».
Конечно, заставить подрастающее поколение ходить по прямой доске - занятие бесполезное и, пожалуй, вредное. Нынешнее - тем более. Сказываются издержки недавно ушедшей эпохи, когда говорилось одно, подразумевалось другое, думалось третье. Сегодня в обществе налицо переоценка ценностей. Автор этих строк вырос в 50-е годы. Тогда на нечистых на руку людей смотрели с нескрываемым осуждением. Уголовники вызывали, мягко говоря, опасения. Помню участкового. Прошло полвека, а фамилия его из памяти не стирается. Когда Бабенко в синей фуражке с красным кантом и в галифе шел по улице, все старались догадаться - к кому, по какому поводу. Напрасно он по Первомайке не разгуливал.
Робость перед представителем власти теперь исчезла. И слава Богу, поскольку жить со втянутой в плечи головой и глядеть только туда, куда дозволено, человеку тяжело, унизительно и обременительно. Между тем, вместе с раскованностью появилось качество, которое раньше называлось нигилизмом, а теперь - пофигизмом. Да и приоритеты поменялись. Расхожую формулу из патриотической песни “Раньше думай о Родине, а потом о себе” следует читать с конца. Кстати, о самом понятии патриотизма нынче идут нешуточные споры на самом высшем уровне. Что именно должно содержаться в еще вчера привычном понятии, никто не знает. Да и пример Гагарина мало кого уже впечатляет. Он заменен не космическими, а сугубо земными масштабами. Причем граница между воровством и предприимчивостью истончилась до предела, а порой уже и не видна.
По мнению Е. Нуркеновой, основное число подростков, угодивших в СИЗО, руководствовалось лишь одной целью, заключающейся буквально в двух словах, - красивая жизнь. Стремление к максимуму удовольствий достигается любыми путями, но, как правило, не праведными. Иначе это, во-первых, долго; во-вторых, может вовсе не привести к успеху. Безусловно, своеобразная философия формируется не без участия семьи, где часто родители заняты лишь одной стороной - материальной. Благие пожелания - обеспечить достаток детям - оборачиваются печальными последствиями. Насте тоже 16. Она находится в камере за соучастие в убийстве своего знакомого. Компания, как водится, проводила время в частых выпивках, повстречала на своем пути сверстника. Чего-то она с ним не поладила и принялась за разборки. Дело закончилось кровавой, жуткой драмой, в сценарии которой фигурировало обливание несчастного кислотой. А еще ему перерезали горло.
Правда, таких случаев не так уж много. Ребята все больше проходят по статьям за кражу или драку. Объяснения отличаются бесхитростностью и прямотой: хотели выпить и залезли в квартиру, вздумали проучить прохожего и засучили рукава. Но вот что поражает: и то, и другое предпринимается с легкостью и без колебаний. Хотя финал каждому хорошо известен. Выходит, нары не страшат. Более того, в молодежной среде обладатель отсидки пользуется авторитетом и уважением. А две “ходки” оцениваются по самой высшей мерке. Удальство, размах, смелость сегодня имеют совсем иной смысл, чем раньше. Ограбить ночью кого-то или стянуть у соседей дорогие вещи, продать их, а потом пропить - это круто. То, что крутизна достигается за чужой счет, в расчет не идет. И то, что она сильно напоминает повадки волчьей стаи, тоже. О расплате, как правило, не думается. Она может и не наступить, к тому же, для малолетним преступников у нас добрые законы.
Правда, реальность быстро остужает горячие головы, и привлекательность тюремной романтики тут же блекнет. Нары никого еще лучше не сделали, а дали лишь возможность задуматься о содеянном. Помогают в этом важном деле воспитатели СИЗО. Чего они только ни придумывают. Даже служителей приходов приглашают. Те рассказывают неразумным чадам о грехопадении и раскаянии. А они в свою очередь часа через два забывают о назидании, поскольку семена нуждаются в благодатной почве. Даже общеобразовательные предметы персонал преподавал своим опекаемым. В мероприятиях, посвященных Дню защиты детей, участвовали представители районов, собесов, учащиеся духовно-приходской школы. Становятся традиционными экскурсии в учреждение, расположенное неподалеку от поселка Степной, для трудных ребят. Маршрут по душным коридорам и камерам оказывает нужное воздействие. Как и перспективы пребывания в четырех стенах неопределенный срок, прогулка на свежем воздухе длительностью один час, баня раз в 10 дней и питание на 21 рубль в сутки. На обратном пути экскурсанты подавлены, а некоторые даже плачут. От жалости к тем, кто остался за массивной дверью с небольшим оконцем. После увиденного каждый делает свои выводы. Какие именно, кто знает.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024