РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Если задаться целью и выяснить, чему посвящают большую часть времени подростки, думаю, ответ найдется легко. Это Интернет. Сегодня он настолько прочно вошел в их жизнь, что порой не остается времени на другие важные дела: помощь старшим, уроки и даже реальное общение со сверстниками. Родители негодуют. Психологи советуют соблюдать баланс. А ребята зачастую и не задумываются, что могут попасть в зависимость от виртуальной реальности. Так как же ее избежать?
Как не потеряться во всемирной паутине?

В Центре практической психологии об интернет-зависимости молодежи знают не понаслышке. Подростки, которые чрезмерно увлечены Интернетом, нередко становятся их клиентами.

–Вообще, компьютерная зависимость – болезнь, – рассказывает А. Попова, руководитель центра. – И лечением занимаются наркологи и клинические психологи. Мы же работаем с подростками, которые не являются зависимыми. Но симптомы погружения в это состояние у них есть.
Так кто же оказывается на грани? К примеру, те люди, которые сидят в Интернете по 5 часов в день, но, по их ощущениям, это длится не более часа. Потеря во времени – первый признак того, что всемирная паутина начала вас затягивать. Или же, придя домой из школы, подросток забывает поесть, не делает уроки, а сразу же садится за компьютер, тем самым отказываясь от событий реальной жизни. И понимает ведь, что родители будут ругаться, но ничего не может с собой поделать. В итоге взрослым приходится идти на крайние меры – ограничивать доступ к Интернету. Понятно, что конфликта в подобной ситуации не избежать.
Здесь и приходят на помощь психологи.
– Подростки, которые постоянно уходят от реальности в Интернет, часто замкнуты, не реализуют себя в жизни, – объясняет Алиса Харитоновна. – Они или не хотят общаться со сверстниками, или не могут. А общение через компьютер более комфортно.
По мнению специалистов, невнимательность родителей – одна из причин, которая может привести к такому. Все начинается с раннего детства, когда крохе, чтобы отвлечь, дают в ручки планшет или мобильный телефон с играми для самых маленьких. Так и начинается знакомство с виртуальной реальностью и привыкание к ней. А в первом классе ребенок уже регистрируется в социальных сетях. Бить тревогу родители начинают только тогда, когда замечают, что их чадо потеряло всякий интерес к живому общению.
Но есть и другая сторона медали. Иногда подростки хотят общаться, но не могут – из-за тревожности, неуверенности в себе. Для них виртуальное общение будет весьма полезным. Психологи советуют лишь не забывать о простых правилах, которые спасут от ловушек всемирной сети.
Итак, садясь за компьютер, ставьте перед собой часы. Звон будильника напомнит вам, что время игры или общения вышло – пора заняться делами. Также не стоит добавлять в друзья незнакомых людей. Это может закончиться как взломом вашей странички, так и негативом, который незнакомец может на вас выплеснуть. Поэтому еще одна рекомендация – научитесь получать необходимую информацию о человеке, исходя из данных на его страничке.
М. Лозинская работает психологом не только в центре, но и в школе № 4. Она ежедневно обсуждает с подростками волнующие их вопросы. Много приходится говорить и об Интернете.
– Наша задача – научить школьников правильно общаться в сети, – говорит Марина Вячеславовна. – Дать понять, что это всего лишь одна из форм взаимодействия, но есть и другие. И в них тоже можно быть успешным. Когда работаю психологом в летнем лагере, еще в начале смены становится ясно, кто умеет общаться, а у кого с этим проблемы. Всегда говорю воспитанникам: здесь у вас есть возможность научиться общаться. То же самое происходит и на тренингах в нашем центре. С навыками, полученными в маленькой группе, проще идти в большую жизнь.
В 2011 году психологами центра был разработан проект «Виртуальный друг». Тогда учителя орских школ направили к специалистам тех детей, которые, по их мнению, много времени проводят за компьютером.
Ребятам очень понравились групповые занятия, они сами отмечали в себе изменения в лучшую сторону. Группы формируются и сегодня. Они составляются из тех, кого родители приводят на индивидуальные консультации. Заинтересовать молодых людей и уговорить прийти на занятия довольно сложно. В центре их мотивируют возможностью получения новых знаний, которые необходимы продвинутому пользователю Интернета.

«В сети не хватает вежливости и позитива», – считают подростки


Чтобы узнать, как влияют на жизнь подростков Интернет и общение в социальных сетях, мы решили спросить у них самих.

В восьмом классе орской школы № 1 провели опрос на эту тему. От ребят требовалось ответить на пять вопросов. Анкетирование проводилось анонимно, поэтому, надеемся, что двадцать четыре школьника были максимально честны.
Вот что удалось узнать, проанализировав результаты.
На вопрос, сколько времени они проводят ежедневно за компьютером, 30 процентов опрошенных ответили: не больше двух часов, другие 30 процентов – от 4 до 5 часов. Чуть больше 10 процентов голосов набрали ответы «6 часов» и «3 часа». Два респондента отдают этому занятию больше 10 часов в сутки и один – всего час.
При этом 75 процентов школьников, придя из школы, прежде чем погрузиться в виртуальный мир, обедают, делают уроки и другие дела. А вот 25 процентов сразу включают компьютер.
Самой популярной социальной сетью оказалась «Вконтакте». Там зарегистрированы 22 опрошенных. В «Одноклассниках» сидят шестеро, в «Твиттере» – пять человек. Замыкают список посещаемых соцсетей «Мой мир», «Фейсбук» и «Инстаграм». У 14 опрошенных более 100 виртуальных друзей. У 9 – от 30 до 60, у 8 – меньше 30.
С компьютерными играми все обстоит куда серьезнее. В них не играют только три человека из класса. У всех остальных предпочтения расходятся. У некоторых целый список. «Warface», «Counter strike», «Loadout» – каких только названий мы не узнали из ответов! Большинство из них на военную тематику, это так называемые стрелялки. Также многие из них командные онлайн-игры, предполагающие общение с другими участниками.
11 человек предложили запретить, общаясь в Интернете, нецензурно выражаться. Еще двое присоединились к ним и посоветовали, путешествуя по виртуальному пространству, уважать друг друга. Также, по мнению остальных, было бы неплохо писать грамотно, не регистрировать пользователей младше 12 лет, создать общий чат для общения пользователей всех сетей и чаще улыбаться.
Не менее интересно оказалось после тестирования пообщаться с ребятами лично. Приведем некоторые суждения. На наш взгляд, они послужат довольно убедительным выводом из нашего разговора на заданную тему.

Семен:
– Многие наши ровесники преувеличивают значение Интернета в своей жизни. Хотя это вещь нужная. Вот, например, программа «Скайп». Моей бабушке – 83 года. При помощи «Скайпа» она общается с родственниками из Пензы. Это реально. А разговаривать с другом, который живет в соседнем подъезде, когда можно встретиться, уже перебор.

Анастасия:
– Я считаю, многие мои сверстники зависят от общения в социальных сетях. В жизни они часто замкнуты, мало с кем разговаривают. Их можно даже распознать по внешнему виду: нервные, неаккуратные, с замедленной реакцией. Странно, но в сети у них, как правило, много друзей, с которыми они не здороваются при встрече на улице. Я тоже общаюсь в соцсетях, когда у меня есть свободное время.

Кирилл:
– Я зарегистрирован в одной соцсети. У меня там три друга. Сижу, чтобы просматривать новости различных пабликов. Я мало с кем общаюсь и в сети, и в реале. Зато создал в Интернете образ таинственного человека, немного замкнутого в себе, в итоге сумел воссоздать его в реальной жизни. И мне это нравится.

Комментарий

С. Орлова, заведующая кафедрой русского языка, теории и методики обучения русскому языку филологического факультета ОГТИ (филиала) ОГУ:
– Современная наука отмечает значительное влияние Интернета на речь прежде всего, молодежи. С одной стороны, это влияние положительное. Новый вид общения развивает формы творческого использования языка. Огромные познавательные возможности сети и доступность любых текстов художественной литературы способствуют как интеллектуальному обогащению, так и развитию речи молодежи. То, что мы порой воспринимаем как коверканье языка («норм», «чел», «аффтар» и пр.) – это попытка осмысления его законов или языковая игра. С другой стороны, те же примеры языковой игры активно переносятся в устную речь (некоторые подростки так и говорят уЗБагойся вместо успокойся), что, несомненно, засоряет речь и свидетельствует о недостаточном уровне общей культуры молодого человека.

Ведущая рубрики Анна Леушина

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.