- Закон и мы
- 25-03-2014
В марте весь мир отмечал День защиты прав потребителя. Установленный еще в 1983 году, он только в последнее время стал по-настоящему популярным.
В нашей стране права потребителей защищаются специальным законом. И граждане охотно прибегают к этой защите: пожалуй, каждому из нас приходилось ссылаться на него в спорах с сотрудниками магазинов...
Что же представляет из себя этот закон? О тонкостях его применения мы и поговорим в сегодняшнем выпуске нашей постоянной рубрики.
Покупатель не всегда прав... Но его права надежно защищены законом
– Закон о защите прав потребителей очень эффективен, – считает заместитель председателя Советского районного суда Орска Н. Пасечник. – За время, прошедшее с момента его принятия в 1992 году, вышло несколько постановлений пленумов Верховного суда, регламентирующих его применение, обширная судебная практика постоянно обобщается и анализируется...
–Пользуются ли этим орчане?
– Да. И достаточно активно. К примеру, если в 2012 году суд рассмотрел всего 25 дел о защите прав потребителей, то в 2013 году таковых было уже в три раза больше – 70. Сразу после принятия закона на суды обрушилась волна исков к предприятиям торговли. Сегодня они сменились требованиями к страховым компаниям и банкам, медицинским учреждениям.
– В каких еще сферах может применяться этот закон?
– В любых, где гражданину за плату предоставляется товар или оказываются услуги. Медицинские, банковские, коммунальные – не важно. Но здесь есть один момент: закон о защите прав потребителей действует, только когда гражданин приобретает товар или услугу для личных и семейных нужд. Если же приобретенное использовалось, скажем, для перепродажи или производства работ, за которые покупатель планировал брать деньги, этот закон уже не применяется.
– Со стороны предпринимателей часто звучит критика: дескать, закон дает клиентам слишком много свободы, поощряет «потребительский эгоизм»…
– Он прививает культуру общения с клиентом. При этом, действительно, максимально учитываются интересы потребителя. При обращении с иском в суд потребитель освобождается от оплаты государственной пошлины. Потребитель может также потребовать выплаты весьма существенной пени – 1 процент от стоимости товара или услуги в день, но не более стоимости товара, работы или услуги. Возможно также взыскание морального вреда. Если иск удовлетворяется, на ответчика ложится оплата экспертиз и всех судебных издержек, понесенных истцом...
– И за качество товара отвечает именно продавец? Или он делит ответственность с изготовителем, допустившим брак?
– Если приобретенный товар оказался ненадлежащего качества, отвечать должен продавец – последнее звено цепочки, по которой осуществлялось движение товара к потребителю. Изготовитель, если неисправность возникла по его вине, тоже несет ответственность, в случае если потребитель сочтет обращение к нему целесообразным.
– А как быть, если товар или услуга предоставляется не предпринимателем, не организацией, а частным лицом – без чеков и договоров?
– Пленумом Верховного суда разъяснено: если лицо фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, не имея государственной регистрации, требования Закона о защите прав потребителей распространяются и на него. Однако в суде необходимо доказать, что это именно предпринимательская деятельность. Например, если один гражданин продал другому свою куртку, то есть совершил разовую сделку, спор между ними будет решаться по общим нормам Гражданского кодекса, регламентирующим куплю-продажу. Если же продавец постоянно шьет куртки на продажу, никак не оформляя свой бизнес, к нему уже применим Закон о защите прав потребителей. Но факт занятия предпринимательством придется доказать: например, предоставить суду рекламное объявление, размещенное продавцом в средствах массовой информации, или найти свидетелей, ранее покупавших у него аналогичный товар.
– Распространяется ли действие закона на покупки в интернет-магазинах?
– Покупка, совершенная через Интернет, ничем не отличается от любой другой. Продавец несет точно такую же ответственность.
– Отсюда следует другой вопрос. А в какой суд следует подавать иск, если товар пришел, скажем, из Москвы – в орский или столичный?
– Потребитель вправе обратиться в суд как по месту своего жительства, так и по месту нахождения продавца или месту исполнения договора. Но здесь существует нюанс: многие продавцы предусматривают в условиях договора пункт «О договорной подсудности». Чаще всего о рассмотрении спора по месту нахождения продавца (изготовителя услуги). Если вы подписали такие условия договора, то обращаться придется именно в этот суд. Поэтому надо внимательно читать документ, прежде чем подписывать его.
– Напоследок дайте совет, что делать человеку, который приобрел некачественный товар или услугу. Сразу идти в суд или попробовать договориться с продавцом?
– Я бы рекомендовала обратиться к специалистам, которые помогут принять правильное решение. У нас в городе их предостаточно – существуют соответствующий отдел при городской администрации, общественная организация по защите прав потребителей, которая уже достаточно давно и успешно работает в этом направлении, множество адвокатских контор. Конечно, гражданин может и напрямую, без посредников, обратиться в суд – образец искового заявления размещен на сайте суда. Но мне кажется, что торопиться с этим не стоит – практика показывает, что продавцы обычно не идут на развитие конфликта, подавляющее большинство подобных споров решается в досудебном порядке, что экономит время, нервы и деньги.
«Покупка мечты» не принесла радости
Орчанин купил машину своей мечты – шикарный автомобиль французской марки «Пежо». Приобретение дорогое – за него мужчина отдал автосалону более 800 тысяч рублей.
Гарантия производителя на это чудо европейского автопрома составила 2 года. Но воспользоваться ею владельцу пришлось уже на следующий день: придя на стоянку, он просто не смог завести новую машину! В салоне нашли брак и заменили компьютер. Однако спустя полгода двигатель снова стал подводить владельца авто: «чихать», «троить», безудержно жечь бензин... Вновь сделали ремонт, но проблема так и не была решена: с аналогичными жалобами уже не очень счастливый покупатель обращался в гарантийный центр и через год, и через полтора... В итоге он потребовал выдать новый автомобиль. На письменную претензию руководство салона ответило письменным же отказом: дескать, во всех бедах виновен не изготовитель, а сам владелец, заправлявший капризную импортную технику некачественным топливом. Того ответ не устроил, и он решил обратиться за защитой своих прав в суд. При рассмотрении дела представители ответчика заявили, что автомобиль продолжает эксплуатироваться истцом, а значит, выявленные недостатки не являются существенными. Однако суд встал на сторону потребителя.
– Исковые требования были удовлетворены частично, – сообщила О. Галахова, пресс-секретарь Октябрьского суда Орска. – Суд решил расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с организации в пользу истца стоимость автомобиля в сумме 828 тысяч рублей, неустойку в сумме 30 тысяч рублей и компенсацию морального вреда в сумме 10 тысяч рублей. Кроме того, в доход города Орска с ответчика были взысканы штраф в сумме 429150 рублей и госпошлина в сумме 11983 рублей.
Кто за ДТП ответит?
Недавно на улице Вокзальной произошла авария с участием автомобилей «Киа» и «ВАЗ».
Виновником ДТП был признан водитель отечественного автомобиля. Страховая компания, в которой была застрахована гражданская ответственность виновника, выплатила водителю разбитой иномарки 35 тысяч рублей. Однако мужчина посчитал эту сумму заниженной и обратился к независимому оценщику, который определил стоимость восстановительного ремонта с учетом износа автомобиля в 95 тысяч рублей. Тогда владелец иномарки обратился в суд, который поддержал мужчину и принял решение взыскать со страховой компании недостающую сумму.
– Страховые компании все чаще фигурируют в качестве ответчиков в судах. С начала нынешнего года Советский районный суд рассмотрел и вынес решения уже по восьми подобным искам, а за весь прошлый год суд поставил точку в 31 аналогичном споре, – рассказывает пресс-секретарь Советского суда В. Свобода.
Владеть иностранными языками не обязаны
С несколько необычным заявлением обратилась в Октябрьский районный суд орчанка, сделавшая покупку в интернет-магазине. Из столицы она выписала комплект элитной сантехники, обошедшийся ей в 50 с лишним тысяч рублей.
Однако, распечатав упаковку, женщина оказалась недовольна товаром: цвет не совпадал с нужным ей и категорически не вписывался в дизайн квартиры. Тогда она за свой счет отправила посылку обратно в магазин, потребовав обменять покупку, но получила отказ. За защитой своих прав она обратилась в суд.
Как выяснилось в ходе разбирательства, продавец по электронной почте уведомил женщину, что цвет изделий будет именно таким, каким он и оказался в реальности. Более того, орчанка согласилась с этим. Но тут же выяснилось, что название цвета было написано по-английски, а согласно закону о Защите прав потребителей «предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации». Аналогичная норма содержится и в постановлении правительства России.
В итоге суд встал на сторону женщины и обязал администрацию интернет-магазина вернуть покупательнице уплаченные за товар 50 тысяч рублей, выплатить неустойку в сумме 10 тысяч рублей, убытки – 3 тысячи рублей, компенсацию морального вреда – тысячу рублей, судебные расходы в сумме 3 тысяч рублей. Еще 32 тысячи рублей было взыскано с продавца в ее пользу в качестве штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024