- Закон и мы
- 22-04-2014
В сегодняшнем выпуске нашей постоянной рубрики мы поговорим об алиментах. Средства на содержание малолетних детей или нетрудоспособных родителей можно взыскать через суд. Но взыскать – еще не значит получить. Связанные с этим вопросы корреспондент «ОХ» обсудил с нашим гостем.
В ответе за тех, кого породили
Суд обязывает гражданина платить алименты... Но на этом история заканчивается далеко не всегда. Ведь истцу нужно еще получить эти деньги. А как это сделать, если ответчик не работает, не имеет никакого имущества или попросту скрывается от правосудия?
На вопросы корреспондента «ОХ» отвечает Н. Семянникова, начальник отдела судебных приставов Советского района.
– Наталья Ивановна, расскажите, с кого, как правило, взыскиваются алименты? Это только мужчины, оставившие своих детей, или бывают другие варианты?
– В первую очередь, конечно, мужчины, их большинство. Но и с женщинами приходится работать. Вот буквально вчера здесь была одна мать, с которой взыскиваются алименты в пользу больного ребенка, переданного в специализированное учреждение... Спрашиваем, куда она пропадала, почему не платит... Отвечает невозмутимо: «Пила». А был и мужчина, который согласно нотариальному соглашению был обязан платить на содержание престарелой матери по 10 тысяч рублей в месяц, но в какой-то момент перестал выполнять обязательства. Такими случаями тоже мы занимаемся.
– Расскажите, как вообще эти люди попадают на контроль судебных приставов? Как работает этот юридический механизм?
– Алименты назначаются решением суда либо нотариальным соглашением, когда стороны сами договариваются об определенном размере ежемесячных выплат и заверяют свою договоренность у нотариуса. Если все обязательства выполняются, в поле зрения нашей службы такие люди не попадают. А вот если деньги перестают поступать, с неплательщиками начинают работать приставы. В данный момент у нас, в Советском районном отделе, в работе около 500 таких дел.
– Вы много общаетесь с этими людьми. Как считаете, они не платят потому, что не имеют такой возможности или просто пытаются сэкономить?
– Есть разные случаи. Безусловно, в нашем городе высок уровень безработицы, найти постоянный источник дохода непросто. А лицам, выплачивающим алименты, вдвойне. Мы сталкиваемся с распространенной ситуацией, когда должники работают на индивидуальных предпринимателей без заключения трудового договора. Ведь если алименты удерживаются из заработка, то работодатель несет ответственность за их правильное начисление и своевременное перечисление денег взыскателю. В случае выявления судебным приставом нарушения в данной сфере виновное лицо привлекается к административной ответственности, наказание за которое предусматривает наложение штрафа от 15 до 20 тысяч рублей. И предприниматели такую ответственность нести не хотят.
При этом многие должники сами отказываются как-то выбираться с того дна, на котором оказались, и не пытаются помочь ни собственным детям, ни самим себе. Сейчас мы наблюдаем усиливающуюся алкоголизацию населения. Вот недавно возбуждали уголовное дело против злостного неплательщика алиментов. Поскольку он страшно пил, вплоть до белой горячки, и лечился в специализированном учреждении, пришлось проводить психиатрическую экспертизу. Еще два-три года назад ничего подобного не было. А сейчас следом за той экспертизой – еще 3 новые! На моей памяти такого еще не было.
– Как же начисляются алименты безработным? Ведь это именно процент с заработка... А если его совсем нет?
– Тогда согласно закону за основу берется средняя заработная плата по России. А она сейчас составляет 29680 рублей. Так что быть безработным алиментщику невыгодно.
– Да уж, можно представить, какие суммы набегают...
– Полмиллиона – уже не редкость. Правда, взыскать эти колоссальные долги часто невозможно. Приходим по месту жительства для наложения ареста на имущество – а в доме нет ничего, кроме какого-нибудь «старинного» телевизора. Даже если арестуем его, передадим на реализацию в специализированную организацию, кто его купит?
– Если должника не получается найти по адресу регистрации? С кого взыскивать деньги?
– Если должник скрывается от судебного пристава, объявляем его в исполнительный розыск. Этим занимаются отдельные приставы, наделенные соответствующими полномочиями. Бывало, что такие «потерявшиеся» обнаруживались в колонии. Еще чаще они находятся где-нибудь в Москве или на Крайнем Севере, на заработках.
– Мне известно, что приставы пытаются найти нестандартные подходы к своим подопечным, достучаться до их совести. Расскажите об этом подробнее.
– Мы неоднократно проводили встречи должников с представителями духовенства: православный священник и мулла убеждали нерадивых отцов и матерей не забывать о своих детях, помогать им финансово. Конечно, большинство пропускало эти слова мимо ушей, но некоторые после встречи подходили к священнослужителям, что-то горячо рассказывали, просили совета. Еще в этом году мы провели две акции: брошенные дети рисовали открытки своим родителям: к 23 Февраля – папе, к 8 Марта – маме. Когда вручали такой рисунок одному отцу-должнику, он не выдержал и расплакался. Иногда такие методы помогают лучше, чем угрозы крупными штрафами и даже уголовным преследованием...
Мать судилась с дочерью ради внука
В суд Советского района обратилась пожилая орчанка, требующая лишить родительских прав собственную дочь и взыскать с нее алименты.
Бабушка хлопотала не для себя, а для своего 16-летнего внука, сына той самой дочери. Такие страсти, достойные латиноамериканских сериалов, бушуют порой и на наших степных просторах...
Бабушка воспитывала ребенка с младенчества. Оставив двухмесячного малыша, его мать в 1997 году исчезла из дома и отправилась в Узбекистан. Год спустя она вроде бы соскучилась по ребенку, вернулась в отчий дом, взяла его и увезла туда же, в бывшую союзную республику. Но семейная идиллия продолжалась недолго – спустя пару месяцев мать вместе с сыном снова приехала в Орск, причем у ребенка оказался выбитым глаз. Оставив покалеченного мальчишку бабушке, ветреная дочь снова исчезла.
Время от времени горе-мать заглядывала в гости, прихватывала какие-нибудь ценные вещи и вновь пропадала. Время от времени в дом приходили письма из мест лишения свободы. В них она каялась, обещала ребенку, что, выйдя на свободу, немедленно приедет к нему... Но очередной срок заканчивался, а с ним исчезало без следа и намерение начать оседлую жизнь.
Сам ребенок, привлеченный судом к рассмотрению этого дела, поддержал исковые требования. По его словам, своей матери он толком не знал, видел ее лишь урывками, никакого положительного участия в его судьбе эта женщина никогда не принимала... Сама ответчица, во время судебного разбирательства отбывавшая очередной срок в колонии, протестовала против иска. Тем не менее суд встал на сторону истицы.
Решением суда мать была лишена родительских прав. Помимо этого, с нее были взысканы алименты на содержание сына в твердой денежной сумме, равной одной второй величины прожиточного минимума, то есть в размере 3552 рубля ежемесячно. Платить их нерадивая мать будет обязана вплоть до достижения ее брошенным сыном совершеннолетия.
Решение еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано в суде высшей инстанции.
Ответственность, соразмерная доходам
В 11 участок мирового суда Советского района обратилась орчанка, воспитывающая без мужа несовершеннолетнего ребенка.
Брак истицы и ответчика был зарегистрирован в марте 2012 года. Прожив вместе чуть более года, супруги решили расстаться. У них остался грудной ребенок. Поначалу ответчик давал бывшей жене деньги на содержание сына, но затем перестал финансово поддерживать оставленную семью. Супруга обратилась за защитой в суд.
Она попросила взыскать алименты в фиксированной сумме – 7 тысяч на содержание ребенка и 5 тысяч на собственное содержание – до времени, пока она не выйдет из декретного отпуска на работу.
Ответчик в суде согласился с тем, что должен платить алименты, но заявил, что готов отдавать лишь 25 процентов своего заработка. Согласно предоставленным документам индивидуальный предприниматель, на которого тот работал, платил ему порядка 5300 рублей ежемесячно – 4600 рублей в виде оклада и 15 процентов уральского коэффициента. В общем, его доход, по крайней мере на бумаге, приблизительно совпадал с установленным законом минимальным размером оплаты труда... При этом отец настаивал на том, что не оставил своего ребенка на произвол судьбы – он якобы регулярно забирал малыша к себе домой (проживал он с родителями), покупал и привозил бывшей жене продукты... Бывшая супруга в суд не явилась, так что опротестовать эти сведения было некому.
В конечном итоге суд вынес решение: с отца и бывшего супруга следует удерживать по полторы тысячи рублей ежемесячно – до времени достижения ребенком возраста трех лет он будет обязан таким образом поддерживать как сына, так и бывшую жену. Кроме того, бывшего главу семейства обязали оплатить госпошлину в размере 200 рублей.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Ветераны отчитались о работе и выбрали лидера
11-10-2024 -
Погаси долги до конца октября!
11-10-2024 -
Серебро – за цифровые возможности для бизнеса
11-10-2024 -
Урал станет чище
11-10-2024 -
Памятный знак для неравнодушных
10-10-2024