РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Согласно данным городского Управления МВД, только за первый месяц нынешнего года несовершеннолетними было совершено 12 уголовных преступлений. Специалисты уверяют, что ребенок сильнее подвержен чужому влиянию, чем взрослый, а значит, необходимо учитывать, в каких условиях растет юный правонарушитель, стараться исправить ситуацию, пока это еще возможно... Вопросами правосудия несовершеннолетних занимается ювенальная юстиция. О ней мы сегодня и поговорим.
Так ли страшна «ЮЮ», как ее малюют?
–Термин «ювенальная юстиция» воспринимается многими россиянами изначально негативно, – признает Н. Никитина, судья Советского районного суда. – Но само по себе это явление нейтрально: есть несовершеннолетние граждане, есть законы, которые утверждают: к ним нужно относиться иначе, чем к взрослым. Вот и все. Эта особая система правосудия называется ювенальной юстицией. В России она существует с 1910 года. К сожалению, многие воспринимают ее как способ проникнуть в крепкую семью и развалить ее, изъять детей и так далее…
– Но некоторые основания для этого есть: все слышали, например, как в Финляндии отобрали сына у благополучной, но небогатой мамы.
– В некоторых странах принят такой подход, да. У них установка: ребенку лучше расти вне семьи, если она не может обеспечить идеальных условий. А нашим государством ставится задача противоположная: вернуть ребенка в семью. Работаем с органами системы профилактики, с неблагополучными родителями…
– Которых нередко лишаете родительских прав.
– Это крайняя мера. Бывает, что родители совершают в отношении детей страшные преступления: калечат, издеваются, насилуют. Бывает, просто ведут себя легкомысленно, но эта легкомысленность создает угрозу детским жизням. Вот недавний случай: соседи заметили, что по улице дотемна ходят мальчишки, одному – 10 лет, второму – 4. Заявили в полицию. Оказалось, они без взрослых живут: мама уехала из города, их одних оставила. Разыскали маму, упрекаем: дети же голодают! Она отвечает: не голодают, я им килограмм макарон, килограмм картошки оставила и мешок лука. Понятно, что встает вопрос: а можно ли детей такой маме доверить? И опять-таки ищутся варианты: может, родственники готовы о них заботиться, бабушка… Кстати, по этому поводу была интересная дискуссия в Оренбурге, на встрече судей с представителями духовенства. Православные и мусульманские священнослужители поднимали вопрос: у верующих часто многодетные семьи, а доходы не выше, чем у других граждан. Выходит, ювенальные технологии являются угрозой для них? Мы тогда долго обсуждали это, и в конце концов они признали, что были введены в заблуждение средствами массовой информации.
– Есть еще такая «страшилка»: мама отказывается покупать ребенку дорогую игрушку или ругает за двойку, ребенок подает на нее в суд, его отбирают…
– Опять-таки это западный вариант. Конечно, если ребенок с синяками от ремня придет в детсад, воспитатель будет обязан сообщить об этом в полицию. Будет проведено расследование, по его итогам родителей могут привлечь к суду за жестокое обращение. Но вряд ли речь пойдет об изъятии из семьи – по крайней мере, в моей практике такого не было. Существуют другие меры воздействия на излишне суровых родителей, предусмотренные законом. А уж преследование за «не купили игрушку» – это совсем из области фантастики.
– Понятно. Но до сих пор мы говорили о случаях, в которых дети выступают в роли потерпевших. А когда дети становятся подсудимыми…
– Это тоже ювенальная юстиция. И тут наша задача – сделать так, чтобы ребенок осознал недопустимость содеянного и стал достойным членом общества, а не преступником-рецидивистом. Звучит не ново, но мы стремимся не покарать, а исправить… Вообще, именно с подростками часто случается то, что в народе называют «бес попутал». Вот пример: умница, победитель олимпиад по иностранному языку – и вдруг крадет у одноклассника телефон. Спрашиваем: зачем? Сам не знает. К счастью, закон позволяет применять к подросткам более мягкие меры, чем к взрослым.
– А может, мягкость им вредит? Порождает чувство безнаказанности?
– Но мы же не просто оставляем их на свободе и забываем об этом. Сущность ювенальной юстиции в том и заключается, что суд контролирует ход адаптации подростка к жизни в обществе. Мы работаем со специализированными службами и, если это необходимо, направляем их действия. После рассмотрения уголовного дела, помимо приговора, выносится частное постановление: соцзащита должна оказать такую-то помощь, школа такую-то… Например, ребенка нужно вырвать из среды, в которой он оказался, а родители пьют, им некогда путевку в лагерь выхлопотать. Инспекция по делам несовершеннолетних тоже из вида это как-то упускает. Вот мы и требуем: предоставьте ему путевку, обеспечьте занятость... Вам, может, это кажется неправдоподобным, но дети видят в суде союзника. Вот простой пример: мальчик привлекался за групповую кражу. В колонию его не отправили, но, пока велось следствие, он пропустил экзамены в школе. Ему же надо образование получить, чтобы не вернуться на преступный путь, а тут безвыходная ситуация. И пришел он со своей бедой не куда-нибудь, а в суд, который рассматривал его дело! Мы связались со школой, добились, чтобы у него приняли экзамены индивидуально, потом – чтобы предоставили комнату в общежитии училища.
– То есть суд фактически берет на себя функции социальной помощи?
– Нет. Просто у ребенка есть право, закрепленное в законе: если он не обеспечен поддержкой со стороны родителей, эту поддержку ему обязано оказать государство. И мы обеспечиваем исполнение закона.

Семья возродилась
Необычное дело рассматривалось на днях в Октябрьском районном суде.
Началась эта история несколько лет назад. В одной неблагополучной семье (и отец, и мать пили, причем женщина была еще и дважды судима за кражу и грабеж) росли трое детей 2, 5 и 6 лет. Родители ими практически не занимались, малыши были предоставлены сами себе. В конце концов и мама, и папа попали под суд за неисполнение обязанностей по воспитанию. Отец был приговорен к штрафу, а мать с учетом своей криминальной биографии получила реальный срок лишения свободы: на 8 месяцев она отправилась в колонию.
Год спустя отец обратился в суд с просьбой восстановить его в родительских правах. Он представил доказательства, что изменил свой образ жизни, не пьет, работает, чувствует ответственность за своих детей. Суд пошел ему навстречу. А недавно с аналогичным заявлением выступила и мать. Она тоже устроилась на работу и порвала со своими вредными привычками.
– Суд оценил настойчивость родителей в желании восстановить семью и удовлетворил заявление женщины. Теперь все трое детей будут жить со своими мамой и папой, – сообщила О. Галахова, пресс-секретарь Октябрьского суда.

Дети остались с отцом
Недавно судом Ленинского района была лишена родительских прав орчанка, мать 7 детей.
Когда-то ответчица вышла замуж и уехала жить к мужу в небольшую деревеньку в Башкирии. Практически каждый год в семье появлялись дети. Жили супруги вроде бы неплохо: муж не пил, жену и детей обеспечивал, был на хорошем счету на работе... Но женщина особенной привязанности к семье не обнаруживала. По показаниям педагогов, дети постоянно приходили в школу голодными, грязными, как-то раз выяснилось, что они больны педикулезом. Мама ими практически не занималась, а 2 года назад вдруг ушла из дома, затерялась где-то в Орске и перестала выходить на связь с семьей. Назначенные ранее алименты она выплачивала время от времени и постепенно накопила долг в 30 тысяч рублей. При этом учителя отметили улучшение в состоянии детей: с тех пор как они стали жить с отцом и бабушкой, быт наладился, школьники стали лучше учиться, выглядели опрятно. В разговорах с социальным педагогом они почти не упоминали о матери, а на прямые вопросы отвечали, что жить с ней не хотят.
– Учитывая все обстоятельства, а также мнение детей, достигших возраста 10 лет, суд счел необходимым лишить мать родительских прав и удовлетворить исковое заявление, поданное ее бывшим мужем, – прокомментировал ситуацию пресс-секретарь Ленинского суда Е. Дубова.

Шанс на исправление
В Советском районном суде рассматривалось уголовное дело двух орчан 15 и 17 лет.
Как-то ночью они стащили чугунную крышку люка кабельной канализации и попались с этой «добычей» полиции. История, в общем, вполне стандартная. Тем не менее групповая кража, а именно так их действие квалифицирует Уголовный кодекс, могла обойтись юным правонарушителям дорого.
Однако, основываясь на так называемых Пекинских правилах, суд пришел к выводу о возможности освобождения их от уголовной ответственности с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия. В итоге было решено возложить на подростков обязанность продолжать обучение в их учебных заведениях без пропусков занятий без уважительных причин и запретить им покидать свои квартиры с 10 вечера до 6 утра.
Если ребята будут уличены в нарушении этих правил, они вновь окажутся на знакомой скамье подсудимых и «отделаться легким испугом» уже не смогут.




Материалы по теме

Согласно данным городского Управления МВД, только за первый месяц нынешнего года несовершеннолетними было совершено 12 уголовных преступлений. Специалисты уверяют, что ребенок сильнее подвержен чужому влиянию, чем взрослый, а значит, необходимо учитывать, в каких условиях растет юный правонарушитель, стараться исправить ситуацию, пока это еще возможно... Вопросами правосудия несовершеннолетних занимается ювенальная юстиция. О...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.