Базарная экономика
- Эссе
- 21-01-2015
Прочитал однажды вопиющий факт из жизни Дикого Запада... Автомобильная фирма США выпустила в продажу новый автомобиль, в котором кресла были покрыты красивым материалом. В ткани, кроме обычных нитей, были блестящие металлические, которые и придавали ей отблеск. Через некоторое время обнаружилось, что этот красивый материал, как и любой другой, при посадке несколько растягивается, поэтому, если садилась дама в шубе, волоски шубы попадали между металлическими нитями, а они при вставании зажимали волоски шубы. Если это будет продолжаться часто, то задняя часть шубы станет похожа на заднюю часть шимпанзе. Когда фирма узнала об этом, она срочно отозвала проданные автомобили, благо, что продано их было еще не так много. А на время замены купившим выдали другие автомобили. Естественно, обивку заменили.
А вот другой факт. Наш знаменитый завод по имени ВАЗ внес усовершенствование, заменив одну маленькую деталь в тормозной системе пластмассовой, чтобы не отставать от прогресса и повысить стоимость автомобиля. Она оказалась недостаточно прочной и, особенно при резком торможении, ломалась, что приводило к авариям, порой тяжелым. Завод вернулся к прежней детали, а тем, кто получил автомобиль с злополучной пластмассой, предложили самим в сервисах менять эту деталь, естественно, за свои кровные. Сошлись на компромиссе: у кого гарантийный срок не кончился, тем заменят бесплатно. Объясняли просто: у них там, за бугром, рыночная экономика, конкуренция.
Но вот и у нас вроде бы появилась рыночная экономика, только почему-то больше похожая на базарную времен Дикого и Кабанихи: не обманешь – не продашь! Вы обратили внимание на то, что многие продукты, расфасованные на предприятии или уже в магазине, имеют вес не 1 кг, а 900 г, 950 г? Почему? На некоторых баночках с трудом можно найти массу того, что туда положено. На пакетах выбирается, как правило, самое темное место, где оттиснут срок годности и т. п. Надписи на банках крупным шрифтом на иностранном языке, а то, что хотелось бы прочесть, есть на русском, но таким мелким шрифтом, что в магазин надо ходить с мелкоскопом.
Закончу тоже примером. В Старом городе открылась «Оптика». Теперь не надо ездить к черту на кулички, чтобы сначала заказать очки, а потом еще раз, чтобы получить их. Я заказал, получил, но через неделю сломалась дужка. Мне удалось убедить хозяйку магазина, что это заводской брак, и дужку заменили. Пытался убедить, что надо сразу менять и другую, но не смог. Через несколько дней сломалась вторая. Хозяйке я предложил на выбор два варианта: либо устранять заводской брак, либо ремонтировать за деньги, но тогда может пострадать репутация магазина. Она выбрала третий: вернула деньги за очки. Надоел я ей. Ну, что ж, это ее выбор, но в следующий раз я пойду туда, где продадут более качественный товар, хотя для меня это менее удобно.
Остается только ждать, когда же и к нам придет настоящая рыночная экономика, где действует принцип «Покупатель всегда прав». Конечно, следовать ему трудно, но конкуренция, которая, надеюсь, появится и у нас, заставит это сделать!
Алексей Крестовский
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024