РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Не думал, что уйду со скандалом...»

«ОХ» стала первой газетой, в интервью которой известный хоккеист Виталий Мишанин, на чьей спортивной карьере кое-кто поспешил поставить крест, раскрыл закулисные технологии, используемые околоспортивными деятелями для организации договорных матчей и сведения счетов с неугодными хоккеистами, ставшими заложниками громких обещаний и невыполненных контрактных обязательств.О ЗАВЕРШЕНИИ КАРЬЕРЫ Я УЗНАЛ ИЗ ГАЗЕТ
- Виталий, я две недели пробовал дозвониться до Вас по телефону, хотел договориться о встрече, чтобы написать очерк о заслуженном спортсмене, ушедшем из большого спорта. И вот Вы – в редакции. Чувствую по Вашему настроению, очерк не получится…
- Правильно, не получится. Хотя бы потому, что я ниоткуда не уходил.
- Но ведь практически вся региональная пресса сообщила о завершении Мишаниным карьеры хоккеиста-профессионала!
- Я не писал и не подавал руководству заявление об уходе из «Южного Урала», я не ознакомлен с приказом о моем увольнении из команды. С полной ответственностью заявляю, что таких документов в природе не существует! В марте, согласно новому Трудовому кодексу, я действительно написал на имя С. Бражника – директора Дворца спорта «Юбилейный» и директора хоккейной команды «Южный Урал» – заявление о том, что приостанавливаю работу в связи с хронической невыплатой заработной платы. А в июне, во время отпуска, читаю в газетах, что, оказывается, написал заявление об уходе по собственному желанию и со мной, ветераном хоккейного труда, любезно распрощались.
- Я что-то с трудом понимаю происходящее в нашем хоккее. Весной разговаривал с известным спортивным деятелем А. Барковым, который узнал, что он уже не президент клуба «Южный Урал» из газет. С Вами – практически та же самая история. Дежавю!
- В нашем хоккее много чего странного происходит. К руководству пришли люди, которые далеки от спорта. Поэтому Орск, в недавнем прошлом чемпион высшей лиги, игравший на Кубке федерации с «Крылышками», вот уже второй сезон подряд топчется в самом низу турнирной таблицы. И перспектив - никаких.
- Вы только не обижайтесь, но мне пришлось услышать весьма нелестные отзывы отдельных товарищей о Мишанине-хоккеисте. Склочником Вас называют, скандалистом…
- … а еще – бузотером, который мутит воду, подговаривая хоккеистов на стачку, сбивает положительный настрой команды на победу. Я удивляюсь, как еще не написали, что в провальном сезоне виноват Мишанин!
- Говорят, некоторые хоккеисты с недавних пор перестали с Вами здороваться?
- Есть такие.
- Как Вы на это реагируете?
- Никак. Никаких эмоций!

«ДЕЛО ХОККЕИСТОВ»
- В чем же причина конфликтной ситуации?
- Это – давняя история. В прошлом сезоне команда, как известно, собралась только под гарантии президента клуба А. Баркова о том, что будет отлажено финансирование, ведь у нас оставался долг по зарплате с сезона 2000-2001 годов. Александр Алексеевич разработал структуру клуба, ее утвердили в области. До января 2002 года обязались платить по текущему контракту, а потом, когда спорткомплекс «Юбилейный» согласно этой структуре перейдет хоккейному клубу и прибыль от рынка будет перечисляться в клубный бюджет, постепенно начнут погашаться долги. Бюджет, кстати, планировался в 25 миллионов. Город брал бы на себя лишь оплату коммунальных услуг спорткомплекса в размере 4 миллионов. Остальное – заработанное клубом. Барков посвятил ребят в эти планы, показал подписанные областным руководством документы. Сказал, что два года надо для того, чтобы встать на ноги, «раскрутиться». Ему поверили, он у хоккеистов пользуется большим авторитетом. Контракты подписали под честное слово президента. Мы начали сезон, как говорится, в долг, но, в принципе, не плохо - делили шестое-седьмое место с «Ижсталью». А потом стали происходить очень странные вещи. Как только подоспел момент решать вопрос с передачей «Юбилейного», Баркова совершенно непонятным образом лишают президентства. Долг «завис». Более того, начинаются задержки с текущими выплатами. Закончилось сами знаете чем: ледовой забастовкой, как вы ее окрестили, перед игрой с «Кедром» и провальной концовкой сезона. Ребята поняли, что их снова обманули, использовали для того, чтобы дотянуть сезон до конца, не опозориться на всю страну со снятием команды с чемпионата России…
- Как раз тогда и появилось открытое письмо губернатору?
- Да, его подписали 13 хоккеистов, в основном – местные. Мы просили лишь рассчитаться с долгами и определиться, наконец, нужен ли Оренбуржью профессиональный хоккей? Если в нем есть потребность – надо решать вопросы финансирования, если нет – команду лучше распустить. Тут ведь не только и не столько в зарплате и премиальных дело. Форма, качество льда, бытовые условия хоккеистов – все это и многое другое требовало разрешения. Письмо опубликовали областные газеты и «Орская хроника». После этого началось…
- На Вас стали «давить»?
- Называйте это как хотите. Премию за декабрь 2001 года тем, кто подписал письмо, не выдали. Пошли мы задним числом получать деньги за январь и февраль и тут узнаем, что девятерым урезали ставки в связи со снижением спортивного мастерства. В основном тем, кто подписал письмо. Тут я понял, что начинается беспредел. Что такое «снижение спортивного мастерства хоккеиста»? У нас же ведется статистика! По системе «гол плюс пас» я стал вторым в команде после Казарина, то есть вошел в четверку лучших, и мне за это урезали ставку! Во второй половине сезона забил 252-ю шайбу в высшей лиге и вошел в символический клуб бомбардиров Уральского региона. Это называется снижением спортивного мастерства?! Однако долги, начиная с 2000 года, так и не возвращали. Пятеро хоккеистов решили выбивать их через суд.
- И какова была реакция руководства команды?
- А вы сами не догадываетесь? За март и апрель 2002 года деньги получили все, кроме четверых из пятерки решивших судиться. Нам сказали, мол, деньги в суде получите.
- Процесс начался?
- Пока нет. Но дело даже не в суде и не в деньгах. Был шанс создать клуб и сохранить орский хоккей на прежнем высоком уровне, объединив в единую цельную систему спорткомплекс, команду профессионалов, фарм-клуб, юных хоккеистов из ДЮСШ-4 и подвести под эту структуру хорошую финансовую базу. Шанс упустили. Пусть эти «специалисты» не плачутся о муках, которые им пришлось вытерпеть для сохранения в Орске большого хоккея. Он по большому счету никому не нужен. А детский хоккей и вовсе находится на задворках. Я не слышал, чтобы в других клубах или спортшколах родители маленьких хоккеистов оплачивали поездки и форму. Не все же могут позволить себе столь большие траты, поэтому некоторые перспективные мальчишки попросту уходят из секции.
А все дело в рынке. Вот вам истинная подоплека конфликта! Об этом не догадывается только ребенок, весь город знает, но все почему-то молчат. А спортом там и не пахнет. Зато чувствуется запах больших денег, которые уплывают куда-то мимо спорта. Кстати, обратите внимание на такую странную закономерность: на днях телевидение показало сюжет о влачащей жалкое существование оренбургской команде по хоккею с мячом «Локомотив», и там ситуация точно такая же, как в Орске: на стадионе есть рынок, тренер просит отдайте по примеру Татарстана в руки клуба и мы решим все вопросы, не клянча бюджетную копейку. А в ответ тишина. Вас эти факты не наводят на определенные размышления?
- Тут есть над чем подумать… А Вы не пробовали изложить все это мэру Ю. Черноусову, который объявил себя президентом хоккейного клуба?
- Я был у него на приеме 19 июля, принес заявление с просьбой выплатить заработанные деньги. Он спросил: «А что, тебе разве еще не выплатили?». Потом поинтересовался, чем я намерен заниматься сейчас, когда закончил выступать. О чем тут можно было еще с Юрием Александровичем говорить?

ИЗ ВАРЯГОВ – В КАПИТАНЫ
- Виталий, в прошлом сезоне Вы были играющим тренером «Южного Урала». Скажите как на духу, коллективный дух в команде присутствовал? С трибуны, например, не чувствовалось, что это – единый, четко управляемый и нацеленный на победу монолит…
- Нет коллектива. Раньше был, сейчас нет. Местные хоккеисты – сами по себе, приезжие – сами по себе, у молодых – своя тусовка …
- Кстати, о приезжих. Как получилось, что капитаном в прошлом сезоне стал легионер Олег Болякин, а не местный хоккеист?
- Капитана выбирают тайным голосованием. Но, как потом выяснилось, 12 орских хоккеистов проголосовали за Казарина, 14 приезжих – за Болякина. Это объясняется тем, что команда фактически разделилась на отдельные группировки.
- Что, без легионеров никак нельзя обойтись?
- Без таких, как Пуртов, Колобков и Скомороха - нельзя. Несколько приезжих хоккеистов обязательно нужны в команде, но это должны быть такие игроки, которые делают погоду, приносят реальную пользу команде. А у нас есть легионеры, которые лишь создают видимость работы. Зачем их держат, почему дают «зеленый свет» кому ни попадя – остается лишь гадать.
- Почему редко на поле выходила молодежь?
- Не знаю… Нет, правда, не знаю! Тройку Качкаев-Захаров-Гуйван надо было постоянно задействовать. Это – орские ребята, наша большая надежда. Вспомните, они фактически взяли на себя домашнюю игру с «Трактором» и показали свой потенциал.
- А что же Вы не способствовали, чтобы эти парни не протирали трусы на лавке?!
- Не забывайте: есть играющий тренер, есть старший, но все в итоге решает главный.
- Марат Гильманов в интервью еженедельнику «Футбол-хоккей Южного Урала» оценил минувший сезон на «удовлетворительно». Вы с этим согласны?
- Нет. Как с этим можно согласиться? Мы стали 11-ми, с трудом обошли «Мостовик». Позади нас был лишь «Кедр» и три новичка высшей лиги. Если учесть это обстоятельство и то, что занявший третье место «Казцинк-Торпедо» из Казахстана шел вне зачета, мы оказались в большом минусе. Это провал. Полный провал.

ДОГОВОРНАЯ ИГРА В ПОДАРОК
- Вы извините за некорректный вопрос, но все-таки некоторые игры «Южного Урала» болельщики в своей среде называли «купленными» или «договорными». Был грех?
- Был, это же все видели. 14-15 января мы играли дома с «Ижсталью». Первую встречу уступили 1:3. Вышли на повторную, совпавшую с днем рождения мэра Ю. Черноусова, который находился на трибуне. Чувствую, что-то не то. Не бьется «Ижсталь»! Зато наши летают, как на крыльях и выигрывают 4:2. Оказалось, игры попросту поделили. Местные хоккеисты об этом ничего не знали, нас попросту выставили дураками! Когда такое было, чтобы приезжие решали судьбу команды за спиной местных спортсменов! Потом я прочитал в официальной прессе о том, как орские хоккеисты преподнесли своему мэру-имениннику подарок, разгромив неподатливую «Ижсталь». Вот так это делается!
- Существует какая-то определенная сумма, которую надо платить за выигрыш?
- Да, это зависит от значимости игр. Можно просто полюбовно договориться поделить очки.
- Серьезные нарекания вызывало судейство. Дошло до того, что серовского арбитра болельщики били вместе с хоккеистами…
- Судьи в прошлом сезоне нас попросту «убивали». И не только они. Поймите, большой спорт – это, как и большая политика. Здесь многое зависит от умения выстроить отношения с вышестоящим руководством из Федерации хоккея России, от личностей тех, кто стоит во главе клуба или команды. От связей и контактов, наконец. Был Барков – многие вопросы снимались сами собой. Сейчас интересы «Южного Урала» в ФХР представлять некому. Наши даже на официальных мероприятиях федерации, насколько мне известно, не появляются – о чем тут можно говорить! И нами как хотят, так и вертят.

ОБИДНО, ЧТО РЕБЯТ НАЗВАЛИ РВАЧАМИ
- Давайте все-таки вернемся к финансовому скандалу. Говорят, кое-кто из хоккеистов уехал на просмотры в другие клубы, где не обманывают с контрактами?
- По моим сведениям, Чернышев и Ляшко пробуют свои силы в Барнауле, Демиденков и Скоробулатов отправились в оренбургский «Университет». Недавно Бородулин написал заявление об уходе, Коковина уволили, но вместо полного расчета, как мне известно, им дали по 500 рублей, чтобы смогли уехать домой в Челябинск… Самое обидное, что тех коренных орчан, кто уехал, уже во всеуслышание назвали рвачами. Мол, они – не патриоты родного города, бросили его, потянулись за длинным рублем. О долгах, которые копятся с 2000 года, при этом молчат. О том, что Чернышев одну операцию после травмы сделал на свои деньги, а вторую ему компенсировали лишь наполовину, тоже молчат, как будто так и надо.
- А Вы сами что думаете делать, если не секрет?
- Есть одно предложение, я его сейчас рассматриваю. Если уладим все финансовые вопросы, уеду из Орска, отыграю еще один, наверное, последний свой сезон. Вот тогда, если вас это вас еще будет интересовать, можно по поводу очерка подумать.
- Но ведь формально Вы по-прежнему числитесь в «Южном Урале»!
- С нынешним руководством я работать не стану, это однозначно. Поверьте, мне сейчас очень тяжело. Я никогда не думал, что отдав лучшие годы и здоровье спорту, буду расставаться с родным орским хоккеем со скандалами, сплетнями, склоками. Обидно за наш разваливающийся хоккей, обидно за болельщиков и обманутых хоккеистов, которыми играют, как хотят…

Фото Григория Горбунова

Материалы по теме

«Не думал, что уйду со скандалом...»

«ОХ» стала первой газетой, в интервью которой известный хоккеист Виталий Мишанин, на чьей спортивной карьере кое-кто поспешил поставить крест, раскрыл закулисные технологии, используемые околоспортивными деятелями для организации договорных матчей и сведения счетов с неугодными хоккеистами, ставшими заложниками громких обещаний и невыполненных контрактных обязательств.О ЗАВЕРШЕНИИ КАРЬЕРЫ Я УЗНАЛ ИЗ ГАЗЕТ -...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.