Школа стала ближе к ученику
- Консультации
- 05-10-2002
Мы попросили известных педагогов, во-первых, поделиться мыслями о том, чем нынешняя школа отличается от прежней, а, во-вторых, вспомнить свой дебют в качестве учителя. Вот что они рассказали.Валентина Измайлова,
директор школы “Рекорд”
1. Сегодня школа ориентирована на конкретного ребенка и выполняет социальный запрос. Это позволяет давать каждому воспитаннику дифференцированное образование с учетом его личностных особенностей. Раньше о таком подходе приходилось только мечтать, поскольку в ходу были сталинские методы, которые стригли ребят под одну гребенку.
2. Это было в школе N 54, где мне дали сразу десятый класс. Я открыла дверь, вошла и увидела на стене кем-то написанные слова не слишком лестного содержания. Через несколько минут мы разбирали предложение по частям, а потом взяли его за основу для обсуждения темы об уважении человека. Выпускники того класса стали моими друзьями. Прошло немало лет, они уже седые, но мы встречаемся регулярно. Не будет исключением и нынешний год, тем более, у меня юбилей.
Геннадий Кухтинский, директор школы N 15
1. Безусловно, стало больше демократии, свободы. В каждом ребенке учителя стараются видеть в первую очередь личность - вот что главное. Кроме того, школу сейчас с полным правом можно назвать не муниципальной, а в сущности, народной, так как она, в основном, содержится на средства родителей.
2. Моя педагогическая деятельность началась в 1973 году. Хотя учителем в то время я не был и имел за плечами только службу в армии. Тем не менее, меня взяли в школу N 11 физруком. Правда, раньше приходилось заниматься тренерской работой и этого мне казалось вполне достаточно. На первый урок ко мне пришли десятиклассники и среди них, естественно, девчонки. А мне самому-то только двадцать два. Под их взорами сорок пять минут пролетели мигом.
Александр Пожар, начальник управления образования г. Орска
1. Между вчерашней и сегодняшней школой большая разница. Прежняя была порождена канувшей в Лету советской системой. Но это не значит, что все в ней было плохо. Конечно же, по сравнению с сегодняшней, та школа была больше оторвана от ученика. Сейчас - иная тенденция: идет всесторонняя модернизация системы образования. Разрабатывается программа создания профильных школ с углубленным изучением того или иного предмета. Они не только лучше готовят ученика к жизни, но и дают более верные ориентиры при выборе будущей профессии. Раньше система школьного образования была направлена на то, чтобы давать ученику знания. Сегодня главное, чтобы ребенок научился учиться, а учитель показал ему пути получения знаний. Серьезный акцент делается на развитие коммуникативных способностей. Важно создать все условия для самореализации. Управление образования работает над повышением профессионального уровня руководителей и учителей, создает условия для внедрения новых педагогических технологий. Полным ходом идет компьютеризация школ. Так, на днях в город должны поступить 38 комплектов компьютерных классов. Можно с уверенностью сказать, что сегодня практически в каждой школе будет свой компьютерный класс, более того - подключенный к Интернету.
Вышли на новый уровень и взаимоотношения родителей и школы. Не секрет, что родителям постоянно приходится сдавать деньги то на одно, то на другое. Но этим их миссия не ограничивается. Сегодня они - полноправные хозяева школы, к ним прислушиваются, их мнение учитывается. Родительские советы имеют большую свободу действий, они допускаются к управлению школьными делами.
Взято направление на расширение школьного библиотечного фонда, открытие читальных залов. Словом, работа кипит. И результаты радуют. Тот же ЕГЭ, о котором было столько говорено, показал, что по некоторым предметам у орских школьников результаты выше не только, чем в среднем по области, но и по России.
2. Впервые в качестве учителя переступил порог класса в 1969 году во время институтской практики. Это был урок литературы в девятом классе. Как сейчас помню, изучали творчество Некрасова. С классом сразу нашел общий язык, никто не хулиганил, все слушали очень внимательно. Да, собственно, и было что послушать. Подготовился я отлично, сумел заинтересовать ребят.
А настоящий мой урок был спустя несколько лет. Я окончил институт и приехал по распределению в Шарлыкский район, в село Зобово. Это был урок русского языка в пятом классе. Все прошло вполне успешно.
Никогда не испытывал робости перед тем, как войти в класс, не боялся детей, как это свойственно некоторым молодым учителям. Секрет прост: я всегда мечтал стать учителем, всей душой стремился к этой профессии.
Анатолий Шмаков, директор индустриального колледжа, заслуженный учитель РФ, почетный работник среднего профессионального образования
1. Когда за плечами солидный педагогический стаж - тридцать лет, конечно же, есть что вспомнить. Само собой напрашивается сравнение нынешней системы образования с той, что была прежде. Сегодня система образования стала более демократичной. Дано больше свободы ученикам, учителям и, что немаловажно, руководителям образовательных учреждений. Но, к сожалению, действительность такова, что некоторые свободы больше декларируются, чем действуют на деле. Сказываются противоречивость и непродуманность наших законов. Это весьма влияет на эффективность педагогического процесса. Целый ряд вопросов оказывается размытым. Кроме того, нельзя оставить без внимания тот факт, что у студентов нет уверенности в завтрашнем дне. Лишь очень немногие находят себе работу по специальности. А жаль.
2. Свой первый урок я помню по сей день. Это было в далеком 1972 году в Челябинском индустриально–педагогическом колледже, который я окончил. Конечно, изрядно волновался. В аудитории сидели 30 человек, причем всего на год младше меня. Но урок методики производственного обучения прошел вполне успешно. У меня никогда не было проблем с дисциплиной на уроках. Ни в начале педагогической деятельности, ни после. Наверное, дело в том, что сам по себе я большой, могучий. Ну, а если серьезно, то я просто люблю свою работу. Всегда мечтал стать учителем. Когда ходил в 4 класс, так и написал в школьном сочинении. Моя сестра была учительницей, и мне хотелось быть на нее похожим. С любовью вспоминаю своих школьных учителей. Не забываю то лучшее, что они в меня вложили. А своим нынешним студентам вчера показал уникальный конспект 1966 года: свою ученическую тетрадь по тому предмету, который они изучают сегодня. Может быть, через много лет и меня тоже вспомнят с благодарностью.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024