Язык танца. Балет-легенда впервые выступил в Орске
- Культура
- 29-01-2015
Сегодня в Орском драматическом театре пройдет заключительный концерт легендарного Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Трехдневные гастроли балета с программой «Танцы народов мира» стали настоящим праздником для ценителей танцевального искусства Орска и Новотроицка.
Кому повезло получить приглашение, а билеты в кассе не продавались ни под каким предлогом, тот может смело записывать себя в счастливчики. Преимущественно ими стали заводчане одного из крупных предприятий, а также руководители танцевальных коллективов и совсем немного ребят, занимающихся хореографией. Те орчане, которые во что бы то ни стало хотели попасть в зрительный зал, где впервые за 78-летнюю историю ансамбль-легенда выступал в нашем городе, до последнего не теряли надежды.
Они уговаривали на одном из сайтов отдать им приглашение «за любые деньги» и даже встречали гостей балета на ступеньках драмтеатра, умоляя продать билет. Но никто из приглашенных так не решился на получение неожиданной и ставшей никому не нужной прибыли.
До начала концерта публика уже была готова к чуду. И оно свершилось. Отделение было открыто русским танцем «Лето». С первым стуком каблучков у зрителей просыпались патриотические чувства, возрождалась историческая память. Гениальная хореография Игоря Моисеева, красивые народные костюмы, близкий духу сюжет окончательно погрузили зрителей в прошлое народа. Оригинальный по композиции калмыцкий танец продолжил восхищать публику, «Татарочка» в исполнении солистки Ольги Волиной и заслуженных артистов России Александра Тихонова и Олега Чернасова раскрыла суть задорного характера татарской девушки. Сюита молдавских танцев «Хора», «Чиокырлия», «Жок», старинная городская кадриль, знаменитая хореографическая картина «Партизаны»... Это самые знаковые танцы, которые «просят» во всем мире. Все шло на одном дыхании. Время, казалось, остановилось для зрителей, в чьих глазах артисты открыли глубину восприятия, но совершенно неожиданно закончилось первое отделение.
– Великолепно! Настоящий праздник профессионального искусства, – призналась Р. Йосифова, руководитель образцового народного танцевального коллектива «Топотушки». – Такие концерты нужны провинции, где, увы, постепенно исчезает народное искусство. Я сама преподаю народные танцы, мои девочки любят их, и я (да! да!) этим действительно горжусь. Мы тоже стараемся ставить испанские, молдавские, русские, индийские, арабские, еврейские народные танцы.
Ансамбль называют российским послом мира
Художественный руководитель ансамбля Е. Щербакова призналась на пресс-конференции, что гастроли в Орске оказались очень приятными.
– Мы вновь расширили свою географию, поездка состоялась благодаря поддержке уникального мецената Алишера Усманова, – поблагодарила Елена Александровна, продолжив. – Моисеев – уникальный пласт культуры. Игорь Александрович родился в России, умер в России, а всю жизнь жил в Советском Союзе. Реформатор, гений, философ, режиссер, он дал народному танцу профессиональную жизнь, прославил нашу страну народно-сценической хореографией. Равных ему до сих пор просто нет. Всегда независимый, красивый, талантливый... Искусство Моисеева объединяет народы, недаром Игоря Александровича и ансамбль называли и называют российским послом мира. Язык танца понятен всем жителям планеты, искусство танца нужно людям, которым важны такие простые и понятные чувства, как любовь, мир и добро. В этом роль и нашей страны.
И. Моисеев умер в 2007 году, не дожив два месяца до 102-летия. Но ансамбль сохраняет традиции, заложенные мастером. Кто же они, его последователи?
– Моисеевцы – отдельный народ, братство, которое объединил своим искусством мастер, все разные, но все несут людям добро, – подчеркнула Щербакова. – В школе и ансамбле идеальная дисциплина. Никакой демократии. Законам в репетиционном зале необходимо подчиняться обязательно, но в то же время не растерять своей индивидуальности. Это сложно. Если один раз человек ушел из ансамбля, обратно его никогда не примут. Таково правило. В перестройку мы потеряли около 20 артистов, ушедших в риверданс. Никто никого не осуждает: кому – деньги, кому – творчество.
– Можно ли сомневаться в том, что к нам приехал некий второй состав ансамбля?
– У нас такого нет. Всегда в концерте занят весь коллектив балета. Мы не сокращаем хореографию, соответственно, и состав.
– Родители детей-танцоров говорят, что в «Мулен Руж» проще попасть, чем в ансамбль имени Моисеева? Многие и мечтать боятся.
– Вы меня очень рассмешили. Это шоу, кабаре, а сравнивать возможность попасть в ансамбль можно разве лишь с Московской академией хореографии. Для нас очень важно эмоциональное начало артиста, его внешность. В народном танце важно не просто технично делать движения, а понимать, что они значат в выражении характера, эмоций. Что касается школы, то мы получили новое здание, надеемся сделать в нем ремонт и набирать детей не раз в пять лет, а раз в три года. Из-за таких перерывов мы пропускаем талантливых юных танцоров. Общежития-интерната нет, поэтому мы работаем с детьми, проживающими с родителями в Москве. Есть в ансамбле и династии: родители приводят своих детей. Профессионалы работают с утра до вечера, даже два дня – огромный перерыв для танцора. А сейчас в коммерческих шоу пытаются сделать «звезду» за 10 дней, однако настоящее творчество не имеет ничего общего с коммерцией. Выпускники нашей школы – это не просто великолепно технически обученные танцовщики, это актеры, которые на сцене могут играть различные роли в зависимости от поставленной задачи. Танцуя мексиканский танец, они должны быть мексиканцами.
– В коллективе есть заслуженные артисты России. Как в молодом возрасте ощущать себя таковыми?
– Если учитывать специфику балета, то 10 лет в ансамбле – приличный срок. Артисту отведено всего-то 20 лет до пенсии, – ответил Александр Тихонов. – А звание – это приятная оценка того, что артист делает на сцене, значит, не зря работал и педагог. Звездной болезни не появляется, только ответственность. Могут и упрекнуть: ты же заслуженный! У нас все делают всё. Все учат весь репертуар – и соло, и партии в массе.
Нанайская интрига и полный триумф
Второе отделение после 20-минутного перерыва открыл танец бессарабских цыган. Настоящий костер на сцене, настоящие пламенные страсти. Сюиту греческих танцев «Сиртаки» орчане, увы, видели раньше только на свадебных пиршествах. Совершенно неидентичные образы! Сюита мексиканских танцев, танец аргентинских пастухов «Гаучо» погрузили зрителей в атмосферу Латинской Америки, а нанайская народная игра «Борьба двух малышей» вообще сбила с толку. Малыши в одежде из шкур и отах боролись не на шутку, валя друг друга то на один, то на другой бок, чуть не рухнув со сцены. Оказалось, это только один артист, но какой!
Наконец «Яблочко» –
и полнейший триумф!
Зрители аплодировали стоя и долго не отпускали
танцоров.
Фото Алексея Муркина
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024