РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Настоящая граница намного дальше условных линий

В конце 80-х годов вряд ли кто мог предположить, что наш город окажется в районе государственной границы. В Казахстан ездили так же спокойно, как сейчас, скажем, в соседний Новотроицк. Поэтому вполне объяснима была реакция местных жителей, которые в штыки восприняли появление на окраинах Орска таможенных постов. Работникам новой службы пришлось немало потрудиться для того, чтобы линия границы была прочерчена не столько на карте, сколько в сознании людей...В преддверии профессионального праздника таможенников наш корреспондент сутки отдежурил на территории многостороннего пункта пропуска “Орск”.
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Официальной датой рождения орской таможни принято считать 13 октября 1993 года. В то время местные защитники экономических интересов государства еще не имели в своем распоряжении оборудованных постов, необходимой материальной базы, элементарного опыта работы. Новое дело по охране государственной границы с республикой Казахстан приходилось осваивать практически с нуля. Старые кадры хорошо помнят те времена, когда инспекторы ютились в небольших вагончиках-бытовках, где не было элементарных удобств, нормальных средств связи, а электро- и теплоснабжение было проложено по временной схеме. Постепенно служба расширялась и росла. Укреплялся и форпост за поселком Новая Биофабрика. Построили кирпичные красавцы-коттеджи, решили вопрос со светом, теплом, канализацией, было пробурено несколько глубинных скважин, откуда пошла вода...
На сегодняшний день МАПП “Орск” - это целый комплекс, оснащенный необходимым оборудованием, транспортом, связью, подведенными коммуникациями... Все это сделано не только для удобства работы персонала, но и, в первую очередь, для того, чтобы упростить процедуру досмотра и оформления лиц, пересекающих границу. По этой же причине на территории поста компактно расположены и работают другие службы: пограничники, ветеринарная инспекция, центр санитарно-эпидемиологического надзора, фитослужба и т. п.
Ежедневно через МАПП “Орск” проходит немало легковых автомашин, грузовиков, трейлеров с коммерческим грузом. С недавнего времени работы заметно прибавилось. Если раньше находившиеся в ведении орской таможни посты были международными, то теперь их статус понижен до двухсторонних: Россия - Казахстан. Следовательно, всех гостей, приехавших из иностранных государств, отправляют на МАПП или же в соседнюю область. Люди далеко не всегда сдерживают свое недовольство.
- Это надо же, сколько я лишних километров “накрутил” и времени даром потерял, - возмущался приземистый грузин. - Гоняют людей с места на место. Зачем только, спрашивается, ваши правители такие правила придумали?
Вразумительного ответа на это не могут дать и сами инспекторы. Так распорядилось руководство комитета. И теперь орским таможенникам приходится не только постоянно выслушивать жалобы, но и терпеть колоссальные убытки. Только пост “Светлинский” приносил четыре миллиона рублей ежемесячно. Сейчас эта цифра сократилась примерно в 10 раз!
Но давайте от вопросов экономики вернемся к моему дежурству.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, ВЫ ВЗЯТКИ БЕРЕТЕ?
Длинная очередь машин выстроилась за воротами. Один за другим автомобили въезжают на территорию поста. Первым делом людям необходимо пройти паспортный контроль у пограничников. Если с главным документом, удостоверяющим личность, все в порядке, далее - милости просим на досмотр к таможенникам. По возможности все въезжающие в Россию машины полностью проверяют: осматривают багажник, салон, поднимают сиденья.
Подозрительные авто сканируют металлоискателем и призывают на помощь специально обученную собаку.
Непременной процедурой является досмотр багажа. По многочисленным наблюдениям видно, что если содержимое перчаточного ящика, подкапотного пространства, багажника люди показывают достаточно спокойно, то сумки с вещами часто расстегивают с криком и возмущением.
- Ну, нет у меня там ничего! Не видите, что сумка полупустая, - кричала дородная женщина средних лет, указывая на огромный брезентовый баул. - Я не хочу потрошить свои личные вещи! - И немного подумав, добавляет. - Может, у меня там нижнее белье лежит.
Но и этот контраргумент не убеждает инспектора. После долгих уговоров женщина все-таки соглашается на досмотр.
Уговаривают и сотрудника казахстанской милиции, который, вертя в руках служебное удостоверение, хотел, чтобы в России его не обыскивали, а непременно отдавали честь.
Если у первых двух нелюбовь к досмотру строилась исключительно на личных амбициях, то у молодой цыганки с быстро бегающими глазками веский повод для того, чтобы не показывать содержимое своего багажа, был. При осмотре выяснилось, что две ее большие сумки, что называется, под завязку забиты китайским барахлом. Документов на все это добро у женщины, как и ожидалось, нет. Несмотря на то, что российское законодательство предусматривает возможность беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, в том числе и одежды, имеющиеся здесь объемы товара в несколько раз превышают все допустимые нормы.
Женщине предлагают пройти для дальнейших разбирательств в зал таможенных оформлений.
Но она ничего не хочет слышать о том, что нарушила закон:
- Мужики, ну давайте договоримся по-человечески, - в который раз канючила цыганка, слюнявя разноцветные банкноты.
Дабы не мешать инспекторам с оформлением бумаг, выхожу на улицу. Но каково же было удивление, когда следом за мной засеменила эта женщина:
- Молодой человек, а может, вы взятки берете? Ну, отпустите меня домой, к маме, я вам ручку за это денежкой позолочу!
Получив отказ, цыганка нехотя поплелась обратно к инспекторам.
Сокрытие или недекларирование груза являются для МАПП самым типичным нарушением. Очень часто нерадивые предприниматели декларируют совершенно не тот товар, который фактически собираются провозить на территорию России. По документам в машине везут, допустим, электророзетки, которым грош цена в базарный день, а на самом деле перевозят современное компьютерное оборудование, общая стоимость которого измеряется десятками тысяч долларов.
Не так давно на посту “Светлинский” был задержан трейлер, доверху груженный углем. Как выяснилось в ходе досмотра, под твердым топливом скрывались пакеты с дорогостоящими лекарствами.
Надо сказать, что люди, отважившиеся на подобные шутки с таможней, очень сильно рискуют, так как по ряду нарушений закон предусматривает не только конфискацию товара, транспортного средства, административный штраф, но и солидный срок тюремного заключения. Находится немало и таких дельцов, которые решают, что намного проще везти товар в обход стационарных пунктов. Традиционно контрабандой из Казахстана являются китайский ширпотреб, левый спирт, зачастую непригодный для употребления, некачественные пищевые продукты, овощи и фрукты. Реже - зараженное мясо.
Несмотря на то, что в оперативных сводках время от времени появляются сообщения об очередном задержании контрабандистов, пытающихся пересечь границу в обход стационарных постов, возникает закономерный вопрос:
НАСКОЛЬКО ЖЕ ПРОЗРАЧНА ГРАНИЦА?
Мировая статистика свидетельствует, что лишь порядка 10 процентов контрабандного груза удается задержать. Учитывая объем изъятого орской таможней товара, можно представить, насколько огромен поток, идущий незаконно через границу!
Руководство орской таможни не скрывает, что провоз контрабанды вполне возможен, так как обеспечение техникой, специальными устройствами не на должном уровне. На границе всего одна собака, способная обнаружить наркотические вещества, на МАПП отсутствует рентген-аппарат для проверки груза и т. д.
- Мы пытаемся, стоя в воде, поймать рыбу ладонями, - шутя, высказываются инспекторы по этому поводу.
Оно и понятно, учитывая количество скрытых полостей как на грузовом, так и легковом автомобилях, чисто технически невозможно разбортировать колеса, разварить бензобак, вскрыть двигатель на каждой проезжающей машине. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что протяженность границы, находящейся под контролем орской таможни - от Кувандыка до Светлинского района, составляет порядка 890 километров. Из них 800 километров сухопутного и 90 километров водного пространства. Охраняют всю эту территорию примерно 200 человек. Контрабандисты же организованы не в пример таможенникам. Они располагают новейшими техническими разработками, современнейшей связью, скоростными автомобилями. И, как правило, у преступных группировок высокая степень конспирации.
Но было бы глупо думать, что таможня опустила от безысходности руки и дала “добро” всем пакостникам. На самом деле, основная борьба с контрабандистами ведется отнюдь не на посту, а в кабинетах организации. Вся поисковая информация и обследование автомобиля, поиск лиц и возможных покупателей левого груза происходит намного раньше того момента, как машина пересечет границу. Благодаря большой и разветвленной сети информаторов, неоднократно удавалось задерживать злоумышленников. И на этой ниве таможня позиции сдавать не собирается.
Но бывали случаи, особенно раньше, когда при незаконном пересечении государственной границы задерживали не контрабандистов, а местных жителей, поехавших в гости к казахским родственникам степными тропами.
Как вспоминают инспекторы со стажем, население очень тяжело привыкало к тому, что соседний Актюбинск находится уже в другом государстве! Срабатывает и стереотипное мышление: в сознании большинства людей обязательный атрибут границы - вышки, охрана с автоматами, нейтральная полоса... А у нас что, степь да степь кругом!
Действительно, прозрачность границы отчасти объясняется еще и тем, что нет колючей проволоки и линии демаркации с контрольно-следовой полосой. Но, по мнению специалистов, это вопрос времени. А делимитация уже проведена и на карте граница России с Казахстаном обозначена.
Несмотря на тонкую линию на политической карте мира, российские и казахстанские таможенники отнюдь не находятся по разные стороны баррикад. И те и другие служат Родине и борются с нарушителями границы. Поэтому их плотное сотрудничество вполне объяснимо.
АВТОПЕРЕХОД “АЛИМБЕТ”
Пункт пропуска “Каргалы” казахстанской таможни – так его еще называют - отделяют от МАПП “Орск” всего три километра. Это своего рода нейтральная полоса, хотя на самом деле принадлежит российскому государству. Дело в том, что линии на карте рисовали уже после того, как был построен орский пост.
Итак, мы находимся на границе с Казахстаном.
Чисто внешне казахстанский пост смотрится несколько беднее нашего. Нет здесь и питьевой воды. Зато казахи хвалятся спутниковой связью, которой оборудован пост.
Приехавших гостей встречают по-азиатски радушно.
- Русские нам - друзья, - говорит инспектор Женя (казахское имя уж больно мудреное). – Нам, таможенникам, нечего делить, так как бандит не имеет национальности.
Единственное, что бросается в глаза на той стороне, так это отсутствие оружия у таможенников.
- А зачем оно нам, - продолжает Женя, - в Казахстане людей в погонах очень уважают.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РОССИЮ!
Эта фраза почему-то запомнилась мне и всплыла позже, когда начался досмотр пассажирского автобуса, следовавшего в Узбекистан, после того, как выгрузили из старенького ЛиАЗа весь багаж и вышли все пассажиры.
Мы с таможенником шагнули внутрь салона. Замасленные грязные куртки, потертые спецовки, небрежно оставленные на сиденьях, выдавали пассажиров как бригаду чернорабочих, приезжавших в Россию в поисках длинного рубля.
Два раза в год подобные группы приезжают к нам на заработки. Этот рейс уже отправляется домой. Среди группы азербайджанцев выделялся слегка подвыпивший русский мужчина. На просьбу раскрыть сумку человек разразился целой тирадой:
- Да вы, таможенники, только и умеете, что сумки потрошить. Нацепили погоны, так теперь все можно.
Попытки успокоить “оратора” не увенчались успехом. Он все более распалялся и начинал переходить грань дозволенного. Не знаю, чем бы дело закончилось, если бы не вмешались его попутчики.
А я почему-то снова вспомнил слова улыбающегося Жени.
Спустя пару часов после этого инцидента заканчивалось очередное дежурство на МАПП “Орск”. Пока ребята приводили себя в порядок, убирались в комнате отдыха, сдавали отчеты, я стоял в 500 метрах от поста и думал, что, наверное, эти два государства разделяют не три километра условной нейтральной полосы. Истинная граница между похожими и в то же время такими разными государствами пролегла не на политической карте, а где-то в глубине души...

Фото автора.

Материалы по теме

Настоящая граница намного дальше условных линий

В конце 80-х годов вряд ли кто мог предположить, что наш город окажется в районе государственной границы. В Казахстан ездили так же спокойно, как сейчас, скажем, в соседний Новотроицк. Поэтому вполне объяснима была реакция местных жителей, которые в штыки восприняли появление на окраинах Орска таможенных постов. Работникам новой службы пришлось...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.