День Победы Анна Варфоломеевна встречала в Кенигсберге
- Город в лицах
- 10-09-2015
В прошлое воскресенье отмечалась 72-я годовщина со дня окончания Курской битвы – одного из величайших сражений Второй мировой войны. Поздравления от горадминистрации принимали 12 участников битвы на Курской дуге, живущие в Орске.
С одной из них – А. Карякиной – нам удалось побеседовать.
О судьбе ветерана войны расскажем читателям.Анна Варфоломеевна родилась в Мордовии, в селе. 3 июля 1943 года ей, 18-летней девушке, вручили повестку. Героиня материала хорошо помнит, как тогда у нее дрожали коленки, но пришлось подчиниться – ведь за неявку в военкомат могли посадить в тюрьму.
– Меня последней призвали, – рассказывает Карякина. – До этого на фронт ушли пять моих старших братьев.
В назначенный день Анна явилась в военный комиссариат. А через три дня ее отправили на фронт, в запасной полк. Там она обучалась сорок дней, а затем была направлена в Орловскую область. Оттуда – в 68-й отдельный медсанбат медсестрой.
– При медсанбате была всю войну, – говорит Анна Варфоломеевна. – Делать уколы, перевязывать раны училась там же. Дослужилась до старшего сержанта. С поля битвы к нам доставляли раненых, мы за ними ухаживали, а особо тяжелых после перевязки направляли в другие госпитали, которые находились в тылу. Часто приходилось сутками не спать.
Работники медсанбата должны были идти вслед за передовыми полками. Случалось, что среди раненых были и пленные немцы, как солдаты, так и гражданские. Их тоже лечили.
– Боже упаси отобрать у раненого немца что-нибудь! – вспоминает Карякина. – За это грозила тюрьма или расстрел. Хотя немцы грабили и унижали раненых русских, попавших к ним в плен. Был у нас один работник, который задумал накормить раненых соотечественников: позаимствовал петуха у немца, отрубил ему голову, и за это его посадили в тюрьму на 10 лет! Делалось это, скорее, из-за стремления сохранить дисциплину в своих рядах, нежели из-за жалости к противнику.
Чтобы сохранять дисциплину, особо провинившихся даже расстреливали на глазах у медиков, чтобы держать последних «в тонусе».
– Но мы тогда были юные, несмышленые, – отмечает Карякина. – Поэтому воспринимали события не так трагически. Впрочем, и без того выполняли свои обязанности на совесть.
Случались в палаточных стенах медсанбата и романы...
– Любовь на фронте была, – говорит Анна Варфоломеевна, – но не такая откровенная, какой ее показывают в современных военных фильмах. Сама я на войне не влюблялась ни разу.
Карякина прошла несколько фронтов. В Курской битве принимала участие в составе 73-й дивизии 48-й армии. От одного пункта до другого передвигались пешком, проходили по десять-пятнадцать километров в день. Никаких санитарных поездов, автомобилей медсестрам не предоставляли.
Позже были поля сражений на Украине, в Белоруссии, Польше. День Победы Карякина встречала в Кенигсберге (сейчас Калининград). Помнит, как безумно радовались, как им наливали по сто праздничных граммов.
После войны Анна Варфоломеевна вернулась в родное село. Но в колхозах тогда тяжело было, поэтому по приглашению старшего брата перебралась в Орск, устроилась на никелькомбинат уборщицей. Однажды уехала в отпуск в Пензенскую область, там вышла замуж.
Спустя 23 года совместной жизни супруг Анны Варфоломеевны умер от инфаркта, пришлось одной воспитывать шестерых детей. Чтобы выжить, она вязала паутинки, чулки, варежки на продажу.
Вскоре брат снова позвал Карякину в Орск. Здесь она устроилась уборщицей на вагонный завод, позже на вокзале мыла полы. Потом ушла на пенсию.
Поднимать на ноги детей одной было трудно, зато одинокая старость Анне Варфоломеевне не грозит. Сегодня у героини материала большая семья, ждут второго праправнука.
Юлия Галкина. Фото Дмитрия Бикбова
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024