РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Художник Качмазова рисует картины светом

Художник Качмазова 
рисует картины светом

В честь Дня работника культуры лучшим специалистам сферы вручили премии «Культурное наследие». Среди них И. Качмазова, художник по свету Орского драматического театра имени А. С. Пушкина. «Орская хроника» побывала в скрытом от глаз зрителя уголке театра – пультовой, где рождается свет для декораций. Когда мы смотрим спектакль, в центре внимания игра актеров. Никто не задумывается, что происходит за кулисами, а тем более над сценой, где установлено множество прожекторов. В орском театре их более 900. А управляет ими всего один человек – Ирина Юрьевна Качмазова, профессионал с многолетним стажем.
– Приняли меня осветителем в 1977 году сразу после школы. Пришла в театр вслед за подругой, которая трудилась в художественном цехе, – вспоминает собеседница. – Тогда на мою специальность нигде не учили. Профессии художник по свету не было. Когда родители узнали, устроили мне взбучку. Ходило мнение, что в театре работают, скажем так, неблагонадежные люди. Вообще, я технарь по характеру. Математика, физика – мои науки. Да и знания электрики помогли. Поэтому было несложно.
Долгие годы для управления внешними световыми приборами на сцене использовались примитивные пульты «Старты» и «РТМы». Оборудование находилось под сценой, специалист наблюдал за тем, что происходит над ней, через люк. Качмазова начинала работать именно с такой техникой. Хотя все это было лишь временно. Вскоре она уехала из Орска. Но потом вернулась в том числе и в театр и больше не покидала его.
– График работы у нас ненормированный, – рассказывает Ирина Юрьевна. – Для «Царевны-лягушки», например, свет писали 32 часа, не выходя из театра. Это очень кропотливый процесс. И это мои будни. Зато какой потом впечатляющий результат! Во взрослых спектаклях обычно менее динамичное освещение, а вот сказка должна быть волшебной.
Сегодня пультовая, где работает художник по свету, напичкана дорогостоящим оборудованием, возможности которого огромны. Пульт управления, как говорит моя собеседница, самый продвинутый в области. Да что там в области, таких в России по пальцам перечесть. На нем пишется свет, а точнее, программы, он управляет приборами, что над главной сценой.
– Каждый фонарь должен быть выставлен в определенное положение, чтобы светить туда, куда надо, – объясняет Качмазова. – Имеют значение размер и цвет луча. Вы нажимаете на клавиатуре компьютера букву, она появляется на мониторе. Здесь то же самое, я набираю номер канала, который присвоен определенному прожектору, он загорается. Вы делаете букву подчеркнутой, я задаю свету направление. И так далее. Лучи, собирающиеся в свет, – это часть декорации спектакля. Не зря человека, работающего над этим, называют художником, он светом рисует картинку.
Ирина Юрьевна набирает комбинацию кнопок, сцена, которую видно через окошко, заливается красками. Теперь все наглядно.
А ведь еще каких-то полгода назад, когда новое оборудование только смонтировали, для нее все это было непросто. На протяжении пяти месяцев Качмазова изучала инструкции. Любая неточность в эксплуатации оборудования – провал на сцене. Драмтеатр принимает самых разных артистов. Их выступлению не всегда предшествуют репетиции. Поэтому в арсенале художника по свету всегда должны быть припрятаны универсальные программы, которые позволят быстро сориентироваться в любой ситуации.
Парадокс, но в родном театре героиня материала ни разу не была в роли зрителя. А вот в других городах сколько угодно. Везде орчанку встречают как родную. Театральный цех – одна большая семья.
– Мы держимся друг за друга, – говорит Ирина Юрьевна. – Техника быстро меняется, за всем не уследишь. Если какие-то вопросы возникают с новым оборудованием, где искать ответы? Только в своем цехе. Общаемся в Интернете. И, конечно, если приезжаешь в какой-то город, можешь быть уверенным, что тебя там встретят коллеги.

Анна Сергеева. Фото Дмитрия Бикбова

Материалы по теме

Художник Качмазова рисует картины светом

В честь Дня работника культуры лучшим специалистам сферы вручили премии «Культурное наследие». Среди них И. Качмазова, художник по свету Орского драматического театра имени А. С. Пушкина. «Орская хроника» побывала в скрытом от глаз зрителя уголке театра – пультовой, где рождается свет для декораций. Когда мы смотрим спектакль, в центре внимания игра...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.