Путь до Франции неблизкий, но Париж есть и российский
- Общество
- 27-07-2002
- Куда направляетесь-то, девчонки? - обязательно спрашивали нас попутчики.
- В Париж! - отвечали мы, улыбаясь во весь рот.
- В Париж автостопом?! Ну, вы даете!
Когда же мы объясняли, что Париж - это деревушка на юге Челябинской области, удивление собеседников немного уменьшалось, но не исчезало. Может быть, молодая горячая кровь способствовала легкому решению добираться автостопом, мол, на поезде или автобусе любой дурак доедет, а около 500 километров по степям Оренбургской области, Башкирии, среди лесов и полей Южного Урала на попутках - это не шутка.
Почему мы выбрали именно эту деревушку из тысяч других? Да просто захотелось взглянуть на наш, родной Париж. Своя рубашка, как говорится, ближе к телу, да и к делу тоже. А дело было за малым: закинуть в рюкзак нехитрые пожитки и рвануть в столицу, пардон, в станицу.ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР ТИХО ВЕЕТ, ЖИЗНЬЮ СВЕЖЕЙ ДЫШИТ СТЕПЬ
Позади сотни километров пути в течение восьми часов тряски по дорогам. Подпрыгивая в кабине КамАЗа, взобравшегося на очередную горку, приглядываюсь к пейзажу и с высоты вдали замечаю затерянные среди зелени разноцветные крыши села, раскинувшегося широко - глазу не охватить!
- Вот он, ваш Париж, - сообщает улыбчивый водитель, высаживая на повороте.
Деревня начинается деревянным мостиком через речушку Кызыл-Чилик, что по одной из версий означает «красный родник». Так же, как и орская Елшанка, она длинна и мелка, но спокойное течение равнинной реки не нарушает спокойствия тины и водорослей, превращая местами Кызыл-Чилик в зеленое болотце, в котором шумно плещутся гуси. Высокое синее небо еле-еле проглядывает за грудами облаков, похожими на перевернутое вверх тормашками ухабистое снежное поле. Первая же улица встречает путников бревенчатыми избами, характерными для русской Сибири, и чуть покосившимися плетнями, как с картинки из книжки русских сказок. В полном согласии с законами сельского общежития собаки спокойно обнюхивают кошек, а те, в свою очередь, лениво разгуливают в двух шагах от кур. Этот идиллический пейзаж, которому, впрочем, не хватает крошечной церквушки, наполняет сердце благоговением и будит светлые воспоминания детских лет, проведенных в деревне у бабушки. Даже сочный запах навоза не портит впечатления, а только усиливает ощущение изначального совершенства этого местечка. В памяти возникает образ преподавателя философии, повествующего желторотым второкурсникам колледжа о том, как на лоне природы рождали гениальные идеи античные мыслители. Да, именно здесь, а не в городских клетках среди мелочной суеты можно понять истинную суть бытия.
Париж окружен небольшими березовыми и сосновыми лесочками, богатыми ягодой, грибами и дичью, начиная с зайцев и заканчивая лосями. Отличается окрестность села и обилием родников, окруженных зарослями ольхи с тоненькими ветвями, а, значит, вода в них кристально чистая. Около источника, рядом с деревом или заборчиком, путник, желающий испить студеной водицы, найдет специальную палку с крюком на конце, на которую цепляют ведро.
Однако на дворе XXI век, и неудивительно, что рядом с деревенскими избами соседствуют двухэтажные дома из красного кирпича, встречаются панельные многоквартирники.
- Может, прокатите? – крикнули мы мужичку, подгонявшему «лошадку, везущую хвороста воз». Но тот, улыбаясь, кивнул на телегу, где мы разглядели еще одного ездока. Только тот, в отличие от товарища, сладко посапывал в своем «ложе».
- Занято, - с грустью констатировали мы.
Помимо лошадей в большом ходу здесь велосипеды, которые пользуются спросом у всех: ребятни, стариков и даже женщин, разъезжающих в деловых костюмах. То и дело мимо проносятся «иномарки». Дорога лишь в некоторых проулках являет собой накатанную землю, а в большей части деревни проложен асфальт. Прогресс не обошел Париж стороной, и чем дальше, тем больше я убеждалась в этом и тем больше таял образ темной деревушки, которую ожидала увидеть.
МЫ ДЕРЖИМ ПУТЬ В СТОРОНУ ЛЕСА
- Куда направляетесь-то, девчонки? - обязательно спрашивали нас попутчики.
- В Париж! - отвечали мы, улыбаясь во весь рот.
- В Париж автостопом?! Ну, вы даете!
Когда же мы объясняли, что Париж - это деревушка на юге Челябинской области, удивление собеседников немного уменьшалось, но не исчезало. Может быть, молодая горячая кровь способствовала легкому решению добираться автостопом, мол, на поезде или автобусе любой дурак доедет, а около 500 километров по степям Оренбургской области, Башкирии, среди лесов и полей Южного Урала на попутках - это не шутка.
Почему мы выбрали именно эту деревушку из тысяч других? Да просто захотелось взглянуть на наш, родной Париж. Своя рубашка, как говорится, ближе к телу, да и к делу тоже. А дело было за малым: закинуть в рюкзак нехитрые пожитки и рвануть в столицу, пардон, в станицу.
КРЕЩЕНЫЕ ТАТАРЫ ВО ФРАНЦИИ
Думаю, мало кто знает о том, кто такие нагайбаки, а ведь именно они являются коренным населением Парижа. По одной версии, которую поведал нам отец Андрей из соседнего села Фершампенуаз, это тюрко-язычное население, принявшее христианство. Куда популярнее иная версия: нагайбаки - это крещеные татары. Есть такие, кто полагает, что предками нагайбаков являются ногайцы, откуда и произошло их название. В годы правления Анны Иоановны на месте нынешнего села Париж было основано казачье поселение для охраны юго-восточных рубежей Российской империи, тогда-то нагайбаки и получили статус казаков, войдя в состав Оренбургского казачьего войска. Новое поселение в народе назвали Еш-аул, что значит «молодое село», а через год по предложению оренбургского генерал-губернатора Сухтелена поселок нарекли Парижем в память посещения русскими войсками столицы Франции после разгрома наполеоновских войск. Кстати, в произношении есть особенность: при склонении своего Парижа нагайбаки делают ударение на последний слог.
Жизнь свою парижане строили основательно. Поскольку на войну казак должен был явиться «конно, людно и оружно», государство выделяло на каждого по 30 десятин земли. В конце века здесь была построена церковь, которой суждено было простоять совсем немного: спустя десять лет после установления советской власти были снесены кресты, а затем на ее месте появился нынешний Дом культуры.
Что интересно, наряду с христианскими праздниками в большом почете и мусульманские, например, Сабантуй - окончание посевных работ, сохранены языческие традиции.
Нас больше всего поразил настоящий обряд жертвоприношения. Парижане считают, что спустя три года со дня смерти близкого человека, обязательно нужно принести жертву, потом усопшего можно не поминать. К этому обряду специально выращивают молодняк и в назначенный день, обычно после Рождества, на рассвете животное выводят во двор. Старший член семьи омывает всю левую сторону тела животного, вытирает его белым рушником и закалывает, предварительно окропив двор кровью домашней птицы. Затем во дворе варят мясо и лапшу, здесь же ставят столы и открывают ворота настежь, чтобы любой прохожий мог помянуть земляка. Однако мясо в первый день ни в коем случае нельзя есть, его оставляют на следующее утро. Этот сложный обряд расписан по мелочам и каждый парижанин свято исполняет его.
ПАРИЖСКИЙ МАТРИАРХАТ
- Как она выглядит? – расспрашивали мы парижанку о местном мэре.
- Вы Марину Каюмовну сразу узнаете: очень энергичная, моложавая женщина, - уведомила нас та.
Так и случилось. Вообще, само существование в деревушке мэра уже стало для нас сюрпризом, а то, что высокую должность занимает женщина, хотя в Париже преобладает мужское население, удивило еще больше.
Марину Хасанову мы «раскусили» с первых же минут общения. Так кипела, бурлила и суетилась солидная женщина в деловом костюме – ни дать, ни взять бизнес-леди! Вот только будет ли бизнес-леди выгонять со двора детского сада забредших туда коров? Прямо в строгой юбке и с тем же выражением солидности на лице? Приговаривая и уговаривая, Марина Каюмовна на наших глазах живо управилась со скотиной.
- Ничего себе! – вырвалось у нас.
Вот это мы понимаем! Настоящий сельский мэр, не гнушающийся обывательских забот, несмотря на то, что и своих прямых обязанностей уйма. Все надо успеть: выступить на пресс-конференции в райцентре, уладить экономические проблемы.
- Молоко продаем по три рубля литр, а солярку закупаем по восемь. Как же расти прибыльности?
Болит у мэра душа за родное село, не дают покоя мелкие неурядицы. Вот именно - мелкие, потому что в остальном Париж держит марку.
Энергичность Марины Каюмовны заражает, и деловой хваткой невозможно не восторгаться. Когда-то эта женщина мечтала стать юристом, и, несомненно, добилась бы на этом поприще успехов, но из-за отсутствия практики на университетский юрфак ее документы не приняли. Родители в душе успокоились - уж очень переживали они, что дочке не поздоровится от бандитов. Так и случилось, что по окончании Магнитогорского педуниверситета, Марина по распределению попала в Париж. То, что это глушь – совсем не смущало молодую учительницу, и уже 15 лет живет она здесь, освоила местный язык и нисколечко не желает покидать это тихое место.
- Все бы российские деревни жили, как наша! - делится она, и в твердом голосе ее звучат нотки гордости за Париж.
Марина Каюмовна считает, что еще ничего не сделала для села как мэр, но, несмотря на то, что правит она Парижем всего лишь месяц, от наших любопытных глаз не укрылись ее начинания. Благодаря своему учительскому авторитету она мобилизовала молодежь на уборку парка отдыха, где осенью появятся скамейки, и каждый выпускник школы посадит на память о себе по деревцу - получится аллея. Предоставляет мэр общественную работу молодежи, сейчас готовит поселок к переходу с отопления углем на газ. Однако все одним махом не решить, и в первую же ночь я испытала на собственной шкуре все прелести полного отсутствия уличного освещения. С заходом солнца во дворах темень - хоть глаз выколи, так что умудрилась провалиться (извините за подробность) в деревенский нужник. Спасибо, что не утонула! Это незабываемое происшествие произвело на меня столь глубокое впечатление, что теперь проблему отсутствия лампочек на фонарных столбах я считаю проблемой номер один.
Организаторские способности Марины Хасановой проявляются не только на деловых встречах, но и в организации праздников. Не скоро забудутся в селе веселые колядки под Рождество и красочные гулянья на Пасху.
Но мэр не любит рассказывать о себе.
- В Париже достаточно людей, которые действительно своей жизнью заслужили людской интерес, - считает она. По нашему мнению, здесь она скромничает - многим мужчинам-чиновникам есть чему поучиться у первой женщины-мэра Парижа.
КТО ТАКОЙ КЫСТЫБЫЙ И НА ЧЕМ ЗАМЕШАН ДУРЫЩМАК
В то время как мы брели по улицам в надежде наткнуться на добрую старушку, которая приютила бы нас на ночь, жалобный писк с головой выдал пестрого котенка, со всех лап скакавшего навстречу незваным гостям. И на правах гостей было решено вручить пушистому «парижанину» гостинец. С этой целью мы зашли в местную лавку с громким названием «Универсам», где нам отвесили 100 граммов колбасы. Увидев, как щедро мы угощаем котенка, местные мужики сделали огромные глаза:
- Вот буржуйки! Лучше бы нас накормили!
Наевшись, неблагодарный котенок отправился восвояси, а мы двинулись дальше, то и дело щелкая фотоаппаратами. Все нам было в диковинку.
Когда-то деревня была совхозом, теперь в ней организован кооператив, но вот уже десять лет, как он пытается выбраться из долгов и начать наконец-то выплачивать людям зарплату. Когда-то в кооперативе было занято почти все село, сейчас многие переквалифицировались в предпринимателей. Те, кто организовал свой бизнес - будь то хозяин бензоколонок или фермер, успешно конкурирующий с кооперативом, - процветают и развиваются. Есть здесь и безработные, но в отличие от городских они не спиваются и не нищенствуют, а находят работу на подворье - тем и кормятся. Один неугомонный 80-летний старичок строит своей большой семье бревенчатые дома один за другим, причем работает основательно, без посторонней помощи!
Парижане ни минуты не могут усидеть на месте - сумасшедшая работоспособность у них в крови, а заветы предков соблюдаются свято. И ветхие старушки, и деловые люди среднего возраста, и даже молодежь общаются на своем родном нагайбакском языке. Женщины в свободные минуты занимаются вышиванием или вязанием - в этом они мастерицы. А готовят они - пальчики оближешь! Нам довелось отведать блюда национальной кухни с непривычным для нашего языка названиями «кыстыбый» и «дурыщмак». Последние хотя и напоминают наши картофельные шанежки, но едят эти лепешки, макая в топленое масло. Замешанные на деревенской сметане и яйцах, они ни в какое сравнение не идут с городскими круасанами!
Особым уважением, конечно же, пользуются на селе учителя, которые воспитывают поколения парижан одно за другим. Например, Вера Николаевна Киртянова уже 27 лет ведет у ребят физкультуру. Еще девчонкой она определилась в профессии, и родителям бесполезно было отговаривать.
- И я не жалею! - смеясь, рассказывает эта жизнерадостная женщина.
Еще бы - такому здоровью любой позавидует: за все годы работы она ни разу не была на больничном!
Если бы душевная простота и доброжелательность передавались по наследству, можно было бы сказать, что эти качества в парижанах тоже от предков. В деревне отбоя нет от журналистов, приезжающих со всех концов поглядеть на диковинное село, и каждого гостя принимают радушно, хлебосольно. Гостиницы здесь нет, поэтому нас поселили на выходные в детском садике. Чтобы как-то уместиться на кроватках длиной в полтора метра, пришлось сдвинуть их и укладываться поперек. Хотя, честно говоря, спать было некогда - хотелось все успеть посмотреть и со всеми побеседовать.
МОЛОДЕЖЬ РАБОТЫ НЕ ЧУРАЕТСЯ, ДРОВА КОЛЕТ - НЕ СТЕСНЯЕТСЯ
Собираясь на местную дискотеку, мы заспорили: опоздаем на нее или придем в пустой зал.
- В кафе говорили, что танцы начинаются в полночь, - убеждала я Надю.
- Не может такого быть: у сельской молодежи на заре начинается работа по хозяйству, - ставила аргументом подруга. - Скорее всего, в двенадцать все уже заканчивается.
На улицу из Дома культуры вырывались ритмы современных мелодий, на крыльце покуривали парни, а деревенские модницы крутились в фойе около зеркала. Вечеринка только начиналась. Приобретя у приветливой тетеньки билеты по шесть рублей, мы оказались в полумраке дискотечного зала. О вкусах не спорят, поэтому звучащие два часа песенки «Руки вверх» оставим без комментариев.
“Незваный гость - хуже татарина” - по такому принципу поначалу относились к нам, орчанам, парижане. Сколько нелицеприятных словечек и огненных девичьих взглядов нам пришлось выдержать - еще бы, конкурентки как-никак! К чему такое злобное противостояние? Совершенно незачем, решили мы. Перезнакомившись со всеми местными, мы до утра просидели с ними в детсадовской беседке, разговаривая за жизнь. После этого выяснилось: деревенские жители обладают не только материальным достатком, но и душевным равновесием.
Один из мальчишек, 13-летний Вася Иванов, только вчера вернулся из «Орленка», куда он получил бесплатную путевку за отличную учебу. На наш вопрос: «что больше всего понравилось в Крыму», он с ностальгией протянул:
- Девушки красивые...
А вообще, парни, только-только окончившие школу, настолько здраво рассуждали о жизненных приоритетах, что слушали мы и диву давались!
- Ну, где найти таких в городе?! - не удержалась Надежда и понеслась горестно рассказывать о городских малолетних наркоманах, алкоголиках и бомжах.
- Валяются под заборами? А руки у них на что? Или они инвалиды? - искренне изумился 17-летний Данил.
До чего мудрая фраза! Вот бы все удивлялись, как можно топить горе в стакане и сетовать на судьбу-злодейку, когда есть здоровые руки. Поистине, не извращены цивилизацией умы сельских жителей.
На следующий день мы отправились в гости к новому знакомому - Косте Вдовину (чисто нагайбакская, кстати, фамилия). Если кто думает, что сельские школьники в учебе сильно отстают от городских ровесников, то, познакомившись с Костей, он бы изменил свое мнение. Это первый парень на деревне. Мало того, что ему с легкостью даются школьные предметы, так еще и на каждом празднике он неизменный заводила. А спортивные достижения, которые парень продемонстрировал в тренажерном зале, производят впечатление. А как он скачет “галопом по Европам” на своем гнедом коне - залюбуешься.
- И чтец, и жнец, и в спорте молодец! Следующим летом приеду в Париж замуж выходить! - твердо решила Надя.
ВОСПИТАТЕЛЬ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Пищи для глаз в селе было предостаточно, но сразу же по приезде не замедлил напомнить о себе желудок, и весьма кстати мы обнаружили неподалеку от сельсовета кафе-бар «Черемушки», где утолили голод внушительной порцией горячих пельменей.
Это единственное кафе в деревне, поэтому в посетителях недостатка нет. Появилось оно всего лишь год назад по задумке Ольги Дмитриевны Батраевой - заведующей... детским садиком! Да, непривычно она смотрится за стойкой бара на фоне пивной тары и сухих рыбёшек. А сама могла разве подумать, что когда-нибудь будет у нее, с 12 лет проверявшей тетради маминых учеников, свое дело?
Сначала вместе с мужем, оставшимся без работы, шили шапки. Одели всю деревню! Года через два клиенты закончились, и Батраевы, собрав семейный совет, начали думу думать. А через некоторое время, закупив с золовкой продукты в городе, арендовали здание бывшего универмага. Столы и посуду принесли из дома, стулья позаимствовали в детском саду, стойки, гардины мастерили сами. Николай Павлович, мастер на все руки, выдумал своеобразное украшение: крышки из-под бутылок всех форм и расцветок нанизал на леску, так что получилось что-то вроде гирлянды - просто и со вкусом.
Поначалу к кафе относились настороженно.
- Ох, начнутся еженощные попойки, - переживали старушки.
Однако молодежь оказалась выше мрачных ожиданий: по вечерам здесь собираются компании, но все проходит цивилизованно. Пьяные драки? Да никогда!
Именины, выпускные - это мы могли предположить, но вот День святого Валентина!
- Собрались парочки со всего поселка, - вспоминает хозяйка, - дочка отыскала сценарий в библиотеке, проводила конкурсы, за которые, конечно, призы полагались.
Несмотря на отсутствие конкурентов, Батраевы стараются придумать что-нибудь новенькое и интересное для своих посетителей. Но помимо работы в кафе Ольга Дмитриевна успевает и по хозяйству управиться, и в детском саду с ребятами побеседовать, и своим четверым детям добрый совет дать. А еще у нее есть мечта - поступить в институт, чтобы получить высшее педагогическое образование: душа тянется к заботе о малышах, а не к сведению дебета с кредитом.
- Как же у вас времени-то на все хватает? - изумились мы.
Ольга Дмитриевна улыбнулась и плечами пожала в ответ.
А вы говорите - «деревня»!
Увидеть Париж и умереть... Хотя мы не побывали «за кордоном», российский Париж нас нисколечко не разочаровал. Вот бы каждый из нас так легко находил свою дорогу в жизни, так просто расправлялся с жизненными коллизиями! Не только деревенским жителям стоит брать пример с тезки красивейшей столицы мира, но и городским есть чему поучиться. Ведь счастье человеческое – оно всегда рядом.
Фото автора.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024