- Закон и мы
- 27-01-2015
В 2014 году орскими следователями, работающими в структуре городского Управления МВД, было направлено в суд более сотни уголовных дел, возбужденных по статье 228 Уголовного кодекса России. Статья эта касается преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Очевидно, что сейчас ситуация в этой сфере уже не такая, как лет 10 – 15 назад. Сейчас на смену привычным наркотикам той поры пришла «синтетика». Бороться с ними чрезвычайно трудно, как и предугадать эффект от употребления. Наркоторговцев теперь меньше. Но они стали умнее, расчетливее, а главное – приняли на вооружение высокие технологии, помогающие им запутывать следы и уходить от ответственности.
И все-таки рано или поздно участники нелегального «бизнеса» – и продавцы, и покупатели – попадают на скамью подсудимых.
Смерть продается через Интернет. Наркоторговцы берут на вооружение высокие технологии
–Главная сложность заключается в том, что сейчас практикуется так называемый бесконтактный сбыт, – говорит А. Воропаев, начальник следственного управления УМВД России по г. Орску. – Это раньше клиент приходил к продавцу, передавал ему деньги, получал наркотик. Теперь они не видят друг друга – все общение ведется через Интернет, выйти на продавца через потребителей крайне сложно.
– Тем не менее есть положительные результаты?
– В прошлом году была выявлена организованная группа, которая в течение двух лет активно занималась наркоторговлей. Состояла она из двух мужчин и женщины. Участники группы распределили роли: кто-то связывался с оптовиками, закупал крупные партии наркотика; кто-то через Интернет находил клиентов, вел с ними переговоры; кто-то развозил товар по «закладкам», то есть тайникам, из которых его потом забирали покупатели. Сначала полиция вышла на одного из членов группы, но перед задержанием он успел предупредить подельников. Женщину перехватили здесь же, а второй мужчина сбежал в Санкт-Петербург. Но скрываться долго не получилось: уже через неделю он был задержан выехавшей по его следам из Орска опергруппой. При обыске у всех троих была изъята техника, которая использовалась для общения как между собой, так и с клиентами: ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны. Веб-камеры были заклеены аптечным пластырем, чтобы никто даже случайно не смог увидеть лиц участников группы.
– Но поймать преступника – это только полдела, нужно еще найти доказательства, которые убедят суд…
– После задержания началась очень трудоемкая кропотливая работа: проверялась вся их интернет-переписка, устанавливалось, когда они созванивались между собой, когда на их электронные кошельки зачислялись деньги и так далее. Было проведено более 30 экспертиз. Все данные анализировались, находились точки пересечения. Именно эта информация легла в основу уголовного дела, которое в декабре было направлено в суд. Теперь каждому из членов группы грозит от 10 до 20 лет лишения свободы.
– Чтобы разобраться во всех технических нюансах, полицейским, наверное, нужно хорошо разбираться в компьютерах?
– Сейчас специфика работы уголовного розыска и следствия меняется. Нашим сотрудникам – и оперативникам, и следователям – приходится быть почти профессионалами во всем, что касается высоких технологий. Нужно быть вдвое умнее его, чтобы найти следы, которые тот пытается спрятать.
– Расскажите, что представляют из себя современные наркоторговцы? К какой социальной категории они относятся? Употребляют ли свой товар или для них это только бизнес?
– Это бизнес, и очень серьезный. Во всяком случае, среди тех троих, о которых я только что сказал, наркозависимых нет. Люди они довольно обеспеченные, из той социальной прослойки, которую принято называть средним классом.
– Какие наркотики сейчас наиболее популярны у наркодилеров и их клиентов?
– Синтетические – всевозможные «спайсы», «соли»… Эти вещества очень коварны: даже разовое употребление может привести к страшным последствиям. Я недавно общался с врачами местной психиатрической больницы, они говорят, что очень часто к ним поступают пациенты в крайне тяжелом состоянии. Вроде бы не наркоманы, хорошо выглядят, никогда раньше ничем противозаконным не занимались. Просто купил человек через Интернет «спайс», покурил из любопытства – и вот он уже не совсем человек. На мозг «синтетика» действует абсолютно непредсказуемо, часто провоцирует необратимые изменения. Регистрировались и серьезные психические заболевания, и случаи впадения в кому, и летальные исходы. Понимаете, раньше врачи хотя бы знали, как помочь человеку, чем его лечить в случае передозировки, им было проще. А здесь никогда ничего нельзя сказать определенно: химическая формула производителями меняется постоянно, чтобы товар не попадал в перечень наркотических средств.
– А марихуана, героин? Их время прошло?
– Марихуана сейчас почти не продается. Обычно люди, употребляющие ее, сами собирают коноплю на полях и изготавливают кустарный наркотик. А героин… Не могу сказать, что его совсем нет. Сами понимаете, проезжает через границу одна машина с припрятанным пакетом наркотика – и вот на территории города уже несколько тысяч доз. Но стабильного героинового трафика, который раньше пролегал через Орск, уже нет.
– Мы до сих пор говорили о торговле наркотиками. Но ведь большая часть людей, осужденных по пресловутой статье 228, привлекается к ответственности не за продажу, а за хранение без цели сбыта…
– Да, существует легкомысленное отношение к этому: купил, покурил – вроде бы ничего страшного. Но опасность не только в том, что можно нанести большой вред своему здоровью. Нужно еще представлять себе масштаб юридических последствий. Ведь всего одна разовая доза, какие-то доли грамма наркотического вещества, считаются крупным размером. А приобретение, хранение наркотиков в крупном размере – тяжкое преступление. Значит, это почти наверняка лишение свободы, сроки серьезные – года три в среднем. Но даже если суд не отправит человека в колонию, сам факт судимости по этой статье будет иметь для него очень серьезные последствия, например при устройстве на работу. Поэтому никаких шуток с наркотиками быть не может. Это очень серьезно и опасно.
Родители – в колонии, дети – в детдоме
По приговору Октябрьского суда в колонию из-за «спайса» отправилась молодая женщина. Ранее за то же самое был осужден и ее муж. Его печальный опыт супругу ничему не научил…
34-летняя орчанка одна воспитывала двух детей – 10-летнего сына и 4-летнюю дочь. Вообще-то, муж у женщины есть, но он отбывает наказание за хранение наркотиков, так что на его помощь в ближайшие пару лет рассчитывать не приходилось.
Как-то раз она гуляла в центре города. Прямо на улице при помощи смартфона вышла в Интернет и по «аське» (специальная программа для отправки текстовых сообщений) заказала у человека, скрывающегося за вымышленным именем, один грамм «спайса». Анонимный торговец прислал ей номер счета, на который необходимо было отправить 2 тысячи рублей. Зайдя в остановочный павильон, женщина отправила деньги и стала ждать. 15 минут спустя она получила сообщение: ее доза наркотика спрятана в подъезде дома, расположенного неподалеку – в паре остановок. Женщина направилась туда и в оговоренной «закладке» нашла пакетик с курительной смесью. Однако далеко она с этим пакетом не ушла – оперативники угрозыска, проводившие операцию «Наблюдение», задержали ее и обнаружили запрещенную покупку.
С обвинением женщина согласилась полностью и попросила суд рассматривать ее дело в особом порядке. В итоге она получила 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Наручники на нее, находившуюся под подпиской о невыезде, надели в зале суда. А двое детей, чьи папа и мама из-за своих нездоровых пристрастий оказались за решеткой, отправились в детский дом.
Борец с наркоманией осужден за хранение наркотиков
Перед судом предстал бывший полицейский, обвиняемый в хранении наркотиков. Ранее 36-летний мужчина служил инспектором ГИБДД в соседнем с Орском городе.
В начале двухтысячных он направлялся в командировки на Северный Кавказ для участия в контртеррористических операциях и даже был отмечен благодарностью руководства «за добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей в связи с празднованием Международного дня борьбы с наркоманией».
Летом прошлого года, находясь в Орске, он через Интернет купил у неустановленного лица 4 грамма курительной смеси, содержащей синтетический наркотик, и вскоре после этого был задержан оперативниками.
Свою вину он признал, просил лишь не наказывать строго – ссылался на то, что должен ухаживать за тяжелобольной матерью. О снисхождении к нему просили и члены общественной организации, объединяющей ветеранов локальных войн. Тем не менее Советский районный суд Орска приговорил его к 3 годам лишения свободы в колонии общего режима.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024