Небо под контролем. Улыбнитесь: за вами наблюдает авиадиспетчер
- Репортаж
- 20-08-2013
Завершая путешествие на самолете, мы аплодируем пилотам после мягкой посадки, благодарим стюардесс за обслуживание. А что происходит на земле, пока мы в небе? В преддверии Дня авиации «ОХ» побывала в Орском центре организации воздушного движения, где нас провели «за кулисы» аэропорта и рассказали, как самолет превращается в эстафетную палочку, почему на аэродроме тревожно кричат чайки и что делать, если несколько воздушных судов «не поделили» небо.
Воздушные лоцманы
Командир экипажа на борту самолета, безусловно, главное действующее лицо, но в управлении этим транспортным средством большую роль играет служба управления движением. Это авиадиспетчеры, обеспечивающие безопасное нахождение воздушных судов в воздухе, следящие за тем, чтобы траектории полетов не пересекались, каждый самолет находился в границах своей воздушной трассы и точно зашел на посадку, не промахнувшись мимо аэродрома.
Перед тем как разрешить самолету взлет или посадку, диспетчер оценивает воздушную обстановку, состояние взлетно-посадочной полосы, наличие на ней посторонних объектов и птиц. Если последние создают помеху, аэродромная служба включает запись тревожного крика чаек, таким образом распугивая их. Но бывает, что самолет приходится отправлять на второй круг, пока на полосе хозяйничают пернатые.
Все это требует от диспетчеров повышенного внимания и означает большую ответственность. У нас появилась возможность понаблюдать за работой воздушных лоцманов и узнать некоторые тонкости этой профессии.
Рабочая смена начинается с медосмотра, после которого диспетчеры во главе с руководителем полетов отправляются в класс инструктажей и разборов. Здесь перед началом работы руководителю докладывают о метеоусловиях, состоянии радиотехнического оборудования, зачитывается план полетов. В соответствии с обстановкой ставятся задачи, которые необходимо выполнить в течение смены, после чего руководитель задает диспетчерам контрольные вопросы, разыгрывает нештатную ситуацию, в которой им необходимо сориентироваться и описать план своих действий. Подобная тренировка проходит и на английском языке, а для должного контроля ведется аудиозапись инструктажа.
Из рук в руки
Задачи поставлены, диспетчеры готовы, и мы поднимаемся на вышку – командно-диспетчерский пункт, откуда и осуществляется наблюдение за воздушными судами. На радиолокаторе видны все самолеты, номера бортов и их точное местоположение. Один диспетчер контролирует взлет и посадку самолетов, другой – воздушные суда, работающие в районе аэродрома, но не заходящие на посадку.
– Вот, один самолет пропал, – совершенно спокойно говорит диспетчер. – В смысле, ничего с ним не случилось, он дальше полетел, просто мы его не видим теперь.
Оказывается, у нас управляют судами в радиусе 55 км и на высоте до 3900 метров. Как только самолет выходит за эти пределы, его берет на контроль диспетчер следующей зоны. И так далее до пункта назначения. Таким образом, рейс Орск – Москва побывает «в руках» пяти диспетчеров, самолет до Челябинска контролируют 4 диспетчера, до Оренбурга – 2.
А вот что делать, если самолет находится в нашей зоне, но вдруг исчез с экрана радиолокатора?
– Для начала нужно попытаться его вызвать и выяснить, что случилось, – отвечает начальник Центра организации воздушного движения С. Романов. – А если экипаж не выходит на связь даже на аварийных частотах, то объявляется тревога и поднимается поисково-спасательное воздушное судно в тот район, где самолет пропал.
Конечно, это экстраординарная ситуация, если такое произошло, значит, что-то пошло не так. Поэтому принимается целый комплекс мер, анализируется, кто чем и когда занимался.
– Все переговоры диспетчера с экипажем, а также диспетчеров разных наземных центров согласно Федеральным авиационным правилам записываются и хранятся 30 дней, – продолжает Сергей Владимирович. – Поэтому в случае подобной ситуации первым делом арестовываются все записи. К тому же в командно-диспетчерском пункте идет видеонаблюдение, изображение пишется со звуком. Можно посмотреть, чем занимались диспетчеры, о чем они разговаривали. И в самолете тоже есть бортовой самописец.
Как правило, работа авиадиспетчера в Орске менее напряженная, чем в более крупных городах. Но бывает, что обстановка несколько накаляется.
– Весной и осенью довольно сложно с птицами дела обстоят, например, – рассказывает В. Юрченко, начальник службы движения. – Бывает и так, что сразу много самолетов появляются и начинают конфликтовать между собой. Небо-то большое, а они все равно приходят в одно время в одну точку. Необходимо их расположить на безопасном расстоянии друг от друга.
– Мы постоянно учимся, – говорит диспетчер П. Турбабин. – Даже те, кто уже долго работает, все равно еще учатся. Профессия эта интересная. Раньше была такая тенденция, что в авиадиспетчеры шли те, кто не смог поступить в летное училище. Случается и наоборот: из пилотов в диспетчеры переходят. Я сам бывший летчик, но пришлось переучиться, когда работы в Орске не стало. Сейчас старший сын учится на пилота, младший собирается поступать на авиадиспетчера. Так что у нас тут целые династии.
– Самое сложное в нашей работе – это контроль над точным выполнением указаний экипажем, – говорит руководитель полетов А. Терентьев. – Может, в будущем авиация и обойдется без диспетчеров, все будет роботизировано, но пока без нашего контроля с земли никак. И так как все постоянно проверяется, самолет – самый безопасный вид транспорта. Поезд и то опаснее: на него самолет может упасть.
Первым делом… безопасность
Шутки шутками, но безопасности в авиации уделяется первоочередное внимание. В этом нам помог убедиться начальник службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи Е. Никулин.
– Все авиационное оборудование обязательно резервировано, – говорит Егор Иванович. – Если что-то выходит из строя, то в течение секунды автоматически включается резерв, диспетчер даже не успевает понять, что там что-то переключилось. Более того, у каждого объекта на поле (локатор, приводные радиостанции, ориентирующие экипаж при заходе на посадку, и т. д.) есть дизельные электростанции на случай отказа городской подстанции. За состоянием оборудования следят инженер и техник линейно-аппаратного зала.
Даже если что-то случается со зданием аэропорта, самолеты не остаются без присмотра. Авиадиспетчер отправляется на запасной командный пункт, где в его распоряжении находится то же оборудование, что и на вышке. Если же возникают проблемы и с запасным пунктом, то используется передвижной пункт руководителя полетов – машина, оборудованная радиостанцией, на которой можно отъехать на удобное расстояние и давать указания экипажам. В таких случаях между воздушными суднами устанавливается временной интервал.
Если же самолет совершит аварийную посадку вне аэродрома, то связаться с диспетчером вряд ли удастся. На этот случай есть аварийная частота, распространяющаяся на 1000 км, и сотрудники радиобюро, готовые принять от экипажа информацию. Так что в любом случае самолет не будет потерян.
Татьяна Афонина. Фото автора
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024