Андрей Кураев выступил перед студентами. Московский богослов признался, что завидует орчанам
- Репортаж
- 28-09-2013
Позавчера Орск впервые посетил известный православный богослов, миссионер, преподаватель философского факультета МГУ, один из самых читаемых российских интернет-блогеров протодиакон Андрей Кураев. Он выступил перед несколькими сотнями орчан, собравшихся в актовом зале ОГТИ, прочел свою лекцию и ответил на вопросы.
Корреспонденту «ОХ» удалось немного побеседовать со столичным гостем с глазу на глаз.
– Отец Андрей, Вы приехали в Орск по приглашению нашего епископа?
– Да, конечно.
– Вы были лично знакомы с владыкой Иринеем до сегодняшней встречи?
– Мы знакомы. Я думаю, что такой епископ – это подарок небес для вашего города. Завидую вам и жалею, что Орск так далеко от Москвы...
– С тех пор как была создана епархия, церковная жизнь заметно оживилась. Священнослужители организовывают различные акции, участвуют в общегородских мероприятиях и так далее. Не всем это нравится. Многие критики утверждают, что такая активность противоречит церковным традициям. Так ли это?
– Церковь не занимается управлением государственным имуществом, не вмешивается в вопросы выборов, не поддерживает те или иные партии. А дальше... Не надо путать жизнь общества и жизнь государства. Там, где есть люди, есть и интерес к церковной позиции. Например, я знаю, что здесь, в Орске, есть священник, который дружит с байкерами. Или, скажем, другого священника любители подводной охоты избрали главой своего клуба. Почему бы и нет? Ведь не церковь охотников заставила и не государственная власть... Просто им интересно с этим человеком общаться, а для многих, очевидно, имеет значение и то, что он священник. Это их решение, разве нужно им запрещать?
В своей лекции протодиакон рассказал о том, какие культурные, психологические и конфессиональные барьеры мешают людям разных взглядов понимать друг друга, какие задачи, на его взгляд, стоят перед преподавателями школьного курса «Основы православной культуры», о сложностях интерпретации библейских текстов и так далее. Как всегда, его речь была жесткой, насыщенной смелыми, на грани фола, но понятными студенческой аудитории образами.
Ниже мы приведем выдержки из ответов о. Андрея на самые интересные вопросы.
О государстве
– Государство, конечно, дает нам широчайший набор примеров безнравственности... Но для христианина по большому счету в этом нет проблемы. Мы давно умеем различать понятия «государство» и «Родина». Офицер кому служит – министру обороны или России? Учитель – министру образования или детям? Так и православные люди привыкли разводить эти понятия.
О молодежи
– Что значит быть православным молодым человеком? Я думаю, это означает быть диссидентом. Ведь молодым в наших «бабушкиных» приходах трудно. И быть религиозным среди нецерковной молодежи тоже трудно. Поэтому православный молодой человек вдвойне плывет против течения: и в самой церкви, и вне нее, отстаивает и право на свою молодость, и на свою православную веру.
О рок-музыке
– У нас добрые отношения с Юрием Шевчуком. С Андреем Макаревичем мы на днях едем в Валаамский монастырь... Русский рок – это, как мне кажется, такой Высоцкий с электрогитарой. Это, в общем-то, ответвление бардовской культуры, КСП-шной в чем-то. И главное здесь – все-таки мысль, а не просто ритм или громкий звук. И эта мысль, она у рокеров бунтующая, колючая, непричесанная, но интересная и востребованная. Особенно это было заметно в советские времена, откуда я родом... И, что интересно, многие из этих рокеров с годами встали на путь религиозного поиска. Выбор может быть разным. Скажем, у Князева, группа «Король и шут», это, скорее, язычество, у Кинчева – православие, «Ария» колеблется туда-сюда, у Шевчука – православие и так далее.
О налогах
– Бездетность – это роскошь. А налог на роскошь – это нормально. В конце концов, должна же быть человеческая солидарность? Если у тебя нет детей, ясно, что ты имеешь возможность больше тратить денег на себя. Но не забывай, что есть другие семьи, которым детей надо поднимать. Конечно, лучше было бы, если бы человек сам решил, не потому, что ему приказали: скажем, 10 процентов своей зарплаты я хочу пожертвовать на благо общество. Это на экологические проекты, на помощь детям, старикам, на науку и так далее. Было бы здорово, если бы мы были воспитаны так. Но этого нет. А раз нет, государству приходится административным путем понуждать к человечности.
Об уроках полового воспитания в школах
– В странном мире мы живем. Всегда считалось, что религия – область публичной жизни человека, а секс – интимной. Сегодня наоборот: о половой жизни давайте поговорим, а вот о религиозной вслух ни-ни.
Сторонники «секспросвета» говорят: «Вы что, хотите, чтобы дети об этом в подъезде узнали?». Ну, я лично не против. Это культурная норма всех народов всех эпох. Младшие подростки узнают от старших подростков. Что, лучше будет, если «Марьиванна» будет об этом гундеть на втором уроке? К тому же, знаете, я представляю, какое наполнение войдет в программы этих уроков: ребятам будут рассказывать о том, какие интересные бывают «альтернативные формы любви»... Я против.
О политике
– Мои политические симпатии и антипатии определяются тем, какую газету я в данный момент читаю. Если открываю газету определенной партии, тут же начинаю ее ненавидеть. Такая привычка – стряхивать с ушей лапшу, какого бы цвета она ни была.
Я философ. Те, кто выводят народ скандировать, неважно, Кургинян это или Навальный, за Путина или против него – мне неприятны. Это не мое. У меня эстетическое и этическое неприятие таких вещей.
О светскости
– Нельзя быть христианином только по воскресеньям. Как это: в храме – да, а на работе – нет? Может учитель или врач, приходя на рабочее место, забыть о том, во что он верит? А если депутат является христианином, должен ли он оставаться таковым при исполнении депутатских обязанностей? Думаю, что должен. Церковь – это не только «люди в черном». Это многие миллионы мирян самых разных гражданских профессий. Невозможно вычеркнуть православие из всех сфер нашей повседневной жизни просто потому, что юридически церковь отделена от государства.
О свободе
– Хотите быть свободными, поступите в университет и получите хорошее образование. Чем больше вы знаете, тем лучше будете различать, когда вам врут, когда пытаются манипулировать вашим сознанием. Защита от мира газет – мир книг. Защита от современной пошлости – это классика. Не хотите стать, по выражению Цветаевой, «читателем газет, глотателем пустот», оформите себе прописку в XIX веке. Станьте современником Достоевского, современником Серафима Саровского. Оттуда черпайте информацию, ценности – и это даст вам свободу от современных информационных штормов. Конечно, нельзя стряхнуть с себя XXI век, но можно сделать свой мир многомерным.
Фото Виктора Базилевского
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024