Работодатель - главная персона
- Экономика
- 19-10-2002
От уровня взаимодействия центра занятости и работодателей в лице предприятий, организаций, учреждений во многом зависят формирование и развитие городского рынка труда. О том, как строятся эти отношения, каковы результаты данного сотрудничества, что дают они рядовому горожанину в плане трудоустройства - наш разговор с директором центра занятости населения
Е. Судошей.- Екатерина Севастьяновна, неоднократно приходилось слышать, и от вас в том числе, что работодатель для службы занятости - “клиент номер один”. С чего бы это такие приоритеты? Вы же структура, работающая, в основном, и в первую очередь, с населением, тем более, что ликвидирован внебюджетный фонд занятости, который вас официально обязывал работать с предприятиями.
- Служба занятости населения является своего рода “большим перекрестком дорог”, где встречаются интересы работодателей и граждан, ищущих работу. Результативность труда специалистов службы занятости зависит от их умения вести конструктивный диалог с социальными партнерами, которыми являются как руководители предприятий, учебных учреждений, профсоюзных органов, так и безработные граждане. Но в условиях неразвитого рынка труда, стороны, посредником которых является служба занятости, поставлены в неравные условия. Погоду на рынке труда делают работодатели. И с этим необходимо считаться.
- А что, разве работодателю не нужны рабочие кадры?
- Именно рабочие и квалифицированные кадры! Только качественная рабочая сила сможет изменить ситуацию на рынке труда - помочь производству выйти из кризиса и назначить себе цену, которую работодатель вынужден будет платить. Но сегодня увольняется людей больше, чем трудоустраивается, даже без учета размеров сокращении, которые происходят по инициативе работодателя. И хотя работодатель попадает во все большую зависимость от качественной рабочей силы, именно он пока еще диктует правила игры. Причем от позиции работодателя зависит и развитие профессионального образования, учреждениям которого нужны поддержка и материальная помощь. Работодатели ведут себя, как в анекдоте: выколю себе глаз, пусть у тещи зять кривой будет. Иногда собственники поступают как временщики: как можно больше и в сжатые сроки взять все от предприятия. Где уж тут социальное партнерство с учебным заведением, когда нарастает антагонизм между руководством завода и трудовым коллективом.
- В чем заключается взаимодействие службы занятости и работодателя? Вы обязаны комплектовать предприятия рабочей силой?
- Нет, не обязаны. Мы вообще по закону имеем обязанности только перед государством и населением в лице безработных. Но, оставляя без внимания проблемы предприятий или учреждений профтехобразования, не стремясь оказывать им помощь, мы не сможем хорошо выполнять свои обязанности ни по отношению к государству, экономика которого переживает кризис, ни по отношению к населению, для которого не хватает по той же самой причине рабочих мест. Поэтому странно слышать, когда мне задают вопрос: ”Ты-то что переживаешь за подготовку кадров, говоришь о ней больше, чем о безработице?”. А как прикажете работать, если ежедневно 2 тысячи вакансий нет возможности закрывать? И при этом общая безработица в городе 9 процентов, а это почти 16 тыс. человек. Подготовка кадров и качество рабочей силы - это составляющие рынка труда. Главный просчет проводившихся реформ - отказ большинства работодателей от заботы о сохранении и развитии трудовых ресурсов и отсутствие государственного контроля над этим процессом. Нам казалось, что на свободном рынке труда будет в достатке любых специалистов и незачем тратиться. Сегодня мы видим, что это далеко не так. Рынок труда профессионально истощается, и социальные партнеры обязаны налаживать отношения и учиться компромиссу.
- Как вы их налаживаете?
- Во-первых, за счет услуг, которые мы им оказываем, а их достаточно много. Мы не ограничиваемся лишь направлением безработных, согласно подаваемым предприятиями заявкам на рабочую силу. Работодатель получает информацию о рынке труда не только города и области, но при желании и российском, его перспективах и тенденциях развития. По его заявкам проводится конкурсный отбор специалистов, отвечающих всем заявленным требованиям, организовывается встреча с кандидатом для собеседования. Организовываются временные и общественные работы сроком до 6 месяцев из числа неквалифицированных работников с частичной оплатой за счет бюджетных средств. Предлагаются выпускники профессиональных учебных учреждений на молодежную практику сроком до 6 месяцев с целью повышения квалификации и адаптации в производственной среде с заработной платой за счет бюджетных средств. Готовятся кадры на договорной основе под гарантию трудоустройства за счет бюджетных средств. Оказывается помощь в отборе кадров на профессиональную пригодность и многое другое.
Во-вторых, за счет рекламы и сервиса предоставляемых услуг, что требует от службы занятости постоянного развития, совершенствования технологии и поиска новых форм работы. Такими формами являются разнообразные ярмарки вакансий рабочих мест - от мини-ярмарок до городских. В этом году стали практиковать городские специализированные ярмарки вакансий для групп предприятий по отраслевым признакам (торговля, строительство, машиностроение) или по конкретным категориям рабочей силы, например, для рабочих неквалифицированного труда.
Одной из интересных форм работы является программа “Персонал-сервис”, действующая уже шестой год, имеющая в своей базе данных более 315 специалистов высокой квалификации, получившая признание работодателей не только нашего города, но и Оренбурга, Челябинска, Екатеринбурга, Ростова, Стерлитамака, Самары. Ее услугами за время существования воспользовались более 900 работодателей, благодаря ей были трудоустроены около 600 специалистов, в том числе и те, кто имел работу, но хотел ее сменить. На базе данной программы проводятся аукционы рабочей силы, когда работодатель выставляет на аукцион всего одну вакансию, которую пытаются получить иногда до 10-15 человек одновременно. Участие в таких аукционах полезно для обеих сторон: человек, претендующий, но не получивший желаемого, имеет возможность установить реальную цену самому себе, как “товару” на рынке труда, изучить спрос на этот “товар” и принять меры к повышению своей “стоимости”. Привлекает к этой программе не только спектр услуг и их качество, но и бесплатное их предоставление, так как это, в принципе, услуги рекрутинговых компаний, которые они предоставляют на платной основе, хотя не имеют тех возможностей, которые есть у службы занятости.
Есть еще одна услуга, обогощающая обе стороны. Это клуб работодателей, который является постоянно действующим органом службы занятости. К разговору о его деятельности и значимости мы вернемся в следующий раз.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024