Из моря ириклинского вода к нам потечет… через трубу!
- Репортаж
- 20-07-2002
Ириклинская гидроэлектростанция – объект федерального значения, ситуация на котором во многом определяет жизнь как Орска, так и всего Оренбуржья в целом, о чем немало сказано и еще больше написано. В этом плане можно вспомнить хотя бы недавно изданную книжку-прогноз о том, что станется с нашим краем, если плотина вдруг рухнет, словно карточный домик. В настоящее время там ведутся уникальные крупномасштабные работы по монтажу трубы для санитарного сброса воды. Подобного в России еще не было. Интерес к необычному проекту со стороны прессы велик, однако пока лишь «Орской хронике» было предоставлено право побывать на режимном объекте и посмотреть, что там происходит.Мы приехали на Ириклу в нынешний четверг, в самый разгар рабочего дня, не подозревая о том, что наш старый знакомый по предыдущим визитам – начальник ГЭС В. Мишин - наблюдает за редакционным УАЗиком с того момента, как машина подкатила к милицейскому блокпосту. А потом он “вел” нас от пункта пропуска до дверей своего кабинета. Дело в том, что на ГЭС недавно установили новую систему видеонаблюдения, позволяющую усилить и без того плотный контроль за ситуацией вокруг объекта и на самой плотине. Один монитор с “картинками” стоит в кабинете начальника, другие – побольше и помощнее – в помещении охраны.
- Это, чтобы в Орске спокойнее жилось, - с присущим ему юмором прокомментировал новшество Мишин. – А то вам там все террористы мерещатся, которые хотят взорвать атомной бомбой плотину, чтобы затопить город по самую крышу драмтеатра!
После столь ободряющего приветствия нам предложили насладиться тонким вкусом вишневого вина многолетней выдержки, мастерски изготовленного самим Виктором Борисовичем, чей талант винодела гремит на всю округу. Букет – поразительный! Затем дали провожатого и разрешили смотреть все, что захотим, и спрашивать обо всем, что интересует.
В роли гида выступил Василий Петрович Абрамов - мастер гайского участка орского управления “Уралцветметремонт”, выполняющего работы на Ирикле (нет, право слово, как все переплетено в этом мире!). Для начала он ввел нас в курс дела, несколько расширив ту информацию, которую мы получили весной. Все началось с того, что во время сильнейшего паводка, случившегося по мистическому стечению обстоятельств на рубеже веков, в водобойный колодец трехметровой глубины и площадью десять тысяч квадратных метров, призванный гасить кинетическую энергию, с высоты 35 метров ежесекундно обрушивалось 1300 тонн воды. Если вы запутались в цифрах и затрудняетесь представить, что это такое на самом деле, возьмите картонную коробку и поставьте ее под открытый на полную катушку кран.
Правильно, коробка вскоре расползется. И хотя водобойный колодец, как и вся плотина, сделан на совесть и отнюдь не из бумаги, а из сверхпрочных материалов, но пущен он в эксплуатацию в 1958 году. Естественно, за это время поизносился. А поводок-2000 его к тому же потрепал. Возникла необходимость текущего ремонта колодца, для чего, как нетрудно догадаться, его следует осушить. Для того, чтобы осушить колодец, необходимо закрыть затворы и остановить гидрогенераторы. А это означает, что и без того мелкий Урал превратится в ручеек, и в Орске можно будет без всяких декораций снимать триллер о глобальном обезвоживании крупного промышленного центра. Допустить этого никак нельзя. Поэтому решили сделать то, чего не делал еще никто: спроектировать и установить трубу санитарного сброса воды и через нее, пока затворы будут закрыты, наполнять водой Урал. Вроде бы все просто, но на самом деле проект требовал сложнейшего инженерного решения. Его делал “Орскцветметремонт”, контроль осуществляли специалисты из Самары и Москвы. А рабочие под руководством нашего гида Абрамова эту самую трубу монтируют, устанавливают и прокладывают. Диаметр супертрубы - 1620 миллиметров, она будет расположена ниже уровня воды на десять метров, а сброс через нее – не менее 20 кубов в секунду. Для сравнения: сейчас Ирикла сбрасывает по 30 кубов. Так что посмотрите на Урал, прикиньте на глазок, и даже без инженерных рассчетов станет ясно, что без воды мы не останемся. Но это будет позже. А пока... Пока идет напряженнейшая работа.
- Трубу вмонтировали в затвор, который установят в крайнем, седьмом пролете, - рассказал нам мастер. – А пока, смотрите сами, он стоит в пятом пролете. В седьмом готовят место под фундамент для трубы.
Там действительно трудились рабочие, вгрызавшиеся в тело плотины отбойными молотками. А рядом творилось то необычное действо, ради которого мы, собственно говоря, и стремились попасть на спецобъект. Мастера экстракласса монтировали изгиб трубы, который пойдет от затвора. И как монтировали! На многометровой высоте! Практически без страховки! И фактически… вслепую! Они находились на металлической площадке с ограждениями, укрепленной на полукруглой боковой бетонной стене плотины. Немецкий кран “Libherr” (кстати, пригнанный из Орска и принадлежащий «Восточным электросетям») своей сорокаметровой стрелой подцеплял регели – проще говоря, металлические подставки, на которые ляжет изгиб трубы. И подавал их рабочим на площадке, которые эти регели с помощью сварки крепили в пробитых в стене отверстиях. Но вся соль в том, что крановщик из-за особенностей конструкции плотины и резкого перепада высот не мог видеть, куда он опускает свой груз. Поэтому рабочие передавали условные сигналы из-за угла пареньку, который в свою очередь тут же дублировал их для крановщика. А тот управлял умной техникой по движению рук сигнальщика. Мы встали неудачно и перекрыли обзор. Кран замер. Рабочие забеспокоились и сказали полагающиеся в таких случаях слова. Мы отошли, и зрительная связь восстановилась. Филигранная работа, на которую способны лишь настоящие профессионалы.
- Контрольный пуск намечен на сентябрь, - сообщил нам Абрамов. – К тому времени у нас должно быть все готово. К концевику, то есть тому месту трубы, откуда собственно и будет выливаться вода в Урал, смонтировать ее будет относительно просто, труба пойдет по прямой площадке и большая часть ее уже проложена. Самое сложное то, что делаем сейчас, то есть монтаж изгибов и подвод трубы к затвору. Кстати, обратите внимание на то, что изгибы варить не будем, их по проекту следует крепить друг к другу болтами, устанавливая прокладки. Это добавит дополнительных трудностей. Но в таком случае проще будет производить демонтаж трубы.
В этом – еще одна особенность необычного проекта. В сентябре затворы перекроют, и вода к нам пойдет по санитарному сбросу. В это время водобойный колодец осушат, выгребут мусор, прикинут объем необходимых работ, спланируют, какая техника и оборудование потребуются, после чего затворы вновь будут открыты. Дальнейшее зависит от того, каким будет предварительный прогноз паводока-2003. Если, не дай Бог, предскажут большую воду, трубу придется демонтировать (по крайней мере, ту ее часть, которая ведет от затвора к концевику), убирать затвор с вваренной трубой из седьмого пролета и ставить туда самый обычный затвор, чтобы обеспечить сброс мощных паводковых вод. По окончании паводка трубу придется собирать вновь. Если же прогноз окажется благоприятным, вполне возможно, в седьмом экспериментальном пролете все оставят в неприкосновенности до следующего лета, а сброс небольшого паводка обеспечат за счет остальных затворов. Как бы там ни было, летом 2003 года затворы вновь перекроют, воду пустят по санитарному сбросу, колодец осушат и полностью отремонтируют. Лишь тогда будет поставлена точка в грандиозном проекте российского масштаба.
Закончились наши странствия по объекту уже к концу рабочего дня: излазив вдоль и поперек трубу, мы успели еще спуститься на лифте в машинный зал, находящийся глубоко под водой (ехать столько же, как с девятого этажа на первый!), и познакомиться с тонкостями получения электроэнергии. Прощаясь, начальник ГЭС Мишин отметил, что ход работ и сроки выполнения контролируются областным руководством, и он полностью уверен в тех специалистах, которые проектировали санитарный сброс и занимаются его монтажом. В общем, как поется в одной широко известной в узких рокерских кругах песне, все идет по плану. А по другому на Ирикле и быть не может. В шестом часу вечера редакционный УАЗик исчез с экранов мониторов ириклинской охраны и взял курс на Орск.
Фото Григория Горбунова.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024